4515

Ещё одна жертва “Хоргоса”

Сколько их в самом громком коррупционном деле страны?

Ещё одна жертва “Хоргоса”

Спустя почти 13 лет выясняется, что еще одним фигурантом “хоргосского дела” следствие намеревалось сделать тогдашнего заместителя начальника управления дорожной полиции Алматы Мухтара ТУСУПОВА. Сначала полицейского пытались связать с криминальной деятельностью лидера организованного преступного сообщества Талгата КАЙРБАЕВА, а позже - с дядей криминального авторитета Валерием КАИРБАЕВЫМ (его фамилия пишется именно так - без “й”). Позже оба этих родственника, как известно, были осуждены на длительные сроки заключения.

В распоряжении редакции оказались копии материалов, связанные с “хоргосским делом”.

22 октября 2011 года, 11.55, Алматы, здание городского аппарата финполиции. Следователь финполиции М. ТАКИРБАСОВ уже около полутора часов допрашивал Мухтара Тусупова. Один из вопросов, что называется, был в лоб: “Знакомы ли вы с Каирбаевым Валерием Муратовичем? Если да, то где, когда и при каких обстоятельствах вы с ним познакомились?”.

Полковник ответил, что весной 2010 года тот попал в дорожную аварию и попросил своего племянника Талгата позвонить заместителю начальника дорожной полиции Алматы. То ДТП оказалось рядовым, без погибших и пострадавших. А с Талгатом Кайр­баевым Мухтар был знаком еще со студенческих времен, примерно с 1988 года. После вуза их пути разошлись, а встретились на мероприятии в 2005 году, где и обменялись телефонными номерами - в то время Тусупов уже работал в дорожной полиции, Кайрбаев начинал свой бизнес на “Хоргосе”.

Но следователь упорно выпытывал, как тесно общался Тусупов с Валерием Каирбаевым. Казалось, Такирбасов всячески старался своими вопросами подвести свидетеля к даче признательных показаний: как часто Мухтар Советович созванивался с Валерием Муратовичем? по каким вопросам? При этом показал трафик входящих и исходящих звонков. Полковник коротко ответил: раз в два-три месяца по регистрации доверенности, постановке транспорта на учет, о прохождении техосмотра. “Валера звонил мне только в тех случаях, когда у него возникали спорные вопросы с сотрудниками дорожной полиции”. Тусупов добавил, что знает Кайр­баева и Каирбаева как коммерсантов, но чем именно занимаются, не уточнял.

“Звонил ли вам Каирбаев Валера с просьбой, чтобы сотрудники УДП не задерживали большегрузные автотранспортные средства, идущие из КНР в Алматы, чтобы отпустили без применения административных мер”? Ответ был отрицательным. Судя по всему, Тусупова хотели раскрутить, привязав его служебную деятельность к покровительству контра­бандистам. Но если бы он дал хоть одну команду инспекторам УДП отпустить без составления протокола фуры коммерсов, следователи не оставили бы эти улики без внимания. А так…

Вскоре после проведенного допроса Тусупов оказался на больничной койке. На службу полковник уже не вернулся - сердце не выдержало... В последний путь его провожала добрая половина личного состава дорожной полиции. На панихиде говорили, что Мухтар Советович - один из порядочных офицеров, который даже близких, знакомых и родственников не отмазывал от наказания, если те нарушали закон. Когда инспекторы, задержав нарушителей правил дорожного движения и услышав из их уст фамилию Тусупова, звонили шефу, тот всегда говорил подчиненным: если нарушители прикрываются его именем, принимайте законные меры...

В ходе расследования самого громкого в Казахстане коррупционного дела в дорожной аварии разбился экс-начальник поста “Хоргос” Ерлан АБДРАХМАНОВ. До сих пор говорят, что это ДТП было совсем не случайным…

В результате пыток финполовцев умер в колонии бывший начальник поста “Алатау-ЦТО” Михаил ВОЙТОВИЧ, убит таможенник Медет ЖАМАШЕВ. Не выдержав допросов с пристрастием, наложил на себя руки инспектор поста “Калжат” Нурболат ГАБДУЛЛИН. Выступая на судебном процессе свидетелем стороны обвинения, Султангали ШУКУРОВ скончался от инфарк­та. Случилось это после того, как все его показания были полностью опровергнуты.

А ведь еще у нескольких женщин, прошедших через жернова пыток финпола, произошли выкидыши, что было официально подтверждено экспертизами. Сколько еще крови пролилось при расследовании этого дела, знают лишь некоторые сотрудники финансовой полиции и их высокопоставленные начальники. Сколько еще жертв в самом громком коррупционном деле независимого Казахстана? Узнаем ли мы когда-либо об этом?..

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть