8780

Должник на доверии

Пристальное внимание многих казахстанцев, среди которых немало крупных бизнесменов, приковано к возбужденному недавно уголовному делу в отношении бывшего председателя правления Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Аблая МЫРЗАХМЕТОВА. Всех интересует, повернется ли к нему фортуна и на этот раз, сумеет ли она убедить Фемиду быть благосклонной к человеку, обвиняемому в особо крупном мошенничестве и подстрекательстве к даче не менее крупной взятки.

Должник на доверии

Более 20 лет назад тогдашнего министра транспорта и коммуникаций Мырзахметова обвинили в целом букете уголовных преступлений, среди которых были и тяжкие. Например, создание и руководство ОПГ. Летом 2002 года против 10 человек возбудили около 40 уголовных дел, еще 18 подельников Аблая Исабековича были объявлены в розыск. Ему вменили хищение денег в особо крупном размере - 3,3 миллиарда тенге (по тому курсу около 22,5 миллиона долларов) в группе лиц. В тот период Мырзахметов был руководителем железнодорожной нацкомпании “Казахстан Темир Жолы” (КТЖ).

Но фортуна с Фемидой благоволили ему: пять статей УК и… домашний арест, хотя за кражу барана или мобильника арестовывали без промедления. Правда, был наложен арест на имущество и банковские счета главного фигуранта ОПГ из КТЖ - более 2 миллионов долларов. К слову, в те годы далеко не каждый крупный бизнесмен мог похвастаться таким толстым кошельком.

120 томов уголовного дела были переданы в суд, только обвинительное заключение едва уместилось на 200 листах - этот документ прокурор читал с небольшими перерывами почти неделю.

О чрезмерной гуманности Фемиды в те годы писали многие СМИ. Мырзахметов остался должен государству 1 151 145 467 тенге, но после вступления приговора в силу его счета в двух банках чудесным образом разблокировали, хотя должны были конфисковать в доход государства…

И вот теперь уже по новому делу Аблаю Исабековичу придется рассказать (если не на следствии, то в суде), кому он намеревался передать рекордные 30 миллионов долларов, чтобы положительно решить воп­рос по одному громкому уголовному делу. И назвать фамилию силовика или служителя Фемиды, согласившегося получить эти деньжищи. А может, не было никакого предварительного сговора, а был лишь банальный развод?

То самое громкое дело, где он выступил посредником, связано с олигополией старого Казахстана, которой объявило непримиримую войну руководство нового. Вряд ли кто-то из прокурорских генералов и судей решится сломать это дело - велик риск самим оказаться за решеткой. Тогда откуда взялись 30 миллионов долларов взятки, по курсу 13,3 миллиарда в национальной валюте - целый грузовик наличных?

Тут появляется любопытная деталь: Мырзахметов погряз в долгах. В СМИ и соцсетях уже подсчитали примерную сумму - 9,5 миллиарда тенге. Кому он должен? Bereke Bank - 5 071 931 403 тенге, Halyk Bank - 1 782 378 008, Tengri Bank - 1 355 849 010, специальной финансовой компании DSFK - 736 447 и BAZIS CONSTRUCTION - 1 240 913 632.

Напрашивается закономерный вопрос: как первый руководитель нацпалаты умуд­рился накопить столько долгов?

Декабрь 2011 года. Bereke Bank открыл кредитную линию на 3 473 884 716,75 тенге для транспортно-экспедиторской компании ТОО “Дала-Транс” (один из учредителей - Мырзахметов). Фирма в залог предоставила офис в столице, 100 процентов доли в этом ТОО, движимое и недвижимое имущество. Спустя 10 лет ТОО “Дала-Транс” перестало выплачивать кредит. Потом были попытки отсрочить исполнение обязательств перед банком, в конце концов стороны встретились в суде. В исковом заявлении банка говорится о взыскании с должника основного долга в 2 128 045 601,61 тенге.

Просрочка составила 162 908 902,06, начисленное вознаграждение - 1 992 944 744,64 тенге, сумма просроченного вознаграждения набежала на 38 256 810,87, штраф - еще 752 460 740,01 тенге. Итого - те самые пять с лишним миллиардов.

Есильский районный суд Астаны иск удовлетворил частично, постановив взыскать с должников около пяти миллиардов тенге, однако Мырзахметов и К0 оспорили это решение. Но апелляционная коллегия ходатайство ТОО “Дала-Транс” оставила без удовлетворения.

Вскоре обнаружился еще один крупный долг - на этот раз государству - на 3,3 миллиарда тенге. В ноябре 2009 года АО “Каз­АгроФинанс” (создано постановлением правительства для решения проблем сельского хозяйства) и ТОО “Green House” (учредитель - Аблай Мырзахметов) заключили соглашение о финансировании инвестиционного проекта на 1 080 715 877 тенге. Компания получила в лизинг различное оборудование и технику еще на 910 206 772 тенге. Кредитная линия действовала вплоть до 2014 года. Позже возникли проблемы с погашением, к началу 2019-го образовался крупный долг ТОО “Green House” - 1 203 268 556 тенге. В эту сумму вошли просрочка, вознаграждение, неустойка.

Весной 2019 года АО “КазАгроФинанс” подало иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области. С должника и гарантов суд частично взыскал около миллиарда тенге, но поз­же эта сумма выросла до 3,3 миллиарда.

К слову, ровно такую же сумму вменили экс-министру Мырзахметову в 2002 году по делу о хищениях в КТЖ. Тогда легко отделался только Аблай Исабекович - его подельники получили реальные немалые сроки. Возможно, случайность, но в день оглашения решения суда, 27 мая 2019 года, Мырзахметов вышел из состава учредителей ТОО “Green House”…

Есть еще несколько крупных бизнесменов из списка “Форбс”, у которых Аблай Мырзах­метов, пользуясь служебным положением первого руководителя “Атамекена”, в разные годы занимал разные суммы - от миллиона и больше. В долларах, разумеется. Пока о своих финансовых претензиях они не заявляют, по крайней мере открыто. Возможно, тоже ждут, чем закончится для Мырзахметова уголовное дело, которое сейчас расследуют борцы с коррупцией. Судя по всему, на этот раз фортуна с Фемидой будут не на его стороне.

Если провести параллель дел по нынешнему мошенничеству и прошлому хищению в КТЖ, в 2002-м Аблая Исабековича закрывать не стали, дав домашний арест. Нынче арестовали на два месяца.

Если он пойдет на сотрудничество и честно даст признательные показания, этого срока хватит, чтобы провести упрощенное расследование и передать уголовное дело в суд. Еще один плюс для Мырзах­метова - в случае деятельного раскаяния и признания вины он может получить лишь половину от максимально возможного срока. Если же пойдет в отказ, приговор может быть самым суровым - с конфискацией имущества.

Не будем забегать вперед, а дождемся итогов расследования. Вполне возможно, что это дело станет самым громким финансово-коррупционным скандалом в стране за последнее время.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть