17730

Друзья познаются в… банке

   Основатель популярной группы URKER Айдос САГАТ (по официальным документам Сагатов) стал жертвой своей доверчивости. Айдоса уже внесли в черный список - запретили выезд за пределы Казахстана и заблокировали банковские счета. Кроме того, решением суда с супружеской четы в пользу Банка ЦентрКредит (БЦК) взыскано около 72 миллионов тенге - причем судебное решение было вынесено еще в июле 2013 года. Впрочем, написав заявление в полицию на своих обидчиков, Айдос Сагат считает: его банально кинули. Артист надеется на объективное следствие и справедливое правосудие…

В свое время Владимир ВЫСОЦКИЙ в “Песне о друге” пел: “Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так… Парня в горы тяни, рискни...” Сейчас, оказывается, можно обойтись и без такого экстрима - достаточно поверить в порядочность своих знакомых, дружба с которыми завязалась еще со студенческой скамьи. 22 июня 2007 года от имени Юлии ХОМЕНКО - супруги руководителя группы URKER - было подано заявление в БЦК на выдачу кредита - 300 тысяч долларов под 17 процентов годовых сроком на 120 месяцев. В качестве залога банк принял нежилое помещение в алматинском микрорайоне “Самал-2” (примерная стоимость залога в те годы составляла 700 тысяч долларов). Вскоре в банк поступило заявление от имени Айдоса Сагатова о его согласии на залог и внесудебную реализацию, если заемщик не станет выполнять свои обязательства перед финансовым учреждением.
Стороны подписали кучу договоров, которые были удостоверены нотариусом Бахыт АЛДАМУРАТОВОЙ (героиня нашей публикации “Приговор дешевле денег”, см. “Время” от 13.7.2014 г.). Сагатов уверяет: в реестре нотариуса Алдамуратовой нет ни слова о заверенных ею договорах Хоменко с банком. В общем, кредит одобрили, и Юлия получила 300 тысяч “зеленых” наличными. Вот тут на сцене появляются новые лица: институтская подруга Юлии Гульмира АЛДИЯРОВА и ее муж Серик КНАЗХАНОВ. По словам Хоменко, эта чета уговорила ее оформить на себя кредит и помещение, выставленное в залог, всего на полгода, пообещав позже переоформить банковский заем на свое имя. При этом гарантировали Хоменко полную оплату. Как выяснилось, к тому времени бывшая сокурсница Гульмира стала шефиней Юлии, и отказать ей, видимо, было не совсем удобно. В общем, все 300 тысяч “вечнозеленых” Юлия отдала Серику. При этом она даже не догадывалась, что ее мужа Айдоса оформили гарантом по выданному кредиту. В этот момент на сцене появляется еще одно действующее лицо - уроженка Южного Казахстана Бибигуль БАХТОРАЗОВА.
Именно Бибигуль занималась оформлением кредита по просьбе своих семейных друзей Гульмиры и Серика и выступила гарантом - так, по крайней мере, уверяет Юлия Хоменко. Первые 10 месяцев Гульмира и Серик кредит гасили исправно, потом возникла просрочка… 9 июля 2013 года в Бостандыкском районном суде Алматы огласили заочное решение, которым иск АО “Банк ЦентрКредит” к Юлии Хоменко, Айдосу Сагатову и Бибигуль Бахторазовой о взыскании задолженности был полностью удовлетворен. Цена вопроса - 71 845 397 000 тенге (по тому курсу - 476 018 долларов). По словам Сагатова, ни он, ни супруга ничего не знали об этом гражданском процессе. Однако в решении суда черным по белому написано: “Ответчики на судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили и не просили суд рассмотреть дело без их участия, хотя надлежащим образом дважды были извещены о времени и месте слушания дела”.
Позже в Ауэзовском суде № 2 было вынесено еще одно решение, в котором фигурируют знакомые нам лица - нотариус Бахыт Алдамуратова (к тому времени сменившая фамилию на ЕРЖАНОВУ), Бибигуль Бахторазова и еще несколько их знакомых. Истец все тот же - Банк ЦентрКредит. Как выяснилось, это финансовое учреждение 13 июля 2007 года (спустя меньше месяца после выдачи кредита Хоменко) выдало заем - 481 тысячу долларов - некоему Ерлану АЛДАМУРАТОВУ. Через четыре года стороны подписали дополнительное соглашение и заменили первого заемщика на Бахыт Алдамуратову, а залогом послужила трехкомнатная квартира в “Самале-2”. В качестве гаранта выступила все та же Бахторазова. По словам представителя банка, задолженность нотариуса Алдамуратовой к 20 марта 2014 года составила 831 248 долларов 73 цента. Судья Райхан САРТАЕВА исковое требование банка удовлетворила частично, взыскав с Алдамуратовой 87 738 174 тенге (включая госпошлину).
- В обоих случаях гарантом выступала Бахторазова, сделки оформляла нотариус Алдамуратова. В обоих случаях банковские проценты не погашались, что, как минимум, наводит на определенные выводы, - говорит Айдос Сагатов и перечисляет: - Во-первых, никакого гарантийного письма в банк я не подписывал - мою подпись и почерк подделали, как и большинство документов от имени моей супруги. И это доказано почерковедческой экспертизой! Во-вторых, нас, как я считаю, просто обманули - Серик обещал переоформить кредит через шесть месяцев на себя. Но вместо этого перестал погашать кредит. В-третьих, Гульмира с Сериком свой уровень жизни поддерживали за счет закрытия одного кредита другим. Имея плохую кредитную историю, эта парочка нуждалась в других - порядочных - лицах. Сейчас у меня сложилось такое мнение, хотя на тот момент мы были уверены в их платежеспособности и порядочности. В-четвертых, мы с Юлей прошли исследование на полиграфе, который не обнаружил лжи в наших показаниях. Непонятна и позиция суда, который вынес заочное решение без нашего участия в процессе - никаких извещений из банка мы не получали. В-пятых, банк предоставил информацию в кредитное бюро только в 2016 году, хотя был обязан предоставить эти сведения через месяц. По моему мнению, это было сделано для того, чтобы мы не узнали о том, что меня сделали гарантом - на тот случай, если мне понадобится справка из кредитного бюро...
Между тем полицейские возбудили уголовное дело по статье 385 УК РК (“подделка, изготовление или сбыт поддельных документов”) и назначили несколько экспертиз. Первую судебно-почерковедческую экспертизу провели сотрудники Института судебных экспертиз по Алматы, которые определили:
подписи в банковских документах сделаны самим Айдосом Сагатовым. По словам Сагатова, эти выводы оказались ошибочными: следующая экспертиза в ИП “Судебный эксперт Шегабаева Л. Ш.” показала, что записи в банковских документах от имени Сагатова “выполнены не Сагатовым Айдосом Мансуровичем, а другим лицом”.
- Мы с женой прошли испытания на детекторе лжи, - продолжает рассказ Айдос Сагат. - Двойной контроль над исследованием провел президент Евразийской ассоциации полиграфологов, кандидат юридических наук полковник КНБ в отставке Сергей АЛЕСКОВСКИЙ. По всем проверочным вопросам был сделан категоричный вывод: ложь в наших ответах не обнаружена. По ходатайству нашего адвоката дознаватель Бостандыкского РУВД назначил комиссионную экспертизу, выводы которой в очередной раз подтвердили нашу правоту. Но следствие, мягко говоря, вообще не ведется. Уголовное дело возбудили 25 марта прошлого года, и на сегодняшний день можно сказать: следствие практически топчется на месте…
По словам основателя URKER, сыщики долго не могли найти Бибигуль Бахторазову. Потом так же долго тянули с ее допросами, проведением очных ставок и другими следственными действиями. Хотя к тому времени г-жа Бахторазова оказалась фигурантом другого уголовного дела об умышленном незаконном пересечении государственной границы РК.
Из приговора Турксибского районного суда Алматы
“18 октября 2016 года при оформлении рейса сообщением Стамбул - Алматы пограничным нарядом при проверке документов выявлена гражданка РК Бахторазова Б. Б., которая находится в списке лиц, которым закрыт выезд из РК по гражданскому производству.
Следствием установлено: Бахторазова в ночь на 8 октября 2016 года, зная о действующем ограничении на выезд, с целью посещения города Парижа, незаконно пересекла государственную границу РК с авиабилетом Бишкек - Стамбул - Париж через пункт пропуска “Актилек-Автодорожный” Кыргызской Республики. Подсудимая свою вину признала полностью и просила назначить ей минимальную меру наказания в виде штрафа...”
Судья Турксибского райсуда Айсара ЖИЛКИБАЕВА учла ряд смягчающих обстоятельств: признание вины, раскаяние в содеянном, личность подсудимой, совершившей преступление небольшой тяжести, и оштрафовала Бибигуль Бахторазову на 1 143 500 тенге. И тут же освободила ее от основного наказания, применив к подсудимой амнистию в связи с 25-летием независимости РК.
Между тем Бибигуль Бахторазова знакомства с Сериком Кназхановым и Гульмирой Алдияровой не отрицает. Не отказывается и от того, что выступила гарантом в оформлении кредита на имя Юлии Хоменко. По словам Бахторазовой, с Сериком и Гульмирой она знакома с 1997 года. Летом 2007-го они попросили Бибигуль стать гарантом в банке, где в качестве залога было выставлено коммерческое помещение в микрорайоне “Самал-2”.
Из материалов уголовного дела
“Я согласилась выступить гарантом только потому, что Хоменко была сотрудницей Алдияровой, а поскольку я им доверяла, была уверена, что кредит будет выплачен. Свои действия с Хоменко я не согласовывала. По просьбе кредитного менеджера банка я приехала к ним в офис. Там была Хоменко. Я подписала договор гарантии и сразу же уехала - сильно спешила по своим делам. Кредит вовремя погашался, меня с банка не беспокоили. А когда начались проблемы и с банка стали звонить мне, я связалась с Юлией. Она сказала, что у Серика появились финансовые трудности. В разговоре со мной он подтвердил, что у него кризис. Но я не переживала, так как была уверена, что взятый кредит был обеспечен залогом выше суммы кредита. В 2013 году заочным решением суда с Хоменко, Сагатова и меня взыскано в солидарном порядке в пользу банка 71 845 397 тенге, но решение суда я получила по почте - в судебном разбирательстве не участвовала. По данному кредиту я также пострадала, как Хоменко - на мое имущество наложен арест. Мы с Юлией хотели урегулировать вопрос с банком и вернуть добровольно залог, но в банке не согласились...”
Правда, на допросе 5 октября 2017 года г-жа Бахторазова умолчала об одной существенной детали: 7 августа 2015-го она подала в Бостандыкский райсуд заявление об отмене заочного решения, однако на судебное заседание не явилась. Суд отказал ей в удовлетворении заявления об отмене заочного решения в связи с ее неявкой, и теперь это определение обжалованию и опротестованию не подлежит. А это значит, что Айдосу Сагату, его супруге Хоменко и их гаранту Бахторазовой придется выплатить банку почти 72 миллиона тенге. Впрочем, если они в ходе досудебного расследования смогут доказать, что их банально кинули, то все может кардинально измениться.
Вот такая поучительная история о “друге”, который оказался вдруг...

Тохнияз КУЧУКОВ, фотопредоставлены Айдосом САГАТОМ, Алматы

От редакции
Мы готовы предоставить всем сторонам этого скандального дела возможность выразить свое мнение на страницах газеты.

Поделиться
Класснуть