5325

Так пролетим!

В гражданской авиации Казахстана появился еще один серьезный игрок - управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов. Этот орган возглавил известный специалист Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ, также имеющий большой опыт работы в органах госбезопасности. На прошедшем в минувший четверг совещании по проблемам авиаотрасли полковник в запасе пообещал навести порядок в казахстанском небе. Примечательно, что на нем не было ни одного представителя комитета гражданской авиации.

Представители практически всех организаций, работающих в сфере гражданской авиации, собрались в Алматы, чтобы обсудить насущные проблемы. И пусть отсутствие крупных авиакатастроф не успокаивает простых пассажиров - ситуация на самом деле плачевная. Например, в прошлом году с конца июля по конец августа случилось четыре инцидента с пятью погибшими. А на борту сгоревшего в октябре 2017 года Ан-28 было сразу пять человек: два члена экипажа и трое медиков, летевших на помощь женщине. Эту тему на мероприятии первым поднял бывший космонавт, а ныне сенатор Талгат МУСАБАЕВ.
- Нынешнее положение вещей с безопасностью полетов в нашей гражданской авиации никуда не годится, - в свойственной ему безапелляционной манере заявил Герой России и Казахстана. - Поэтому я вынужден был сделать депутатский запрос на имя премьер-министра САГИНТАЕВА, для того чтобы чиновники, а именно Министерство по инвестициям и развитию, прокуратура, другие ведомства, наконец-то обратили внимание на ключевые вопросы деятельности авиации, хоть гражданской, хоть военной. Безопасность полетов - это превыше всего! Конечно, сейчас нет единой государственной компании, какой был “Аэрофлот” в советское время. Тогда были другие рычаги, которые могли привести в чувство любого зажравшегося пилота или других должностных лиц.

- Сегодня другие условия - множество компаний, - продолжил экс-космонавт. - С одной стороны - это хорошо. С другой - не очень. И в первую очередь это связано с обеспечением безопасности полетов. Как у нас рассуждают? Может, мы что-то не сделаем в плане безопасности, зато получим прибыль! И сейчас каждый делает что хочет: сами обучают персонал, сами следят за самолетами, сами летают. И мы видим, к чему это привело - у нас гибнут молодые ребята, курсанты...
- Но чиновничье не дремлет - оно хотело все наши предложения аккуратно спустить на тормозах! И поэтому мы начали работу, и уже есть первые плоды, - проинформировал сенатор. - Теперь у нас есть УРАПИ - управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов. Это уже первый шаг. Пока управление находится в департаменте транспорта (Мин­инвестразвития. - М.К.), это неправильно. Но мы добьемся, чтобы этот орган подчинялся непосредственно министру и был абсолютно независим от комитета граж­данской авиации! Чтобы не было как сейчас: одними руками выдают лицензии и тут же проверяют! Для того мы все и собрались, чтобы услышать различные мнения и предложения.

Затем на трибуну поднялся Нурлан Жумасултанов, который и должен навести порядок в гражданской авиации, опираясь на УРАПИ и опыт службы в контрразведке.
- В настоящее время в гражданской авиации Казахстана происходит системный сбой, который вызван разрегулированностью и раздробленностью самой системы безопасности полетов, - выразил свое мнение руководитель управления. - Абсолютно удаленно друг от друга работают летные и навигационные службы, метеорологи и так далее. В конечном итоге все замыкается на командире воздушного судна, который вынужден в этом, не побоюсь этого слова, бардаке принимать правильное решение. Но командир тоже человек, и ему свойственно ошибаться. В этой связи и возникает тот самый человеческий фактор.
- А когда система взаимоотношений между вышеперечисленными службами наладится, влияние человеческого фактора будет минимизировано. Потому что службы смогут друг друга поправлять или дополнять. И для эффективности должна быть установлена персональная ответственность каждого из участников системы. Более того, до сих пор непонятно, каким же органом является комитет гражданской авиации - он сертифицирующий или контрольно-надзорный? Обе эти важные функции находятся в одних и тех же руках. И в этом есть угроза круговой поруки, - продолжил мысль Мусабаева Жумасултанов, перечислив затем не только известные всем воздушные инциденты, но и то, что было скрыто.
Как оказалось, авиакомпании уже взяли в привычку просто не информировать уполномоченные органы о происшествиях - самолеты и вертолеты переворачиваются, разбиваются, сгорают где-то в отдаленных уголках нашей страны, а в Астане об этом даже не знают. В управлении также выяснили, что в казахстанском небе летают и вообще нигде не зарегистрированные агрегаты - не НЛО, а “партизаны”, заметил докладчик. По его словам, отечественные авиаторы настолько расслабились, что легко нарушают все возможные инструкции, например, при съемках музыкальных клипов или шоу. На экране в этот момент доклада показывали видеоролик: мужчина сжимал веревки, к которым были привязаны два самолета, якобы готовые к взлету.
- Со всеми этими “партизанами” и “шоуменами” мы будем бороться очень жестко, с учетом моего опыта работы в органах госбезопасности! - твердо резюмировал Нурлан Жумасултанов. - Мы уже понимаем, что просто уговорами порядок не наведешь.
Однако дискуссии на этот счет не получилось. Все выступавшие говорили о том, что порядка действительно нет, и слово “бардак” звучало практически у каждого! И зачастую виновными называли руководителей комитета гражданской авиации. В частности, известный эксперт, ветеран авиации Амантай ЖОЛДЫБАЕВ поделился своим опытом - он участвовал в расследовании крушения самолета авиакомпании SCAT, написал шесть особых мнений, но его голос так и не был услышан.
- Все в итоге свалили на летчика, - заявил он. - Но пилот ведь сделал все правильно: ушел на второй круг, а самолет неверно показал высоту полета, что и привело к крушению. Расследование затягивали изо всех сил. Помню, на заседание рабочей группы пришла женщина, у которой в том самолете летели сын и сноха. Они погибли, а дети остались с бабушкой. И она пришла и плакала: пожалуйста, дайте уже какое-нибудь заключение, чтобы мы знали, к кому обращаться за материальной помощью, детей кормить нечем!
Были слезы и во время самого мероприятия. Заслуженный летчик Макаш АБИШЕВ, взяв микрофон, тут же предупредил: ему нужно успеть высказаться, пока не нахлынули эмоции. Его внук был за штурвалом учебного самолета Академии гражданской авиации, разбившегося в прошлом году.
- Уже год почти прошел, а результатов расследования нет! - срывающимся голосом бросил Абишев.
- Я вам даю слово офицера, что расследование будет завершено в ближайшее время! - заявил в ответ руководитель УРАПИ. - И там вина не только учебного центра, но и глубже уходит, вплоть до ответственных сотрудников КГА. Вы как родственник курсанта сможете ознакомиться со всеми материалами, обещаю.
Что самое удивительное, на этом мероприятии не было ни одного представителя уполномоченного органа - комитета гражданской авиации. На этот факт обратили внимание практически все докладчики, но больше других возмущался еще один ветеран авиации Борис БАЛМАЧЕВ:
- У нас что сейчас творится в КГА? Выходит приказ на 600 страницах - тупо перевели с английского языка, даже термины те же. И у нас теперь появился дизайнер воздушного движения, б..дь! Тьфу, простите! До чего мы дошли - 630 страниц! И мы бы хотели спросить: как такое возможно вообще?! почему никто из КГА не пришел?
И действительно, ситуация выглядела странно: представители авиакомпаний и аэропортов анализируют актуальнейшие проблемы, а руководство уполномоченного органа в этом не участвует.
- Мы приглашение еще месяц назад выслали, - развел руками Нурлан Жумасултанов. - А в понедельник (2 июля. - М.К.) я Талгату ЛАСТАЕВУ (председатель КГА. - М.К.) напомнил. Он обещал, что будет кто-то из его замов. Но не долетели, видимо.
И этот факт лучше всего иллюстрирует положение вещей в гражданской авиации: обсуждать проблемы и искать решения чиновникам просто некогда.

Михаил КОЗАЧКОВ, использованы фото организаторов обсуждения, Алматы

Поделиться
Класснуть