6338

Дороги смерти

Как транспортная прокуратура вместо реального разбора пролётов дорожников решила хайпануть на авариях

Дороги смерти

В Северо-Казахстанской области за короткий промежуток времени произошло несколько страшных ДТП с тяжелыми последствиями. После одного из них дорожная полиция вынуждена была констатировать, что причиной стало плохое состояние дорог. Пользователи соцсетей подняли шум по поводу отвратительной работы дорожников. Прокуроры срочно выдали на-гора информацию о своей проверке и наказании виновных. Но вскоре выяснилось, что проверка эта проходила до зимних буранов, а увольнения в компании никак не связаны с предписанием надзорного органа.

За неполных два месяца на республиканских трассах в Северо-Казахстанской области случилось сразу несколько аварий с человеческими жертвами. После одной из них, в которой столкнулись две легковушки, два человека погибли и четверо серьезно пострадали, даже прошло выездное совещание полиции. Оно состоялось прямо на месте ДТП, на обочине автодороги рес­публиканского значения Жезказган - Петропавловск. На эту встречу полицейские пригласили и работников акимата, и представителей компаний, которые отвечают за содержание респуб­ликанских трасс, - это филиал АО “КазАвтоЖол” и его дочерняя компания, переименованная в ТОО “КАЖсервис”, до недавнего времени известная как “КазахАвто­Дор”.

По снимкам, которые распространила полицейская пресс-служба, понятно без слов, что собрались не зря: люди стоят на бугристой от снега и льда трассе, где машины накатали колею. Словом, этой зимой на севере страны стало ясно: дороги убивают.

А тут еще и люди ежедневно выкладывают в местные паблики соцсетей фотографии с улетевшими в кювет машинами, а в комментариях жалуются на дорожные службы, которые не чистят дороги как следует: не срезают грейдерами колеи изо льда и не используют реагенты. И вот в разгар очередного гула в соцсетях после новой порции осадков в Главной транспортной прокуратуре, верно оценив тренд, выдали сообщение: за ненадлежащее содержание дорог уволены работники дорожных служб!

Как сказано в пресс-релизе, который тут же опубликовало множество казахстанских СМИ, установлена нехватка снегоуборочной техники и противогололедных материалов в территориальных филиалах АО “НК “КазАвтоЖол” и ТОО “КАЖсервис”. К тому же по акту надзора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей расторгнуты трудовые договоры с 11 сотрудниками и директором областного филиала ТОО “КАЖсервис”.

Однако, что это за сотрудники, чем они так массово провинились и, главное, как их увольнение повлияет на состояние дорог в регионе, узнать не удалось. В своем официальном ответе на эти резонные вопросы транспорт­ный прокурор СКО Абылайбек ОРДАБАЕВ написал, что по закону он “не дает каких-либо объяс­нений по существу находящихся в его производстве материалов”.

Так что обстоятельства пришлось выяснять у единственного человека, о чьем увольнении доподлинно известно, - у бывшего директора областного филиала “КАЖ­сервиса” Айгуль БЕСПАЕВОЙ. Оказалось, что приказ об увольнении Беспаевой был издан еще 19 декабря 2023 года. Представление транспортного прокурора об устранении нарушений законности вышло 5 декабря, то есть задолго до того, как машины стали массово биться на трассах. Более того, основанием для увольнения Беспаевой стали вовсе не результаты проверки прокуратуры, а совсем другой инцидент.

Итак, версия Беспаевой. По ее словам, 18 ноября в Северном Казахстане случился первый в этом сезоне серьезный буран. Началось все с дождя, который перешел в сильный снегопад, температура воздуха резко опустилась. Дороги покрылись толстой коркой льда, обильно присыпанной снегом. Одним словом, коллапс. В те несколько дней водители обрушили на call-центр тысячи звонков. Дело в том, что в чис­ле совершенно непроезжаемых участков трасс были и 132 километра платной автодороги.

Деньги за проезд на участке от Петропавловска до Кокшетау стали взимать совсем недавно. Водители тогда возмущались: за что здесь платить?! Ведь это вовсе не шестиполосная бетонка с ограждением между встречными направлениями, светосигнальным оборудованием, удобными съездами, которая начинается за Кокшетау в направлении Астаны. Обычная трасса по одной полосе в каждом направлении, кое-где уже требующая ямочного ремонта, таких участков полно в области. А тут еще и без должной очистки от снега!

В это время обслуживающая эту платную дорогу дочерняя тэоошка “КазАвтоЖола” напрягала все свои ресурсы, чтобы хоть как-то оправдывать ее особый статус.

- У нас было 14 тонн реагента, - рассказывает теперь уже бывший директор ТОО “КАЖсервис” Айгуль Беспаева. - Мы его в первый же день на всю протяженность высыпали. Но он не сработал как следует, потому что температура резко опустилась. Чтобы эффективно срезать такой плотный лед, нужны тяжелые грейдеры, которых у нас нет! Техники вообще недостаточно, а та, что есть, очень старая и постоянно ломается. В ночь на 18 ноября у нас вышли из строя сразу шесть машин. Водители работали сутками, потому что нет кадров, чтобы людей сменять. Доходило до того, что водителя на спецтехнике, который не спал уже много часов и все это время был на энергетиках, мы сопровождали на легковой машине, чтобы он случайно не уснул за рулем! А что делать - буран идет, машины едут, надо чистить.

Все фото- и видеоотчеты тех дней хранятся в рабочей WhatsАpp-группе североказах­станских дорожников. В этом чате руководство “КазАвтоЖола” и сотрудники “КАЖсервиса” - около 50 человек. Переписка в те напряженные дни свелась к взаимным претензиям.

- Я не выдержала и высказалась, - говорит Беспаева. - Написала, обращаясь к директору филиала “КазАвтоЖола”, что, прежде чем вводить платность, нужно было обеспечить нас техникой, увеличить штатную численность. И заявила, что мы готовим коллективное обращение на имя президента страны. В сердцах пригрозила, что вообще перекроем эту дорогу.

Эти резкие высказывания заскринил директор филиала “КазАвтоЖола” Акылбек КАБЫЛДИН и направил письмо в головной офис “КАЖсервиса” с просьбой принять меры. Но не по улучшению материальной базы подразделения, а в отношении Беспаевой. В компании инициировали служебную проверку, по результатам которой директора уволили.

А пока в компании шли все эти разборки, проверку по жалобам граждан провела североказах­станская транспортная прокуратура. В своем представлении на имя и. о. председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол” Нуржана ЖУКАБЕТОВА транспорт­ный прокурор Ордабаев написал все то же самое, что указывала в своих объяснительных бывший директор Беспаева.

О том, что согласно нормативам потребность в технике для 16 участков республиканских дорог, обслуживаемых филиалом, составляет 136 единиц. А фактически в наличии лишь 112 единиц, из которых исправны 102. И о том, что химические реактивы, действительно эффективные в северных погодных условиях, здесь не применяют по причине их отсутствия.

В предписании также указано, что “особое беспокойство вызывает платный участок автодороги А-1 Астана - Петропавловск”. И делается вывод, что “СКОФ АО “НК “КазАвтоЖол” из года в год не принимает действенных мер к исключению указанных нарушений”.

Прокурор предлагает обеспечить потребность дорожной техники и реагентов, принять меры к качественному содержанию автодорог зимой. А еще рассмотреть вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

В ответ на это дорожники отправили в прокуратуру список из 11 должностных лиц без указания фамилий.

- Мне не дали копию этого письма на руки, но я его видела, - говорит Беспаева. - В этом списке, например, завскладом. Но он еще летом уволился! Есть там специалист по госзакупкам. В прошлом году от нас ушли двое: одна переехала, другая уволилась по собственному желанию. Начальник УБДД ушел в начале ноября, еще до всех этих буранов, ему другую работу предложили. То есть не было никаких массовых увольнений по итогам прокурорской проверки! Откуда в “КазАвто­Жоле” взяли этот список, понятия не имею.

Тем не менее такой ответ подрядной организации транспорт­ную прокуратуру удовлетворил. И никаких сколь-нибудь действенных мер к обеспечению безопасности на дорогах так и не было принято. Это показали и случившиеся уже после всех этих разборок страшные аварии с человеческими жерт­вами.

Сейчас в “КАЖсервисе” уже новый директор. И никто не сомневается, что опять ненадолго. Беспаева, например, была назначена в марте 2023 года. Предыдущий директор продержался чуть дольше испытательного срока.

При этом, как нам стало известно, год назад в филиале проводили аудит финансовой деятельности. Материалы той проверки с выявленными нарушениями направляли в департамент экономических расследований (ДЭР). Официально в региональном ДЭР этот факт пока не прокомментировали, но есть информация, что дело прекращено.

Кстати, по нормативам финансирование североказахстанского филиала ТОО “КАЖсервис” только в прошлом году должно было быть на уровне 4,6 миллиарда тенге. Почему тогда нет денег на содержание дорог? Может, транспорт­ная прокуратура все же проведет реальную проверку?

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть