3810

Джихад “по-домашнему”

 

Во вторник в Актобе состоялись предварительные слушания по делу об июньской бойне

Снайперы на крышах, кормежка подсудимых в подвале суда плюс “группа поддержки” из женщин в хиджабах... Таким запомнится первый день суда над актюбинскими радикалами, устроившими 5 июня с благословления своих заграничных духовных наставников “джихад по месту жительства”.

Позади четырехмесячное следствие, многочисленные экспертизы и очные ставки. Но впереди не менее трудная работа. Для председателя Актюбинского областного специализированного межрайонного суда по уголовным делам (СМУС) Нурлана СУЛТАНОВА процесс над участниками июньских терактов, пожалуй, может стать едва ли не звездным моментом в его карьере.
О том, что руководимый им суд на все сто процентов готов к рассмотрению этого непростого дела, служитель Фемиды не без гордости сообщил за десять дней до предварительных слушаний. Похвастал, что на средства Верховного суда уже закуплены навороченные компьютеры, объем памяти которых исчисляется в терабайтах, микрофоны и мониторы, объединены три зала, укреплены ограждения, и даже завезены дополнительные скамейки: посетителей, не считая представителей прессы, планировалось много.
Их вчера действительно оказалось немало. С шести часов утра в районе СМУС уже сновали спецназовцы, они прикатили на двух автобусах и нескольких ГАЗелях. Полицейские встали по периметру здания суда. Несколько снайперов заняли свои “рабочие места” - крыши близлежащих к зданию СМУС жилых пятиэтажек. Через час привезли закованных в наручники подсудимых.
- На случай, если процесс продлится целый день, в подвале предусмотрено место для кормления подсудимых. Оборудованы санузлы, раковины. Все должно быть по-человечески, - коротко доложила на пресс-конференции до начала слушаний пресс-секретарь Актюбинского областного суда Илиада ДОСОВА.
Выяснилось, что еду будут готовить в СИЗО, оттуда и привезут.
Примечательно, что поначалу предварительные слушания были объявлены открытыми. Однако позже сценарий переиграли - по соображениям безопасности. Судья СМУС Актюбинской области Ахметкали МОЛДАГАЛИЕВ заявил: слушания будут проходить в закрытом режиме. Из-за этого родственники некоторых погибших во время июньских терактов, а также потерпевшие не могли попасть на заседание. Остались на улице и женщины в хиджабах (по всей видимости, подруги, жены, сестры и матери подсудимых). К слову, на них большее воздействие, похоже, оказали диктофоны, микрофоны, а также объективы фото- и видеокамер журналистской братии, чем автоматы полицейских. Стайка в хиджабах, решительно настроенная попасть внутрь, при виде журналистов тут же упорхнула в неизвестном направлении...
Разрекламированные условия для освещения процесса, понятное дело, остались корреспондентами неоцененными. После того как председательствующий судья коротко обратился к подсудимым на монитор, в соседней комнате для прессы пропал звук. По сути, трансляция слушаний на этом закончилась, и журналистам пришлось попросту наблюдать за немой картинкой на экране.
Подсудимые выглядели понуро. Возможно, потому, что 18 из 29 чистосердечно раскаиваются в содеянном, в чем признались еще во время следствия. Еще трое активно сотрудничали со следователями и всячески помогали раскрытию своего преступления. Все 29 подсудимых официально нигде не работают (их “бизнес” - продажа подержанных мобильных телефонов на актюбинских рынках - не в счет).
В распоряжении редакции газеты “Время” оказался обвинительный акт. На 70 с лишним листах краткая история семи кровавых дней в июне.
Следствие считает, что добыты все доказательства вины подсудимых. По версии следователей, свой злой замысел печально известный Дмитрий ТАНАТАРОВ, “вдохновивший” своих единомышленников на теракт, вынашивал несколько недель. Он еще семь лет назад стал приверженцем радикального ислама и регулярно слушал проповеди интернет-имамов салафитского толка. Вскоре начал вынашивать идеи джихада - “ради поддержки угнетенных братьев и сестер в Сирии”, делился ими со своими знакомыми, которые его поддержали.
Но у радикалов не было ни денег, ни документов для выезда на Восток. Какова же была их радость, когда интернет-имамы разрешили “совершить джихад по месту жительства”. Для этого, считает следствие, Дмитрий Танатаров и его близкие знакомые Арман АЙТУГАН и Султан КАБИЕВ еще в конце мая создали террористическую группу. Актюбинцы начали привлекать в свои ряды “братьев по вере” - созванивались, встречались в условленных местах, рассказывали “новобранцам” о джихаде. У неустановленных следствием лиц радикалы приобрели травматический пистолет и патроны к нему.
К активным действиям “домашние джихадисты” перешли 3 июня. Танатаров и Айтуган собрали 44 человека в квартире в доме по улице Есет батыра - в нескольких шагах от известного сегодня всей стране оружейного магазина “Паллада”. Хату они арендовали на сутки. Там - уже 5 июня - в течение нескольких часов собравшиеся слушали религиозные проповеди официального (на тот момент) проповедника ИГИЛа Аль-Аднани. Айтуган переводил собравшимся на казахский язык речь Аднани, говорившего по-русски. Аудио­запись содержала призывы к тем, кто не может выехать в Сирию, воевать против официальной власти этой страны, совершить вооруженный джихад по месту проживания. Духовный наставник разрешил убивать мирных жителей.
О том, что было дальше, сегодня знает весь Казахстан. Группа из 25 человек напала на оружейные магазины “Паллада” и “Пантера”, а также на воинскую часть 6655. Остальные мужчины, пришедшие на встречу, разбежались. В полицию почему-то не обратились.
Ворвавшись в оружейные магазины и в/ч, радикалы не щадили никого. Завладев оружием и ножами, они избивали, резали и стреляли в тех, кто попадался им на пути.
Всего, как сказано в материалах следствия, было похищено 18 единиц огнестрельного оружия, два травматических пистолета, два пневматических пистолета, одна пневматическая винтовка, один полноценный макет автомата АК-74, пять биноклей, четыре рюкзака, семь фонарей, 32 различных ножа, 812 патронов гладкоствольного оружия, 674 патрона нарезного оружия. Все это потянуло на 8,5 млн. тенге. Как было подсчитано позже, оружейному магазину “Паллада” был причинен материальный ущерб на сумму 14,8 млн. тенге.
Радикалы также хотели захватить колонию 168/2. Но их план, к счастью, не удался.
Закончилась эта кровавая бойня смертью восьми человек, в том числе военных. В больницы с различными травмами были доставлены 23 пострадавших.
- В качестве потерпевших в суд будут вызваны 88 человек. Это родственники убитых, получившие ранения военные, люди, чье имущество было испорчено, бизнесмены и многие другие, - сообщили в Актюбинском областном суде.
Начало главного судебного процесса назначено на 24 октября - за закрытыми дверями.

Антон МОЛДИН, фото Азамата НАСЫРОВА, Актобе


Поделиться
Класснуть

Свежее