9295

Добыча падает, а население растёт

Почему ещё долго будет неспокойно в Жанаозене

Добыча падает, а население растёт

Социальные проблемы в городе нефтяников начались с преобразования “Озен­МунайГаза” (ОМГ), когда из подчинения компании вывели нефтесервисные подразделения. Что интересно, при такой оптимизации штаты только раздулись. Теперь при добыче нефти чуть более 5,3 млн тонн в год в “ОзенМунайГазе” числятся более девяти тысяч человек. По всем экономическим показателям компания не может содержать нынешний штат, а уж тем более набирать новых сотрудников. Но население региона растет, и людям надо предоставлять работу. Все это началось с бездумной миграционной политики, когда в моногород переселяли людей, не обеспечивая их рабочими местами.

Жанаозен начали строить в 1968 году как город нефтяников. Изначально он был рассчитан на 60 тысяч человек. Однако за последние 20 лет население выросло до 160 тысяч. Такой резкий прирост произошел благодаря переселенцам из Узбекистана и Туркменистана. Естественно, что никакая экономика не способна переварить такой демографический взрыв. А в нашем случае никто даже не старается что-то изменить к лучшему.

“ОзенМунайГаз” является градообразующим для Жанаозена. В начале 2000-х годов, когда население моногорода составляло 50 тысяч человек, в различных подразделениях ОМГ трудились свыше 12 тысяч человек, значительная часть бюджета этого города и области в целом формировалась из налоговых отчислений этой компании, реализовывались социальные проекты, оказывалась помощь в благоустройстве города и т. д.

Уже к 2010-му население Жанаозена, только по официальным данным, увеличилось вдвое. В то же время количество жителей, работающих в ОМГ, сократилось до восьми тысяч человек. Это произошло за счет реструктуризации, выведения подразделений “ОзенМунайГаза” в отдельные ТОО. Состав ОМГ покинули, в частности, и предприятия, занимающиеся капитальным и текущим ремонтом скважин.

Слияние “ОзенМунайГаза” и “Эмбамунайгаза” и передача их в ведение РД “КазМунайГаз” вызвали резкое недовольство среди жанаозенцев, хотя в тот период руководство “КазМунайГаза” обе­щало, что не будет сокращать социальные программы. Однако в реальности они в последующем были сокращены до минимума.

С 2004 года, с момента передачи ОМГ в ведение АО “НК “КазМунайГаз”, все финансовые, административно-хозяйственные и кадровые вопросы стали решаться в головном офисе, который расположен в Астане. Естественно, поднимаемые нефтяниками проблемы, такие как улучшение социально-бытовых условий, обеспечение запчастями и комплектующим материалом, замена устаревшего оборудования и т. д., доходили до руководителей с запозданием. А решались вообще со скрипом, отчего недовольство рабочих поступательно нарастало.

То в одном, то в другом подраз­делении компании сотрудники стали бастовать. Сначала прошло несколько несанкционированных акций протеста в ТОО “УОС-5” и ТОО “PDV-gгоup”, во время которых работники требовали повышения зарплаты. Затем уже в марте 2009 года прошла крупная забастовка в ТОО “Бурлыгау”, в которой участвовали порядка 1200 человек. А в мае 2011-го на забастовку, которая длилась семь месяцев, вышли около 2000 работников “Каражанбасмуная” и ОНГ. В декабре 2011 года произошли всем известные печальные события.

Долгие годы проблемы Жанаозена поднимает ветеран нефтяной отрасли, а ныне общественный деятель Кикбай МЕДЕУОВ (на снимке). Но, судя по происходящему, аксакала никто не слышит.

- На начало 2023 года остаточный извлекаемый запас нефти, включая месторождения Узень и Карамандыбас, составляет примерно 147 млн тонн. Это означает, что начался процесс естественного истощения залежей. В настоящее время АО “ОМГ” в год еле добывает 5,3 млн тонн. Схожая неутешительная ситуация складывается и на месторождениях Каражанбас (годовая добыча 2 млн) и Каламкас (годовая добыча 3,9 млн), которые разрабатываются 40 лет.

Сегодня в Жанаозене и окрестных селах работают и живут более 200 тысяч человек, из них более 9,5 тысячи - нефтяники и около 10 тысяч - работники смежных компаний, которые обслуживают этих нефтяников, или сотрудники частных сервисных компаний. В регионе среднестатистическая семья обычно состоит из пяти-шести человек. Получается, этой нефтью живут в Жанаозене 120-150 тысяч человек. Завтра, когда добыча начнет падать еще больше, основная часть населения неизбежно окажется безработной. Что мы можем предложить этим “лишним” людям? - резонно задает вопрос Кикбай Медеуов.

В Мангистауской области сегодня главная проблема - это безработица. По мнению Кикбая Медеуова, декабрьские события 2011 года в Жанаозене и митинги, прошедшие в январе 2022-го, были вызваны невниманием именно к таким социальным вопросам, как рост безработицы и цен, отсутствие открытого и честного диалога между простыми людьми и властью.

Стоит отметить, что города и села Мангышлакского полу­острова, расположенные вблизи производственных центров, создавались только для обеспечения трудовыми ресурсами крупных производств, таких как Узень и Жетыбай. Жанаозен является одним из городов, построенных исходя из этой необходимости. И даже Актау сильно завязан на неф­тянке.

- Кроме нефтянки, в области нет крупных компаний, промышленных предприятий, за исключением таких, как МРЭК, МАЭК. Созданная областная комиссия по вопросам занятости объявила, что в Жанаозене будут трудо­устроены 2570 человек (в том числе 1434 постоянно и 1136 временно). Мы от имени общественного объединения “Туган жер - XXI” неоднократно предлагали председателю данной комиссии и акиму Жанаозена включить в ее состав опытных специалистов, много лет проработавших в нефтегазовой отрасли, но это предложение не было принято. Например, я в свое время предлагал вариант перевода месторождений Жетыбай и Узень на вахтовый режим работы. Если бы это предложение было изучено специалистами, разработана и реализована соответствующая программа, то проблему безработицы в регионе поэтапно можно было бы решить за два-три года, - говорит Кикбай Медеуов.

Общественный деятель также предлагает переориентацию рынка труда на создание новых производств, открытие особых экономических зон и индустриальных парков в Актау и Жанаозене.

- Например, бородатая тема - это строительство небольших заводов и цехов в регионах ближе к производству, в таких местах, как Жанаозен, увольнение работников за 5 лет до выхода на пенсию с выплатой половины оклада за следующие 5 лет и т. д. Но ни одна из предложенных мер не была поддержана. Поэтому я считаю, что правительству следует немедленно создать компетентную специальную комиссию по решению проблемы безработицы на полуострове, - предлагает Кикбай Медеуов.

Сегодня у многих жителей региона, да и в целом Казахстана, сложилось крайне негативное отношение к протестным акциям мангистауских нефтяников. Но надо признать, что причина этого в неправильном и неграмотном управлении регионом в течение нескольких десятилетий. И если не решить этот вопрос в ближайшее время, то в будущем мы можем получить социальный взрыв.

К слову, сейчас многие общественные активисты, которые в курсе проблем обычных граждан, не исключают, что протестные настроения в регионе, как это ни странно звучит, даже выгодны отдельным личностям, которые находятся как на местном уровне, так и на правительственном.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть