1822

Виновны один или оба?

В Алматы проходит суд по нашумевшему делу об автоаварии с участием автобуса, в которой погибли три человека

Виновны один или оба?
Вдова погибшего задавала на суде вопросы всем свидетелям ДТП.

Вдова мужчины, погибшего в конце декабря в Алматы в страшном ДТП с тремя человеческими жертвами, требует наказать и водителя автобуса, которую ударил разбушевавшийся пассажир. Она считает, что рулевая Ермек ШОКЕБАЕВА сама спровоцировала конфликт, не высадив буйного клиента там, где он просил. С вдовой солидарна и Виктория ЛИБАР, ставшая после этой аварии инвалидом.

Водитель автобуса Ермек ШОКЕБАЕВА не считает себя виновной в трагедии.

В Алатауском районном суде Алматы рассматривается резонансное уголовное дело по ДТП, которое произошло вечером 22 декабря прошлого года в районе городской больницы №7 на проспекте Райымбека. Тогда, напомним, пассажир автобуса маршрута №47 в ходе конфликта ударил водителя - женщина потеряла сознание и управление транспортом. В итоге автобус столкнулся с четырьмя автомобилями и въехал в толпу людей на остановке общественного транспорта. На видеозаписи из салона автобуса отчетливо видно, как пассажир наносит два удара водителю автобуса, а другие пассажиры пытаются его остановить.

Как рассказали очевидцы происшествия, мужчина собирался выйти на остановке возле горбольницы. Водитель потребовала билет за проезд. Пассажир попытался оплатить через SMS, но у него не получилось якобы из-за проблем со связью. Тогда водитель не выпустила его и потребовала найти другой способ оплаты, пока она разворачивается на мосту; а пассажир, мол, сможет выйти на остановке с противоположной стороны и перейти дорогу. Но мужчина настаивал высадить его на повороте. Когда этого не случилось, он и ударил водителя.

Неуправляемый автобус сбил насмерть супружескую пару педагогов Талапа КОСИМОВА и Гулжан ИРСИМБЕТОВУ, которые ловили на дороге у остановки попутку. Их четверо детей мгновенно осиротели. Младшему ребенку всего пять лет… Погиб в тот вечер и водитель припаркованного около остановки микроавтобуса Айдос АЛЬМЕНБАЕВ. Когда в его машину влетел на полной скорости автобус, мужчина выходил из кабины минибуса. Айдос работал водителем в частной компании, развозил ее сотрудников после работы. Был единственным кормильцем в семье, оплачивал ипотеку, воспитывал троих детей. Младшей дочери - четыре года...

Еще четверых, пострадавших в аварии, госпитализировали с травмами, среди них и 15-летний подросток с переломом костей левой стопы.

Пассажира, ударившего водителя автобуса, поместили под стражу. Им оказался 32-летний Дархан АХМЕТЖАНОВ. По словам очевидцев аварии, он пытался сбежать с места ДТП, говорил, что торопится в больницу к ребенку. В отношении него было возбуждено уголовное дело по статьям 293 (“хулиганство”) и 351 (“нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц”) УК.

Дархан Ахметжанов, избивший водителя, хотел скрыться с места преступления - он спешил к ребенку.

Водителя автобуса 36-летнюю Ермек ШОКЕБАЕВУ признали потерпевшей. Женщина вот уже 10 лет водит общественный транспорт - автобусы и троллейбусы. В частной транспортной компании “ДуманТрансКом” работала с ноября 2023 года. С места ДТП ее увезли в больницу с диагнозами закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга.

После выписки из больницы Ермек записала видеообращение. Первым делом выразила соболезнования семьям погибших, а затем заявила: “С моей стороны не было никакого злого умысла. Врагу не пожелаю оказаться в такой ситуации… Я не считаю себя виновной... Я сама жилье в аренду снимаю, на мне двое детей. Я ради них трудилась прилежно, никогда ко мне нареканий не было... Если бы не эти удары (пассажира. - Е. Т.), я бы никогда не допустила такого. Очень надеюсь на справедливое решение”.

А на первом судебном заседании по этому делу в марте Шокебаева рассказала, почему она не остановила автобус и не выпустила пассажира из салона там, где он просил - на повороте. Водитель не могла этого сделать: транспорт к тому времени уже поднялся на мост по второй полосе. Вдобавок было скользко.

- Пассажир стал ругаться матом. Я ответила ему: “Выйдешь на следующей”. Он ударил меня - я в это время спускалась с моста. Дальше ничего не помню. Потом очнулась и вижу, что уже лежу на остановке, - рассказала в суде Шокебаева подробности того инцидента.

Перед началом второго судебного заседания в минувшую среду мы разговорились с женщиной на костылях. Виктория Либар переходила дорогу, когда ее сбил автобус:

- Непонятно, откуда он взялся. У меня еще мелькнула мысль: почему автобус летит с такой скоростью? Потом удар автобуса в машину, это было последнее, что я увидела и потеряла сознание. Очнулась лежа на дороге, не могла подняться. Мои ноги сложились каким-то странным образом… Слава богу, что жива осталась. В больнице уже узнала, что у меня сломаны ноги в четырех местах, в том числе и тазобедренные кости. Пришлось ставить протезы, заново учиться ходить... Я за все 30 лет своей жизни ни разу не брала больничный лист, а после этой аварии до сих пор нахожусь на больничном. Не работаю уже третий месяц. Теперь мне поставят инвалидность.

- Чего ждете от суда?

- Пусть суд сам решит. Отдельно я сама подам в суд по гражданским делам - попрошу компенсацию, возмещение потерянного заработка, моральный ущерб. Операцию провели бесплатно. Но реабилитация и лекарства стоят денег. Ходить до сих пор больно. Возмущает то, что на процессе подсудимый ведет себя совершенно спокойно. При этом водителя автобуса почему-то никто не обвиняет. Я считаю, что она виновата в той же мере, как и пассажир, потому что это она устроила эту передрягу. Она вынудила, чтобы он ей по лицу съездил. А его вина в том, что он не сдержался.

Во время этого судебного заседания показания дали несколько свидетелей. Представитель транспортной компании “ДуманТрансКом”, инженер по безопасности, рассказал, что за время работы на Ермек Шокебаеву никаких жалоб не поступало.

Вдова Айдоса Альменбаева Айнура КУСАИНОВА поинтересовалась у него, почему автобус не был оснащен огороженной от пассажиров кабинкой для водителя.

- Переоборудование транспорта не разрешается по законодательству, даже лишние сиденья мы не можем ставить. Это не разрешает полиция, - последовал ответ.

- Если нам разрешат ставить кабинки для водителей, то мы поставим их. Мы не вносили таких предложений, потому что таких нападений раньше не было. Когда автобус вышел в рейс, он был полностью исправный. Водитель прошла утром проверку, все было хорошо, - сообщил представитель автокомпании.

По его словам, в автобусе не было кондуктора, потому что пассажиры оплачивают проезд картой. Но если оплата производится наличными, то водитель должен принять деньги и выдать билет.

- Если не оплачивают проезд, то водитель может не открывать дверь, держать пассажира насильно, - продолжил инженер по безопасности. - Если между водителем и пассажиром произошел конфликт, то в таких случаях они должны решить это между собой или обратиться в полицию, к контролеру.

Все сказанное представителем транспортной компании повергло в шок вдову Альменбаева.

- Оказывается, автопарк сам добавил в обязанности водителя пункт, что он имеет право спрашивать за проезд. Как это так: водитель должен и отвечать за дорогу, и спрашивать за проезд? Из-за 100 тенге погибли три человека! Неужели цена их жизней - один автобусный билет? Это разве нормально?! - возмутилась она после заседания суда.

- Этот конфликт оставил семерых детей без родителей, - продолжила Айнура со слезами, - мои трое детей остались без отца. Я жду только одного - справедливости. Пусть накажут всех, кто виновен! Они за одного человека зацепились - и все на этом. Я считаю, что наказать нужно и водителя.

- Автопарк предоставил вам какую-то компенсацию по потере кормильца, на похороны?

- Нет, ничего не дали. Похоронить помогли родные. Надо теперь памятник ставить на могилу. Опять самим все придется делать…

Следующее заседание назначено на 26 марта.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть