4426

Плакали ваши денежки

Любопытная новость пришла на наши информационные просторы из Арбитражного суда Москвы. Судья Наталия НЕЧИПОРЕНКО приняла к производству исковое заявление ПАО “Сбербанк” к ТОО “Казахстанские коммунальные системы” (ККС) о взыскании задолженности по кредитному договору №6773 от 15.5.2018 г. в размере 1 552 683 902,73 рубля, это порядка 8,5 млрд тенге.

Плакали ваши денежки

ТОО “Казахстанские коммунальные системы” - это компания, о которой мы уже сообщали (см. “На холодную голову”, “Время” от 6.4.2023 г.).

Напомним, ТОО является главным поставщиком тепла и электричества в Шымкенте и в четырех областях Казахстана: Мангистауской, Туркестанской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской. В структуру ТОО, основанного в 2008 году, входят девять компаний: ТОО “Оңтүстік Жарық Транзит”, АО “Мангистау­ская региональная электросетевая компания”, ТОО “Энергопоток”, ТОО “Усть-Каменогорская ТЭЦ”, ТОО “Ветропарк “Жузимдык”, ТОО “Расчетный сервисный центр”, ТОО “Қарағанды Жарық”, ТОО “ҚарағандыЖылуСбыт” и ТОО “Караганда Энергоцентр”, в ведении которого находятся ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3.

ТОО “Казахстанские коммунальные системы” входит в структуру инвестиционной группы Ordabasy Group, основателем и владельцем которой является небезызвестный олигарх Динмухамет ИДРИСОВ, который, к слову, возглавляет наблюдательный совет ТОО. Сама же компания принадлежит непосредственно супруге олигарха Магде ИДРИСОВОЙ. Их сын Жармухамед АППАЗ занимает в ККС пост директора по сбыту. Эдакий семейный подряд.

Так вот, судя по определению Арбитражного суда Москвы, Сбербанк выдал ККС кредит в размере 8,5 млрд тенге, а теперь не может получить свои деньги. Предварительное слушание по этому процессу назначено на 18 мая. Вот только удастся ли Сбербанку, пусть даже через суд, добиться от Идрисовых исполнения своих обязательств - вопрос открытый.

Дело в том, что г-н Идрисов уже должен немалые суммы в самом Казахстане. К примеру, Национальному банку он не может вернуть деньги с 2017 года (см. “Где деньги, Дин?”, “Время” от 12.4.2023 г.). И возвращать их не спешит. Но подробнее об этом мы расскажем в следующих номерах газеты.

А есть и другой наглядный пример того, как Идрисов исполняет судебные решения по своим обязательствам. Речь идет о ТОО “Alem Auto Trade”. Печальную историю сотрудничества этой компании со структурами Идрисова мы рассказывали в октябре прошлого года.

Для тех, кто не в курсе, повторим.

Летом 2018 года ТОО “Alem Auto Trade” заключило договор на поставку шин для автобусов скандально известного ТОО “Green Bus Company”. Алматинцы и шымкентцы наверняка и не раз поминали недобрым словом эту компанию. Договор был о поставке “Гринбасу” 3310 шин на сумму 225 230 000 тенге. Однако, несмотря на то что шины были поставлены в полном объеме, транспортный перевозчик отказался оплачивать за них всю сумму. Задолженность перед шинным центром составила 106 985 000 тенге.

Естественно, ТОО “Alem Auto Trade” пришлось обратиться в суд. 29 января 2019 года судья специализированного межрайонного экономического суда Шымкента Л. КАЛДИЕВА вынесла судебный приказ о взыскании с ТОО “Green Bus Company” полной суммы оставшегося долга.

Представитель истца У. БУЛЬТИРУКОВ сразу же подал заявление об обеспечении иска о взыскании сумм задолженности. То есть, по сути, попросил наложить арест на имущество ответчика с тем, чтобы он смог расплатиться по счетам. Однако судья Калдиева в удовлетворении данного заявления отказала...

Для тех, кто не в курсе, поясним, что ТОО “Green Bus Company” - крупнейший частный городской пассажирский перевозчик в Алматы и Шымкенте - входил в империю Идрисова.

Тут хотелось бы сделать небольшое отступление от истории ТОО “Alem Auto Trade”, чтобы показать идрисовскую изобретательность в зарабатывании денег.

В июне 2016 года в Алматы состоялась торжественная презентация 35 новых автобусов для ТОО “Green Bus Company”, которому, к слову, с щедрой руки экс-акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА был передан в доверительное управление муниципальный автопарк “Алматыэлектротранс”.

В официальной презентации автобусов приняли участие аким Алматы Бауыржан Байбек, директор ТОО “Green bus Company” Бауырджан КУЛИШЕВ и управлявший директор АО “Qazaq Banki” Игорь ЗАВЬЯЛОВ.

А знаете, почему был представитель Qazaq Banki? Все верно, потому что банк выступил в качестве финансирующего банка-партнера. Почему это важно? Да потому, что одним из акционеров Qazaq Banki являлся как раз Динмухамет Идрисов. И именно в этом банке брат олигарха Кулмухамед ИДРИСОВ брал кредит в размере 2,7 млрд тенге на приобретение 12 000 кв. м в ЖК “Вес­новка” (см. “Весеннее обострение”, “Время” от 31.3.2023 г.). И именно этому банку Национальный банк Казахстана выдал крупный заем под гарантии Динмухамета Идрисова. Видите, как все переплетено?

Но вернемся к ТОО “Alem Auto Trade”. Спустя месяц после вынесения судебного приказа, то есть 25 февраля 2019 года, ТОО подает в специализированный межрайонный экономический суд Шымкента иск о взыскании с ТОО “Green Bus Company” суммы задолженности. Из чего можно сделать вывод, что для “Гринбаса” судебный приказ был не указ. Рассмотрение иска длилось почти три месяца и завершилось победой истца.

“Из материалов дела следует и подтверждается представленными ТОО “Alem Auto Trade” накладными на отпуск запасов на сторону, что по договору №01-МТС/1-18 истцом ответчику поставлено товара на 182 880 000 тенге, по договору №01-08/06/18 - 42 305 000 тенге. В общей сложности ответчику поставлен товар на 225 185 000 тенге. Ответчиком оплачено 118 200 000 тенге, свидетельством которого являются подписанные сторонами акты сверок и выписки по банковским счетам истца. В настоящее время задолженность ответчика перед истцом составляет 106 985 000 тенге” - это выписка из решения специализированного межрайонного экономического суда Шымкента от 6 мая 2019 года, куда ТОО “Alem Auto Trade” было вынуждено обратиться, не получив свои деньги от ТОО “Green Bus Company”.

На суде в Шымкенте представитель ТОО “Green Bus Company” О. ЕЛЬФИМОВ иск признал лишь частично. Он по­яснил, что согласен с задолженностью по второму договору на сумму 42,3 млн тенге, а по первому договору на сумму 182,8 млн тенге не согласен, потому что шинная продукция была принята ответчиком во исполнение обязанностей доверительного управления ТОО “Алматыэлектротранс”. Следовательно, прежде чем предъявить иск к “Гринбасу”, истец должен обратиться с требованием исполнения обязательств к ТОО “Алматыэлектротранс”.

Однако суд признал эти доводы несостоятельными и обязал ТОО “Green Bus Company” погасить задолженность перед истцом в полном объеме.

Но радость была недолгой. Когда частный судебный исполнитель должен был наложить арест на имущество “Гринбаса” во исполнение судебного решения, сотрудники компании попросту не впустили его на свою территорию. А в конце 2019 года ТОО “Green Bus Company” было признано банкротом. Правда, перед этим успели переоформить 204 автобуса на другое юридическое лицо - ТОО “К.Н.Е.”.

Жалобы ТОО “Alem Auto Trade” во все инстанции никакого результата не дали. В итоге к октябрю 2022 года, когда представители компании обратились в нашу редакцию, деньги им так и не были возвращены.

Для казахстанских кредиторов идрисовских структур новость об иске ПАО “Сбербанк”, мягко говоря, не очень хорошая. Почему? Да потому, что Казахстан связан с Россией огромным числом различных договоров и соглашений. Кроме того, наша страна заинтересована в привлечении иностранных, в том числе и российских, инвестиций. Соответственно, если ПАО “Сбербанк” одержит победу в Московском арбитражном суде (а в другой исход как-то слабо верится, ведь Сбербанк на своей территории и московский суд вряд ли будет столь благосклонен к Идрисову, как казахстанская Фемида), то и расчет с ним будет в первую очередь. А вот нашим бизнес-структурам за своими деньгами придется побегать, ну или в очереди постоять.

Григорий ГАРАНИН, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть