16168

Прокурорская месть

Бывшие опера УВД Талгарского района Алматинской области нашли причину низкой раскрываемости преступлений - старшего помощника районного прокурора. И, как выясняется, это совсем не шутка…

Вообще-то в целом Талгарский район вполне себе благополучный в смысле криминогенной обстановки. А вот о сельском округе Нура этого не скажешь: там и ночные перестрелки, и скотокрадство, и хулиганство... Причем большинство этих преступлений годами остаются нераскрытыми. По словам Аслана АБЕНА, до недавнего времени служившего в Нуре оперуполномоченным криминальной полиции, проблема в текучести кадров и в авторитете старшего помощника прокурора Талгарского района Аймырзы ЕСИМХАНА.
- Молодые лейтенанты работают в Нуре не больше года - потом либо переводятся, либо вообще увольняются из органов: местные жители покоя не дают, закидывают начальство жалобами на оперов, подключают знакомых из прокуратуры, - говорит Абен. - Моего терпения хватило на три года. А когда у меня начался открытый конфликт с г-ном Есимханом, мое же начальство, требовавшее раскрываемости, тут же перешло на его сторону и вдруг предложило: пиши рапорт по собственному, иначе по статье уволим...
Экс-капитан полиции приводит конкретные примеры. 20 ноября 2014 года два парня из Нуры пристали к приезжим рыбакам - хотели показать, кто здесь хозяин. Но те оказались не робкого десятка, и тогда “хозяева” схватились за пистолеты. Одна пуля раздробила челюсть Дмитрию ИГНАТЕНКО, приехавшего в Нуру на рыбалку с друзьями. Еще несколько попали в его машину (позже экспертиза установит: пробиты бензобак, двери и все четыре колеса). Нападавшие скрылись на своей машине, но рыбаки успели запомнить марку и номер.
- Уже наутро я приехал домой к Ержану АБИЛЬДЕНОВУ, - продолжает бывший опер. - Его опознали потерпевшие, да к тому же парень был у нас на особом счету. Но раскрыть это в общем-то простое дело нам так и не удалось…
По словам Абена, Есимхан курирует следствие, и по этой причине, полагает бывший оперативник, следователь не стал раскручивать уголовное дело, а списал его в архив! Спрашивается: а как же заявления потерпевших? И куда подевались два пистолета, из которых в упор расстреливали рыбаков? А самое главное - кто теперь даст гарантию, что эти стволы завтра не засветятся в другом преступлении?
- Я не знаю ответов на эти вопросы, - разводит руками Абен. - Мы даже в розыск Абильденова объявить не смогли - в РУВД сказали, что по звонку из прокуратуры тормознули розыск… Однажды, когда я хотел допросить Абильденова по делу о “хулиганке”, он отказался давать показания и протянул мне свой мобильный. Представьте, помощник райпрокурора мне прямо сказал: “Аслан, не трогай Абильденова, он не при делах, тем более твое начальство в курсе. Я тогда ответил: “Ереке, это тяжкое преступление, руководство требует от меня результаты”. Спустя несколько минут еще один звонок из прокуратуры: “Отпусти подозреваемого, его брат - мой одноклассник!” Чуть позже мой начальник орет в трубку: “Ты что, о...ел?! Мне уже звонили из прокуратуры, обещали проверками замучить…”
Еще один бывший полицейский из Талгарского РУВД Тлеубек СЕРИКУЛЫ поведал свою историю. Начальство поручило двум капитанам раскрыть кражу компьютера с молочного завода. Но…
- С тремя подозреваемыми я беседовал больше двух часов, и тут мне на мобильник позвонил Аймырза, - вспоминает Тлеубек. - Было это 5 сентября 2015 года. Говорит: зачем тебе лишние проблемы? Подозреваемых пришлось отпустить… А вечером звонит дежурный РУВД: один из подозреваемых, Бахыт СЕРИККУЛОВ, попал в больницу...
Парень написал в заявлении на имя начальника Талгарского РУВД ЧАРАПИЕВА: мол, упал с лошади, претензий не имею. А уже на следующий день звонит мать “наездника” и назначает капитанам встречу в больнице.
- Женщина с ходу заявила о том, что мы избили ее сына. Но мы-то его и пальцем не тронули! Не стали с ней спорить, молча развернулись и поехали к себе в отдел.
А спустя почти два месяца капитаны с удивлением узнают: они стали фигурантами уголовного дела о… пытках! Оказывается, Сериккулов переписал свое заявление: по новой версии, его избили двое полицейских. К слову, уголовное дело расследовал сам Аймырза Есимхан, а в материалах имелось заключение медэкспертизы о следах жестоких побоев и поврежденной почке. В общем, все кончилось тем, что строптивым напарникам предложили написать рапорты об увольнении из органов.
- Сериккулова до сих пор не привлекли к ответственности за дачу ложных показаний - то он с коня свалился, то мы его избили... - говорят экс-капитаны.
Между тем дело о “пытках” дошло-таки до суда.
- Я заметил значительные нестыковки в материалах уголовного дела, - вступает в разговор адвокат бывших полицейских Галым АНАФИН. - Эксперт из Талгара пишет о легких телесных повреждениях, а врач САРБАСОВА, терапевт между прочим, указывает в истории болезни Сериккулова: “Ушиб головного мозга, закрытая черепно-мозговая травма, множественные гематомы...” Что-то еще про почки добавила. И все со слов пациента. Но такие выводы может дать нейрохирург - да и то после исследований на УЗИ, томографии.
Ходатайство Анафина о назначении комплексной экспертизы судья удовлетворил. На днях специалисты алматинского филиала Центра судебной экспертизы при Минюсте полностью опровергли доводы своего коллеги из Талгара и в пух и прах разбили “диагноз” терапевта Сарбасовой.
Из заключения экспертов:
“Врач-рентгенолог высшей категории, профессор А. ЕГЕМБЕРДИЕВ: костно-травматических повреждений головы, головного мозга и гематом у Б. Сериккулова не обнаружил. В медкарте Талгарской ЦРБ не указана дата травмы, нет описания, осмотра невропатолога и нейрохирурга, лист врачебных назначений не соответствует требованиям Минздрава, а болезнь почки - хроническое заболевание мочеполовой системы, не связанное с травмой...”
Это заключение подписали руководитель отдела сложных экспертиз алматинского филиала ЦСЭ Сакен ЖУНИСОВ, эксперт Руфат ХАСАНОВ и замдиректора филиала Тахир ХАЛИМНАЗАРОВ - эксперт с 25-летним стажем.
- Это заключение - одно из доказательств невиновности моих подзащитных, - говорит адвокат Анафин. - В этом деле масса нарушений процессуального законодательства, которые я озвучу в зале суда. Вот один из примеров: осмотр места происшествия (в данном случае - здания полиции) проведен без участия понятых! И кем? Сотрудниками прокуратуры! Я сам больше 30 лет в подразделениях МВД работал, знаю, что за такое нарушение прокуроры с потрохами бы сожрали полицейского! А с них самих как с гуся вода…
Напоследок еще одна любопытная деталь. В ходе следствия г-н Есимхан отрицал свое знакомство с парнями, которых оперативники подозревают в конкретных преступлениях. Но, как говорится, бывших ментов не бывает - капитаны без особого труда нашли в соцсетях десятки фотографий, на которых фигуранты некоторых уголовных дел чуть ли не в обнимку сидят рядом с Аймырзой Есимханом. Теперь бывшие полицейские хотят привлечь старшего помощника прокурора к ответственности за дачу заведомо ложных показаний следствию...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область

От редакции Просим прокурора Алматинской области Габита МИРАЗОВА считать эту публикацию официальным запросом. Мы готовы дать возможность всем участникам этой весьма странной истории выразить свою точку зрения на страницах газеты.

Поделиться
Класснуть