3758

А зори здесь шумные

За 30 минут до пожара: Лейла ЕШМУХАМЕДОВА, Маншук НУСУПБЕКОВА и Людмила РАХИМОВА.

Жители аула в Алматинской области требуют убрать с их пастбищ полигоны для военно-тактических действий. Последние военные учения десантно-штурмовой бригады в/ч 18404 аэромобильных войск ВС РК порядком потрепали их нервы.

С недавних пор сенокос­ные угодья села Алажиде вместо комбайнов бороз­дят танки, а на пастбищах хозяйничают не чабаны, а “голубые береты”. По отремонтированной автотрассе Талдыкорган - Молалы периодически грохочут тяжелая артиллерия и бронетранспортеры.
- Целую неделю непрерывно стреляли не только из автоматов, но и бросали гранаты, палили из пушек по мишени, вели танковые бои, - с ужасом вспоминает последние учения жительница села Жаныл КОЖАБЕРГЕНОВА. - Взрывная волна была настолько сильной, что стекла на окнах повылетали, весь аул дымом и пылью обтянуло. Некоторые даже задыхаться стали, у беременной женщины от испуга чуть выкидыш не случился.
Сельчане утверждают, что десантники, словно на войне, наступали на них: первые два дня по трассе шла тяжелая артиллерия и прочая военная техника, которая мешала их передвижению.
- Здесь было как на войне. Во время учений автодорогу в обоих направлениях заблокировали военной техникой. Мы оказались в кольце - ни выехать, ни заехать в село не могли. Случись что - даже “скорую” невозможно было вызвать, - сетует житель села Сейлхан ХАЙМУЛДИНОВ. - Все пастбища сгорели от огня, пасти скот негде. Даже птицы над селом не летают.
- Один снаряд от танка вместо мишени попал на территорию крестьянского хозяйства Ахата-ага, округа загорелась. Ахат-ага шум поднял, а что толку - пришли, все зачистили, - вмешивается в разговор Айдын КЫБЫРАЕВ.
Другой житель села вообще нашел снаряд на автодороге.
- Гляжу - лежит себе. Испугался, успел увернуться. А вдруг боевой? Поехал дальше. Смотрю, едут саперы, подбирают все, что вылетело за территорию полигона, - рассказывает Болат КУЛЬШАНБАЕВ.
Жителей села Алажиде от военного полигона аэромобильных войск отделяет только одна асфальтированная дорога. С февраля 2014 года пастбища в 2 тыс. га, куда они ранее выгоняли скот, аким Аксуского района Адильбек ДАЛБАГАЕВ официально передал под полигон для военно-тактических учений. Был даже сход сельчан, где им объяснили, что все делается во благо мира на земле. Военные же пообещали в полигонную команду трудоустроить двадцать человек из местного населения.
Наземные цели авиационной базы в/ч 21 751 МО РК, где периодически проводятся учебные бомбометания, находятся тоже рядом с Алажиде. Этот полигон существует с конца 70-х годов прошлого века и действует по настоящее время.
- Вообще житья не стало. С правой стороны полигон десантников, а с левой - летчиков, они прямо с самолетов бомбят. Во время бомбардировок такие огромные грибы появляются, аж страшно становится. Снаряды с такой силой взрываются, что дети наши под кровати прячутся, - жалуется сельчанка Маншук НУСИПБЕКОВА.
- Мы между двух огней. Никто нас не предупреждает о готовящейся бомбардировке или стрельбах, как будто нас нет. С недавних пор стали ночью с воздуха бомбить, так вообще не знали, что делать, куда бежать, дети подумали, что война началась. Ведь все знают, что в мире неспокойно, - возмущается сельчанин Алмаз БАЗАРБАЕВ.
Пока алажидинцы жаловались мне на военное положение, в котором они невольно оказались, в селе случился пожар. Горел дом Лейлы ЕШМУХАМЕДОВОЙ. Все побежали тушить огонь. Кто-то стал звонить в ближайшую пожарку в поселке Жансугурова.
Водоемов в селе нет. Одна колонка в огороде Ешмухамедовой еле справлялась. Мужчины, выстроившись в цепочку, пустили ведра с водой. Арыки засохли здесь еще в 90-х годах. Даже соседские колонки не помогли, озадаченные сельчане бегали с ведрами по селу в поисках хоть какого-нибудь источника воды. Пока службы пожаротушения преодолевали 80-километровое расстояние, дом на наших глазах сгорел. Картина была ужасная. Лейла, за считаные минуты лишившись всего, что нажила за все эти годы, упала в обморок. Ее преклонного возраста отец тихо плакал…
- Муж Лейлы в Алматы на заработки уехал. Работы в селе нет. Лейла шьет корпешки, вот и заработала на этот дом. А теперь все сгорело - на улице осталась, - вздыхает медицинский работник фельдшерско-акушерского пункта села Алажиде Гулжан КАЛИЖАНОВА.
Напрашивается вопрос: как получилось, что в населенном пункте рядом с военными полигонами абсолютно отсутствуют средства пожаротушения? При таком соседстве, думается, военные могли бы с этим помочь. Сельчане один за другим просили написать о том, что безжалостные пожары - главная беда отдаленных сел Алматинской области, чтобы власти обратили на эту проблему внимание. И, конечно же, на дальнейшую судьбу Лейлы и ее детей.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган - Алажиде

Комментарий в тему
Заместитель командира в/ч 18404 Бауыржан АРЫСБАЕВ сообщил нам, что для качественного исполнения своих обязанностей и защиты Родины они обязаны теоретические знания сопровождать военно-тактическими учениями.
- В феврале 2014 года для нужд Министерства обороны РК данная земля была официально закреплена за нами. Учения на полигоне “Жетысу” согласовываются со всеми службами. Оперативный дежурный даже связывается с органами управления воздушными движениями при проведении стрельб на полигоне, - сказал Бауыржан Арысбаев.
Ни Бауыржан Арысбаев, ни заместитель прокурора Талдыкорганского воен­ного гарнизона Абзал БАЙМАНОВ на вопросы, а существуют ли какие-либо нормы для размещения военных полигонов и какое расстояние должно быть от населенного пункта до военного учебного полигона, не ответили, сославшись на воен­ную тайну и правила полигонной службы РК.

Поделиться
Класснуть