5135

А если не пронесёт?

Городские власти, разрешив хаотичную застройку предгорий Алматы, создали опасную ловушку. Рано или поздно здесь произойдут оползни. Вопрос только в том, каким будет масштаб разрушений

А если  не пронесёт?

В августе жильцы домов, построенных на горных прилавках, забили тревогу: по стенам пошли трещины, просел грунт, конструкции искривились под напирающей горной массой. Люди считают, что масла в огонь подлила стройка коттеджного городка недалеко от их участков. Рассказали, что в разгар строительных работ чувствовали подземные толчки, как при землетрясении.

На нашу публикацию (см. “На склоне бед”, “Время” от 23.8.2023 г.) отреагировал акимат Алматы: к жителям Ремизовки, в чьих домах образовались трещины, выезжали специалисты. Они изучат документы на строения, обследуют инженерные коммуникации. Но проверяющие заглянули не во все проблемные строения. Сколько их, никто не знает, ведь гора сползает вниз.

Как нам сообщили в городском акимате, на период изыскательных обследований застройщиком BI Group приостановлено строительство объекта. Рабочая группа из сотрудников ДЧС, “Казселезащиты”, районного акимата и других ведомств должна определить причины возникновения ополз­неопасной ситуации и разработать техническое решение по укреплению горного массива. Нужно принять экстренные меры, чтобы избежать многочисленных жертв, считают эксперты.

Опасное обрезание

Поясним, куда забрались тысячи алматинцев. Предгорья Заилийского Алатау, так называемые прилавки, до высоты 1600 метров сложены лессовидными суглинками. Особенность грунтов - потеря прочности при увлажнении, в результате чего на склонах круче 15 градусов образуются оползни. К ним относятся территории Каменского плато, Ремизовки и Ерменсая. Сейчас это Бос­тандыкский и Медеуский районы города. Толщина опасных грунтов больше 30 метров, так что при сильных подземных толчках или глубоком оползне может оторваться целый склон высотой несколько десятков метров.

- До 1990-х годов территории были отведены под садовые участки, на них не разрешали строить никакие капитальные здания, - напоминает главный научный сотрудник лаборатории природных опас­ностей Института географии и водной безопасности доктор географических наук Виктор БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ.

 - При отведении участков требовалось заключение “Казселезащиты” о степени оползневой опасности. После 1991-го ограничения сняли. Разрешения стали выдавать районные акиматы без консультаций со специалистами, что привело к неконтролируемой застройке коттеджами, жилыми комплексами и отелями. После ливней происходит деформация грунтов, в стенах домов образуются трещины. При сильном землетрясении сходы оползней могут иметь массовый характер. Так, при землетрясении 1887 года вся территория Каменского плато, Ремизовки и Ерменсая была завалена слоем глины и камней высотой с десяти­этажный дом.

Эксперт напомнил о катастрофе в китайской провинции Сычуань 15 лет назад, когда в результате подземных толчков со склонов гор с похожими породами сошли десятки оползней. Они погребли целые города и поселки.

Нарушение целостности склонов, вырубка деревьев, переувлажнение почвы, тяжелые конструкции - все это влияет на устойчивость горных масс, предупреж­дает заведующий отделом географии, генезиса и оценки почв Института почвоведения и агрохимии им. У. У. Успанова кандидат биологических наук Константин ПАЧИКИН.

Непрерывный несрезанный склон, травянистый покров и корни деревьев не позволяют почве переувлажняться. А вот подрезка горы и формирование террас способствуют накоплению воды в почве. Это может происходить постепенно, годами, а сползает отяжелевшая масса за считаные минуты. К примеру, несколько лет назад неожиданно для всех съехала гора в Талгарском ущелье. Хорошо, что там не оказалось жилых строений.

Оползни сошли, но стройка будет

По мнению активистки Василисы КУА­НЫШЕВОЙ, ситуацию до критической точки довели сами городские власти, разрешив хаотичную застройку гор.

- Все застройщики норовят купить разрешение у компании-однодневки, сделать такое же заключение. МЧС отстранили от участия при согласовании и принятии объектов, все пущено на самотек. А кто будет отвечать в случае катастрофы? - возмущается алматинка. - Мы требуем ввести мораторий на стройку в предгорьях и создать независимую комиссию, которая проверит все объекты. Застройщики оформляют для себя разрешения задним числом и продолжают срезать склоны. Не прокладывают ливневки. Если раньше корни деревьев поглощали влагу, то сейчас зеленые насаж­дения вырубаются.

- На Каменском плато три года назад вырыли котлованы под застройку, после сошли оползни, - продолжает Куанышева. - Мы остановили стройку. Однако через суд компания получила разрешение и планирует застроить территорию на границе обсерватории и Иле-Алатауского нацпарка. А ведь этот склон ползет вниз, туда, где находятся санаторий “Ак-каин”, жилой массив по улице Байконурской. Боюсь, природа возьмет свое…

Опасения Куанышевой разделяет депутат городского маслихата, руководитель Kaz Eco Patrol Тимур ЕЛЕУСИЗОВ.

- Нужно возвращать в законодательство согласование на строительство и приемку домов сотрудниками Института сейсмологии, МЧС, вводить прямую ответственность госор­ганов, - говорит депутат. - Сейчас только ГАСК и горархитектура выдают талон на строительство и участвуют в приемке. Предполагаю, здесь много коррупционных рисков. Вот в горах проблемы с водоснабжением, старые сети, но все застроили. Интересно, как строительные компании получили техусловия, разрешение? А потом они еще нагло запрашивают госбюджет, чтобы дали деньги на прокладку сетей.

Многое упущено из-за того, что сделано послабление для бизнеса и частного сектора, у нас закон о частной собственности выше любого другого.

- Но уже все застроено…

- С этим ничего не поделать. Мое мнение: ждать, когда это все... съедет. Каждый, кто берет в горах участок, должен думать о последствиях! Горы поедут рано или поздно. В случае ЧС еще и законные налогоплательщики пострадают - их налоги будут направлять на ликвидацию последствий.

Жители в панике

Установка бетонных подпорных стен в горах - одна из самых популярных услуг на рынке строительных работ в Алматы. Например, в районе трамплинов возведены мощные укрепления из бетона. Но сдержат ли они напирающие горные массы?

Специалисты, с которыми я проконсультировалась, ответили: важны точные расчеты архитекторов, стены должны уходить глубоко в землю, иметь мощный фундамент, крепкое армирование. Это серьезные финансовые затраты, которые потянут даже не все владельцы дворцов. А то, что строят наобум, для галочки, не выдерживает никакой критики - суглинки раздавят бетон, словно ореховую скорлупу.

Виктор Благовещенский предлагает составить детальные карты оползневой опас­ности и наладить систему мониторинга деформаций склонов - установить на них датчики, регистрирующие движение грунта и подающие сигнал тревоги при сильных деформациях. Хоть какая-то защитная мера.

Арман КАРАБАЕВ, председатель потребительского кооператива GREEN HILLS, расположенного в Ремизовке, считает идею разумной. Полагает, что решать вопрос надо экстренно, пока не пошли дожди.

- О подтоплении склона Ремизовки, вытекающих угрозах я много раз писал в акимат района, города, департамент по ЧС, но реакции нет, - с сожалением отмечает он. - Необходимо провести общественные слушания по ситуации с участием ученых, депутатов, представителей МЧС, населения и принять меры. Жители в панике. Госорганы холодно относятся к нашим проблемам. Дело в том, что нас присоединили к городу, но по факту это дачные поселки. Поэтому здесь нет нормальных дорог, не строят водопровод, канализацию.

- При этом застройщики возводят целые коттеджные городки! - недоумевает Карабаев. - Еще в середине 2000-х было постановление городских властей о том, что в присоединенных дачных поселках должны создать всю инфраструктуру. По факту ничего не сделано. У кооперативов нет денег на строительство сетей, поэтому проводят канализацию, водопровод кто во что горазд, а это ведет к подтоплениям, прорывам. Мы уже кричим: акимат, услышьте нас!

Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее