9770

Тайна хоргосских “лимонов”

Недавнее задержание Бекболата Кайрбаева, брата главаря приграничной ОПГ, может иметь самые неожиданные последствия

На днях пресс-служба Национального бюро по противодействию коррупции сообщила: задержан последний из фигурантов “хоргосского дела” Бекболат КАЙРБАЕВ. Напомним: старший брат одного из предводителей организованной преступной группировки Талгата КАЙРБАЕВА был объявлен в межгосударственный розыск еще четыре года назад. Борцы с коррупцией подозревают Кайрбаева-старшего “в подкупе высокопоставленных должностных лиц правоохранительных органов с целью прекращения уголовного преследования членов ОПГ...”. 

Эта детективная история началась более пяти лет назад. 27 апреля 2011 года следователи финансовой полиции (ныне Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции) возбудили уголовные дела против лидеров хоргосской ОПГ Талгата Кайрбаева по прозвищу Аулие (Святой) и Бахыта ОТАРБАЕВА. Обоим инкриминировали создание и руководство преступной группировкой, которая промышляла контрабандой китайского ширпотреба через таможенные посты “Хоргос” и “Калжат”. Суд выдал санкцию на их арест, но было поздно - Талгат Кайрбаев подался в бега. Больше месяца он скрывался в Арабских Эмиратах, где был задержан и этапирован в следственный изолятор Алматы 15 июня 2011 года.
Сидя в камере СИЗО, Кайрбаев задумал откупиться, для чего попросил своего брата Бекболата и друга - владельца крупного крестьянского хозяйства Кайрата КУСМАНОВА - найти выход на высокопоставленных сотрудников всех силовых структур и Верховного суда, способных реально повлиять на ход следствия. В поисках таких связей Кусманов приехал домой к своему знакомому Салыку ЗИМАНОВУ - доктору юридических наук, академику Национальной академии наук Республики Казахстан. Многие знают: аксакал пользовался незыблемым авторитетом в правоохранительной и судебной системах (в свое время он преподавал юрис­пруденцию нынешним руководителям этих структур). При этом Салык Зиманович славился кристальной честностью. Поэтому, едва услышав необычную просьбу визитера, мэтр казахстанской правовой науки выпроводил его за порог.
Однако случайным свидетелем этого разговора стал сын академика Мухтар ЗИМАНОВ, который позже и пообещал Кусманову решить вопрос ни много ни мало за пять миллионов долларов. Таких денег ни у Кусманова, ни у Бекболата Кайрбаева не было. Но оба дали понять Зиманову-младшему: если он гарантирует свободу Кайрбаеву-младшему, то эти деньги они соберут - только по частям. Мухтар Зиманов действительно начал искать выход на руководителей силовых структур и был готов заплатить им миллион долларов за свободу лидера ОПГ (а остальную сумму сын академика намеревался оставить себе за посредничество). Об этом знали его друзья - директор ТОО “ADL Group” Улан АУБАКИРОВ и безработный Руслан ЮСУПОВ, которые и взялись помочь Мухтару в этом громком “разводе”.
Первая встреча посредников и “разводящих” в лице Бекболата Кайрбаева и Кайрата Кусманова состоялась в июне 2011-го: Зиманов подтвердил, что сможет решить вопрос положительно, и попросил привезти три вечнозеленых “лимона”, которые нужно передать в Астану известным в стране влиятельным агашкам. Оставшиеся два миллиона “разводящие” должны будут отдать сразу же после выхода Талгата из СИЗО.
Пока Кайрбаев-старший и Кусманов собирали кеш, Юсупов созвонился со своим знакомым - неким ЕМБЕРГЕНОВЫМ, имеющим, судя по материалам уголовного дела, связи в высших эшелонах правоохранительной власти. В телефонном разговоре с ним Руслан обозначил сумму развода - “лимон”. Еще 100 тысяч “зеленью” он пообещал приятелю за его услуги.
Первый транш - 500 тысяч долларов - Юсупову привезли 15 июня 2011 года, и на следующий день Руслан вылетел с кешем в столицу. Вернувшись обратно, Юсупов и Зиманов встретились с “разводящими” и еще раз подтвердили: вопрос будет решен. Причем “стрелки” назначались в разных местах - то в элитных ресторанах, то в Академии наук, пара подобных встреч состоялась даже на… Кенсайском кладбище.
Обрадовавшись добрым вестям, Бекболат и Кайрат пригласили посредников в алматинский филиал крупнейшего коммерческого банка, где отсчитали Юсупову 1,1 миллиона долларов. Руслан, арендовав две ячейки в том же банке, оставил там наличность на хранение...
…Прошел месяц. К тому времени маховик следствия по “хоргосскому делу” стремительно набирал обороты: кроме лидеров преступной группировки финполовцы арестовали нескольких высокопоставленных сотрудников КНБ и Таможенного комитета. Талгат, сидя в камере следственного изолятора, по нескольку раз в день созванивался с братом и Кусмановым, задавая единственный вопрос: когда же он наконец выйдет из СИЗО? (Следствию еще предстоит выяснить, каким образом мобильный оказался в его камере - телефоны относятся к перечню запрещенных предметов в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.) Его брат и друг наседали на Мухтара Зиманова, который уверял: дело решается, но люди из Астаны просят как можно быстрее привезти им оставшиеся деньги.
К тому времени посредниками заинтересовались в финполиции и стали наблюдать за их действиями. Бекболат Кайрбаев сумел наскрес­ти всего 400 тысяч долларов - еще 600 штук “зеленью” снял с личного счета Кайрат Кусманов. Оба были уверены: очередной “лям” уйдет в столицу. Но Зиманов-младший и не думал отвозить эти деньги в Астану. Вместо этого 27 июля 2011 года он перегнал 700 тысяч долларов на свой личный счет в банке UNICREDIT BANK CZECH REPUBLIC, A.S. Любопытная деталь: посредники начали понимать, что их разговоры с разводилами могут прослушиваться, поэтому придумали специальные кодовые слова - Талгата называли Шумным, сотрудников финполиции - фирмачами, а деньги, не мудрствуя лукаво, чисто по-казахски окрестили согым.
Между тем Кайрбаев-старший и Кусманов ни на йоту не сомневались: сын маститого в стране академика сдержит свое обещание. Да и как можно было не верить, если на конфиденциальных встречах посредники сообщали своим знакомым эксклюзивную, скажем так, информацию. В частности, в одной из таких приватных бесед в отдельной кабинке фешенебельного ресторана Юсупов поделился с Кусмановым: мол, “на днях снимут с должности руководителя финполиции Алматы, потому что высокопоставленные сотрудники КНБ и Генпрокуратуры сильно заинтересованы в освобождении Кайрбаева-младшего...”
Но шли дни, недели, финполовский начальник продолжал работать, а “хоргосское дело” между тем раскручивалось на полную катушку. За это время люди Кайрбаева уже передали Зиманову и его приятелям 3 265 000 долларов. Те имитировали бурную деятельность, но на самом деле тратили деньги на личные нужды. Например, часть взятки для столичных агашек - 250 тысяч долларов - Улан Аубакиров обменял на казахстанскую валюту и внес 22 723 000 тенге в кассу ТОО “КИСК “Казстройинвест” в качестве финансовой помощи. Позже выяснилось: эти деньги строительная компания потратила на покупку лифтов для столичного жилого комплекса “Гармония”, заказчик строительства - “Казстройинвест”, а генеральный подрядчик - ТОО “ADL Group”, директор которого тот самый Аубакиров...
Передав в общей сложности больше трех миллионов долларов, но так и не добившись освобождения Святого, Кусманов и Кайрбаев, в очередной раз встретившись с Аубакировым, сообщили: остаток получите только после выхода Талгата на свободу. Тот продолжал убеждать: ваша проблема решится со дня на день. Но хоргосская тема настолько серьезная, что только несколько человек в стране могут гарантировать “успех предприятия”. И такие люди есть. Доводы своего товарища подтвердил Руслан Юсупов, попросив у разводил пять тысяч долларов на командировочные расходы - не для себя, а агашке, которому необходимо срочно вылететь в Астану для оформления документов по освобождению Талгата-Святого. Старший брат тут же отсчитал требуемую сумму…
…В ноябре 2011 года умер академик Салык Зиманов. В последний путь аксакала провожали тысячи людей, среди них - многие известные и влиятельные персоны. После похорон Кусманов заехал к Мухтару Зиманову домой и услышал от него: “Все нормально, люди работают, все двигается...” Эти же слова Зиманов-младший повторил Кусманову и на кладбище, где забил ему стрелку в день сороковин отца. Лишь добавил: “Есть трудности, но все потихоньку решается”.
Но Талгат-Святой вожделенной воли так и не увидел: 25 января 2012 года его “освободители” - Мухтар Зиманов, Кайрат Кусманов, Улан Аубакиров и Руслан Юсупов - были арестованы. Позже им предъявили целый букет уголовных обвинений - от мошенничества в особо крупном размере до подстрекательства в даче взятки. Следователи финансовой полиции нашли лишь часть денег - 646 900 долларов лежали в ячейке банка, арендованной Русланом Юсуповым. Правда, ни в процессе следствия, ни в ходе судебных разбирательств криминальная четверка своей вины так и не признала. Кусманов сообщил суду: он решил помочь своему другу Талгату, поэтому познакомил его брата с Мухтаром Зимановым. Позже от Бекболата узнал, что тот собирает деньги для освобождения младшего брата с помощью сына академика.
В свою очередь Зиманов-младший отрицал как факт получения денег за освобождение Святого, так и свои услуги в этом “разводе”. Но у борцов с коррупцией все ходы, как говорится, были записаны…
Правда, на суде Зиманов и Юсупов заявили: сотрудники финполиции избивали их, требуя признаться в даче взятки первым руководителям правоохранительной и судебной власти, но посредники громкие фамилии так и не назвали. К слову, в ходе судебных разбирательств эти доводы так и не подтвердились. Г-н Ембергенов, выступивший на этом судебном процессе в качестве свидетеля, рассказал: Юсупов действительно попросил его помочь изменить меру пресечения в отношении Кайр­баева и озвучил цену вопроса - 1 000 000 долларов. Еще 100 тысяч обещал заплатить “за услуги”. Ембергенов вылетел в Астану, где провел несколько встреч со своими знакомыми - влия­тельными силовиками. Но те четко дали понять, что не будут вмешиваться в “хоргосское дело”.
На суде выяснилась еще одна любопытная деталь: в мобильном телефоне Юсупова нашли фото­графии, где он лежит на кровати в столичной гостинице в окружении десятков пачек долларов… Но Руслан так и не сообщил, кому конкретно эти деньги передал, а следствие не смогло установить личность человека, взявшего полмиллиона наличными на развод...
Судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматы А. АРГИМ­БАЕВА огласила приговор: Кайрата Кусманова осудили к 11 годам лишения свободы, Зиманов-младший схлопотал 13 лет, такой же срок суд отмерил Руслану Юсупову, на год меньше получил Улан Аубакиров. Кроме того, у всех конфисковано личное имущество, а срок криминальная четверка отбывает в колонии строгого режима.

…И вот теперь эта давняя история может иметь весьма интересное продолжение. Дело в том, что в ходе следствия и суда по делу Мухтара Зиманова и К так и не удалось получить ответ на главный вопрос: кому конкретно предназначались те самые 500 тысяч долларов, которые Юсупов в качестве первого транша отвозил в Астану? Любопытно, что после задержания Кайрбаева-старшего сайт “365 инфо” со ссылкой на свои источники сообщил: “11 сентября в Алматинской области антикоррупционной службой задержан Бекболат Кайрбаев. По версии следствия, он путем огромной взятки пытался спасти брата от наказания и предположительно передал $3,2 млн. высокопоставленным чиновникам по линии МВД...”
У нас есть все основания полагать, что информация упомянутого интернет-портала небеспочвенна. В пользу этой версии косвенно говорит тот факт, что один из главарей хоргосской ОПГ Бахыт Отарбаев состоит в близком родстве с не последними людьми в органах.
Так что подождем окончания следствия и суда по делу Кайрбаева-старшего. Их итог обещает быть весьма любопытным…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть