10566

Секс, стрельба и салафиты

     Свою книгу о радикалах актюбинский писатель Мади РАИМОВ (на снимке) посвятил памяти погибшего сына бывшего главы администрации президента Аслана МУСИНА Асылбека. В декабре прошлого года Асылбек Мусин, который считался лидером казахстанских коранитов (течение в исламе, отвергающее сунну и запрет на спиртное), выпал из окна 15-го этажа в столице Латвии Риге. Полиция закрыла дело за отсутствием состава преступления.

- Мади, чем объясняется выбор темы для книги? Лично вас коснулась тема радикализма?
- Лично меня - нет, но несколько моих близких друзей ушли туда. Это были люди, с которыми я общался с детства, а теперь я для них кяфир. Так что мой новый роман “Джихад поневоле” показывает радикализм через призму отношений близких друзей, знакомых. Помню историю с приятелем, который потерял бизнес, стал радикалом. У него умерла мать, и во время садака он выгнал всех родственников, сдернул скатерть, на которой была поминальная еда - мясо, бауырсаки... Радикалы отвергают наши традиции. Причем у него все начиналось с малого, развивалось медленно и зачастую незаметно. “Не буду есть бешбармак, потому что не знаю, халяльное мясо или нет. Но даже если оно халяльное, как ты говоришь, я все равно не видел, как резали животное!” - примерно с таких разговоров.
- У главного героя вашего романа Талгата тоже все так и начинается. А с кого он был списан и в чем его главные ошибки?
- Талгат - собирательный образ. У него несколько прототипов. Через него я пытался найти ответы на следующие вопросы: как можно умного парня с высшим образованием и здоровыми амбициями превратить в безвольное существо, стереть ему все, что было до часа Х, и написать “новую” память? Что влияет на радикализацию человека и можно ли избавиться от этой напасти? Собирая материал для книги, я пришел к выводу, что люди путают веру с религией. Вера, по моему глубокому убеждению, это нечто духовное, сакральное. А религия - это просто предмет. И когда мы говорим о религии, фанатики ошибочно полагают, что мы трогаем их веру, Бога, пророков, занимаемся хулой. Точно так же делает благородным человека не религия, а вера. В справедливость, любовь, уважение, прекрасное...
- Как вы собирали материал для книги, насколько хорошо изучили психологию радикалов? Ведь любой автор стремится к достоверности, чтобы книга нашла своего читателя.
- Над книгой я работал несколько лет. Очень тесно общался с радикалами, дискутировал с ними как в реале, так и виртуально. Регистрировался в различных группах, где собирались люди с разными религиозными взглядами. Был свидетелем словесных баталий между сторонниками суфизма и салафийя, между казахстанскими и северокавказскими верующими. Где-то выступал просто наблюдателем, где-то высказывал свои мысли, чем, к удивлению, вызывал не просто жаркий спор, а нетерпение и даже гнев. Постоянно сталкивался с так называемым буквализмом, когда многие вещи из религии люди воспринимают буквально. Об этом тоже написал в своем романе. К примеру, есть сцена, где главный герой рассказывает о книге про Османскую империю, за авторством английского ученого, а ему братья по вере говорят: мол, можно ли читать, а то и держать в руках книгу, написанную немусульманином?! Также стал свидетелем интересной тактики радикалов, у которых с логичным обоснованием тех или иных сводов религии возникают проблемы. Они в таких случаях просто приступают к манипуляциям типа “побойся Бога!”, “не неси ересь!”, “не задавай лишних вопросов!” и тут же сворачивают тему. А еще угрожают и проклинают!
- Какого характера были угрозы и претворились ли они в жизнь?
- Я как-то в социальных сетях опубликовал снимок, на котором болельщики перед началом футбольного матча слушают гимн стоя, приложив правую руку к левой груди. И на общем фоне выделяются два человека с густыми длинными бородами, которые просто сидят. Так под этим фото набралось 600 комментариев типа “ты где, выходи, сейчас расправимся с тобой!”. Но, слава богу, до реальных действий так и не дошло.
- Прибегали ли вы к помощи консультантов по вопросам религии?
- Да, я обращался к теологам. Известным, грамотным. Советовался с ними. Кстати, хочу отметить одну любопытную деталь - и в реале, и в виртуале есть немало теологов, которые про радикалов так и говорят: мол, оставьте их в покое, не тратьте на них время, они безнадежные. На мой взгляд, таких надо бояться. Ведь профессиональный теолог не пройдет мимо того, кого называют заблудшим.
- Почему вы решили посвятить свою книгу памяти Асылбека Мусина?
- Я когда-то был его помощником, в его бытность депутатом Актюбинского городского маслихата, и по работе мы общались тесно. Мне он был интересен как человек, который рассматривал религию с точки зрения науки, без фанатизма. Он был очень образованным, начитанным, а еще недооцененным и неправильно понятым. Главный герой, к слову, частично списан с него. Самокопанием и самоанализом Талгат похож на Асылбека.
- В книге есть пикантная тема любви и секса...
- Более того, девушка, в которую влюбляется главный герой, а потом проводит с ней страстные ночи в постели, не читает намаза, не носит хиджаба, курит. Это еще одно наблюдение из реальной жизни радикалов, которых я знаю. Я сознательно не стал обходить тему амура. Во-первых, любовь как высокое чувство должны все испытать в жизни, даже книжные герои. Во-вторых, кто сказал, что радикалы встречаются только с теми, кто с ними в одной теме? И почему мы не должны об этом говорить? В советское время не было секса, теперь - салафитов?! Нельзя так. И без того мы пытались не замечать, а то и заигрывать с этой темой последние 10-15 лет. Ну ходят молодые девушки во всем черном, что с того?! Отрастил бородку, укоротил штаны, ну и пусть! Диковинка - не больше того. А со временем эти ребята, будучи в меньшинстве, начали учить большинство, как правильно жить, ходить, одеваться, говорить и даже есть. А потом и вовсе громко заявили о себе, что мы видели на примере терактов в 2011-м, 2012-м и, наконец, в 2016 году. Об этом тоже есть в книге. Обо всем нужно говорить, просвещать, объяснять, где грань, где черное и белое и тому подобное.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото из личного архива Мади РАИМОВА, Актобе 

Поделиться
Класснуть