1180

Избил, выпил - в тюрьму

В Казахстане планируют ввести уголовную ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои. Какие еще меры необходимы для борьбы с семейно-бытовым насилием, парламентарии и представители госорганов обсудили во вторник в ходе круглого стола в Службе центральных коммуникаций.

Избил, выпил - в тюрьму
Рисунок Игоря КИЙКО.

Исполняющий обязанности председателя комитета административной полиции Министерства внутренних дел Ренат ЗУЛХАИРОВ напомнил, что с 1 июля 2023 года полиция перешла от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений. Административное производство возбуждается по факту нарушения, а не по заявлению потерпевшей стороны. Но окончательную правовую оценку дает суд.

Вместе с тем в регионах создали мобильные группы, которые находят семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С того момента участковые посетили 150 тысяч семей, 500 из которых, как выяснилось, нуждаются в помощи государства.

- В соответствии с планом действий в области прав человека и верховенства закона, утвержденным 8 декабря 2023 года указом президента, выработаны законодательные поправки по усилению мер защиты прав женщин и детей, а также продвижению семейных ценностей. Планируется криминализировать умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои. В рамках особых требований к поведению правонарушителя суду предоставляется право временно выселить агрессора из жилища. Суд также будет вправе назначить ему прохождение обязательных психокоррекционных курсов в организациях здравоохранения, - заявил Зулхаиров.

Он напомнил, что за совершение насилия предусмотрена ответственность от пяти суток ареста до пожизненного лишения свободы.

Между тем депутат мажилиса Наталья ДЕМЕНТЬЕВА по просьбе журналистов выразила мнение по поводу высказывания своего коллеги - депутата Анаса БАККОЖАЕВА о том, что “конфликты начинаются из-за длинного языка женщин”:

- Эти высказывания опрометчивы. Я не согласна с ними. Женщину, которая является жертвой семейно-бытового насилия, ни в коем случае нельзя так называть в принципе. Я педагог, работала 25 лет в сфере образования, видела молодые семьи, неготовность молодых мам к воспитанию детей. Обратите внимание, я слово “провокация” сейчас не говорю. Но считаю, что это неготовность и непонимание до конца семейных ценностей.

Дементьева уверена, что “мудрость женщины в том, чтобы где-то в семейных ссорах сглаживать острые углы”:

- Мы, женщины, хранительницы семейного очага. Я ни в коем случае не защищаю мужчин, но считаю, что все-таки прерогатива женщины стараться по возможности урегулировать конфликт.

Высказалась мажилисвумен и по поводу депутата Даулета ТУРЛЫХАНОВА, чьи сыновья стали участниками скандалов, связанных с побоями:

- То, что творится у него в семье, я комментировать не берусь не только потому, что он мой коллега, а как гражданин нашего общества. У всех нас есть свои скелеты в шкафу. Я замужем, у меня тоже бывают сложности, бывают недопонимания ввиду каких-то личных стереотипов и убеждений с супругом. И мы пытаемся их урегулировать. Сказать, что мы не ссоримся, будет неправдой. Назовите хоть одну семью, которая бы не ссорилась. Нет такой семьи. Но я категорически против рукоприкладства.

Вместе с тем Наталья Дементьева, говоря о профилактике бытового насилия, отметила, что в кризисные центры нужно помещать не жертв бытового насилия, а агрессоров.

- Если ситуация крайне тяжелая - заводить уголовное дело. Институт семьи нужно сохранять не во вред здоровью супруги или супруга. В результате семейно-бытового конфликта зачастую после эмоций, через день-два, сама жертва старается сохранить семью. Как бы ни пытались правоохранительные органы арестовать, открыть административное или уголовное дело, жертва идет и забирает заявление ввиду того, что все-таки хочет сохранить семью. Семейно-бытовое преступление - это когда было рукоприкладство, побои. Оно должно переходить из административного разряда в уголовное, - заключила депутат.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть