2106

Никакого примирения!

В Казахстане предлагают пожизненно лишать свободы преступников за изнасилование несовершеннолетних

Никакого примирения!

Кроме того, ввести уголовное наказание за приставания сексуального характера к детям, а также законодательно запретить высаживать детей из общественного транспорта. Эти и другие важные нормы содержатся в законопроекте о безопасности детей, который в конце минувшей недели представила на заседании общественной палаты при мажилисе уполномоченный по правам ребенка Динара ЗАКИЕВА.

Но прежде Закиева привела несколько ужасающих цифр. За восемь месяцев этого года суициды среди детей выросли на 47 (!) процентов, количество преступлений против них - на 18 процентов, ежегодно 157 детей выпадают из окон.

Говоря о законодательных поправках, подготовленных депутатами фракции Amanat, детский омбудсмен сообщила, что в Уголовный кодекс предлагается внести статью “насилие в отношении несовершеннолетнего”, охватывающую все формы деяний, связанных с физическим насилием и жестоким обращением, пересмотреть статью 140 “неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”, включив в нее всех потенциально возможных субъектов, в том числе родственников, от которых, как показывает реальность, исходит угроза насилия в отношении детей. При этом разработчики документа предлагают предусмотреть курс психологической помощи лицам, жестоко обращающимся с детьми, для исключения таких случаев впредь.

- Считаем необходимым исключить примирение сторон по преступлениям, связанным с физическим насилием и жестоким обращением (с несовершеннолетним. - Л. Т.). Это связано с тем, что сегодня 30 процентов дел закрывают в связи с примирением сторон.

Ужесточить наказание и обеспечить его неотвратимость путем исключения ограничения свободы, оставив лишение свободы по статьям, связанным со средним, тяжким вредом здоровью и истязанием, - проинформировала омбудсмен.

Вместе с тем в УК предложено внести статью “приставание сексуального характера к несовершеннолетним” с наказанием за это деяние и последующим пробационным контролем виновного.

- Необходимо дальнейшее ужесточение наказания по преступлениям, связанным с изнасилованием несовершеннолетних, - полагает Закиева. - Оставить лишь пожизненное наказание, без существующей вариативности 15-20 лет.

Разработчики законопроекта предлагают содержать исключительно под стражей подозреваемых в период досудебных следственных действий по преступлениям, связанным со средним, тяжким вредом, истязаниями и преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

За уполномоченным органом законодательно закрепят обязанность разрабатывать программу помощи жертвам. Сегодня, как показывает практика, родители детей, которые подверглись буллингу или насилию, самостоятельно ищут адвокатов и психологическую помощь.

- Ситуация, которая сложилась с безопасностью детей в детских учреждениях, требует введения стандартов, нормативов и требований. В этой связи необходимо ввести лицензирование и исключить мораторий на проверки детских учреждений, - заявила омбудсмен.

По ее словам, сегодня только в пяти регионах страны предусмотрен бесплатный проезд детей в общественном городском транспорте. И зачастую за неоплату проезда детей высаживают из транспорта прямо на дороге между населенными пунктами.

- Поэтому мы предлагаем ввести запрет на высадку ребенка из общественного транспорта, находящегося без сопровождения родителя, и ввести ответственность (за нарушение этой нормы. - Л. Т.), - подчеркнула Закиева.

Помимо этого разработчики проекта внесли нормы о создании системы социальной поддержки семей, выводе их из трудной жизненной ситуации. В 152 районах предлагается создать центры поддержки семьи, а также единый государственный телефон доверия.

В ходе заседания президент Фонда развития парламентаризма Зауреш БАТТАЛОВА, высказываясь по вопросу повестки, подвергла критике практику, скажем так, типового наказания руководства школ за инциденты, в которых пострадали дети:

- Когда ребенок избит, у него видны синяки, это сразу можно заметить в школе. Но учителя всячески стараются это скрыть, потому что директора школ за какие-то нарушения оказываются сами наказанными, и это их пугает. Даже сексуальное насилие они стараются скрыть!

Батталова вспомнила недавний случай в столичной школе-гимназии №14, где с лестницы упал второклассник:

- Сняли с работы директора школы - больше ничего лучшего не придумали! А ведь проблема-то вообще в другом! Директор школы не может с каждым учеником ходить за руку по лестнице. То есть это вообще неправильное решение (об увольнении директора. - Л. Т.). Если у него есть действительно нарушения, то надо его за это привлекать, но надо провести расследование со стороны общественности.

В свою очередь член общественной палаты при мажилисе юрист Муслим ХАСЕНОВ привел данные собственного анализа статистики с 2015 по 2022 год. Это исследование, как он сам выразился, привело его к парадоксальным выводам.

Ежегодно в Казахстане в среднем 172 ребенка совершают акты суицида, а количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних составляет 355 случаев в год, то есть это 527 конкретных фактов суицидальности.

- Но если мы посмотрим, сколько дел возбуждается по статье 105 Уголовного кодекса “доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего”, то будем шокированы, - отметил эксперт. - Потому что таких дел регистрируется в среднем 40 в год, или всего 23 процента от числа фактов детского суицида и 8 процентов от общего количества детских суицидов вместе с попытками. Получается, по остальным 77 процентам случаев детского суицида даже не возбуждаются уголовные дела и не проводится расследование! В год это в среднем 132 факта, и я еще не беру в счет попытки суицидов.

Причины такого положения вещей чисто юридические, полагает Хасенов. Дело в том, пояснил он свою мысль, что формально сам по себе факт суицида не является уголовным правонарушением. Соответственно, такие факты не являются поводом для досудебного расследования и основанием для регистрации в Едином реестре досудебного расследования (ЕРДР).

В этой связи юрист порекомендовал внести поправку в статью 180 Уголовно-процессуального кодекса “поводы к началу досудебного расследования”, включив в нее факт самоубийства, а также соответствующие поправки в правила приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, ведения ЕРДР. А также предусмотреть в рамках уголовного процесса специальные процедуры расследования суицидов с привлечением компетентных специалистов - психологов, конфликтологов и медиков.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Астана

Поделиться
Класснуть