4029

Миллион: взятка или заём?

Спецпрокурор Алматинской области, расследовавший преступления сотрудников правоохранительных органов, сам попался на крючок своих коллег

В Медеуском райсуде Алматы по уголовным делам идет процесс по делу старшего помощника прокурора Алматинской области Еркина ЖАНАДИЛА. 39-летний сотрудник надзорного органа проводил проверку по делу в отношении возможных сбытчиков наркотиков и заподозрил полицейских Талгарского РУВД в уводе виновных от ответственности. При этом специальный прокурор зачем-то начал намекать одному из сотрудников полиции, что готов решить его проблему. Цена вопроса - миллион тенге...

На должность помощника прокурора управления специальных прокуроров прокуратуры по Алматинской области Еркин Жанадил был назначен весной 2014 года. Специальные прокуроры, как известно, ведут расследования и проверки по самым сложным уголовным делам, в том числе связанным с преступлениями действующих сотрудников правоохранительных и госорганов. Одним словом, спецпрокуроры - это в некотором роде элита надзорного органа.
Летом 2017 года в производстве у Жанадила оказалось досудебное расследование по подозрению в превышении должностных полномочий сотрудниками Талгарского РУВД. Следователь и оперуполномоченный проверяли двух возможных сбытчиков героина - Оксану по кличке Рваная и Виталия по кличке Кабан. Расследование было прекращено, материал ушел в архив. Однако в дальнейшем обоих полицейских заподозрили в том, что они специально развалили дело и помогли сбытчикам наркотиков уйти от ответственности. Вот как раз спецпрокурор Жанадил и должен был выяснить, так ли это.
Опером по делу о наркотиках был Галым МАХМАДИНОВ. По его словам, он выполнил все поручения следователя, после чего ушел в отпуск. Как оказалось, позже в материалах уголовного дела появился рапорт за его подписью, где было указано, что Рваная Оксана и Кабан Виталий не занимаются преступной деятельностью, и на основании этого документа уголовное дело было прекращено. Но Махмадинов утверждает, что никакого рапорта не писал и не подписывал. Оперуполномоченный добровольно предоставил образцы своего почерка для проведения экспертизы и спокойно продолжал работать.
Однако Еркин Жанадил решил копнуть глубже. Спецпрокурор начал вызывать полицейских на допросы, во время которых намекал, что ситуация может привести к печальным последствиям. Но Галым Махмадинов был уверен в своей невиновности, тем более что следователь ИГЕНБАЕВ, закрывший дело о героине, признался, что сам подписал тот самый рапорт. Одним словом, придраться к Махмадинову было очень трудно. Но Жанадил, видимо, не из тех, кто быстро отступает. Он посоветовал Галыму обратиться к их общему знакомому в Талгаре, который раньше работал в полиции. Дескать, он может дать совет, как выйти из сложной ситуации. Так на сцене появился некий Журсын ИСА, бывший сотрудник правоохранительных органов, после ухода на пенсию перешедший на работу в один из банков.
Махмадинов встретился с ним и обсудил ситуацию, и они даже вместе пообедали с Жанадилом. После этой встречи Журсын прямо сказал Галыму: если не заплатишь спецпрокурору 10 тысяч долларов, сядешь в тюрьму. Махмадинов схватился за голову - таких денег у него не было. Подумав, он принял решение обратиться в Генеральную прокуратуру. После этого Еркином Жанадилом занялись его коллеги вместе с сотрудниками антикоррупционной службы.
Галыма Махмадинова снабдили необходимым оборудованием и выдали один миллион тенге. Согласно легенде он убедил своего бывшего сослуживца Ису, что у него есть всего 3 тысячи долларов, а не десять. Тот в свою очередь обсудил ситуацию с Жанадилом, и спецпрокурор согласился на эту сумму. При передаче денег посредник был задержан, впоследствии арестовали и Еркина Жанадила.
Суд по делу о взятке помощника прокурора сейчас проходит в Медеуском райсуде по уголовным делам. Еркин Жанадил своей вины не признает, утверждая, что никаких переговоров о получении взятки не вел, с Махмадиновым общался исключительно в связи со служебной необходимостью, а встречи с Журсыном Исой объясняет хорошими отношениями - например, накануне передачи денег он якобы приезжал поздравить того с Днем финансиста. По словам экс-сотрудника надзорного органа, полицейские Талгарского РУВД могут испытывать к нему неприязнь, поскольку он добился осуждения семерых их сослуживцев. Отсюда, дескать, и появилось это обвинение в вымогательстве. Впрочем, виновен или нет спецпрокурор, установит суд.

Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть