5679

“В приступах гнева он превращался в монстра...”

     Монолог матери, чей сын погиб от рук его отца и из-за… халатности сотрудников полиции Житикары Костанайской области

Валерия ЗАРИПОВА отказалась от публикации своей фотографии в газете. Вместо аватара на ее странице в соцсети черный квадрат. Вся ее жизнь сегодня, после гибели 4-летнего Даньки (на снимке), сплошная пустота. А Амангельды ИЩАНОВ (на снимке) уже не может сделать больше ничего - ни закрыть свою страницу в соцсети ВКонтакте, ни удалить оттуда свои фото, ни причинить кому-то новую боль, ни попросить прощения. Он покончил с собой после того, как повесил Даньку.

Эта дикая история похищения и убийства беззащитного больного ребенка вызвала большой резонанс в обществе (см. “Не доставайся же ты никому!”, “Время” от 20.9.2018 г.). Люди не понимают, как мог произойти весь этот кошмар. Но безутешная мать уверена: если бы полиция пришла на помощь ей и Даньке своевременно, еще год тому назад, ничего подобного не случилось бы и ребенок остался бы жив.
Оказывается, Ищанов летом прошлого года дважды покушался на жизнь Зариповой и их общего ребенка. По словам Валерии, ей пришлось пережить похищение, попытку незаконного лишения свободы, угрозы убийством. Однако защиты и помощи от правоохранительных органов она не дождалась. Ниже монолог несчастной женщины, потерявшей сына.

Его даже не искали
- 16 июня 2017 года мы возвращались с сыном домой в Житикару из Глебовки. Ищанов подкараулил нас на дороге. Остановил машину, забрал ключи и увез нас в деревню Забеловку. К речке привез и сказал, что прямо здесь с нами расправится. Я еле уговорила его пощадить нас, пообещав, что буду с ним вместе жить. Попросила отвезти к родителям, чтобы я собрала вещи… Сам Ищанов не решился идти в наш дом, ожидал на другом конце поселка. А я тем временем огородами и закоулками сбежала.
Три недели спустя мы с ребенком были на автовокзале, покупали билеты. Это было 5 или 6 июля. Он нас выследил, подкараулил. Схватил меня, связал руки, заткнул кляпом рот, чтобы не кричала и не привлекала внимания, потащил к своей машине, стал заталкивать в салон… Хорошо, неподалеку случайно оказались две женщины. Они заметили, что происходит что-то не то, бросились мне на помощь. Отбили нас.
Я оба раза обращалась в полицию, хотела написать заявления об угрозах жизни моей и ребенка. В первом случае мне прямо в глаза бросили: “Чего вы добиваетесь? Ну вас же не убили!” Но я настаивала, чтобы приняли мои заявления, возбудили уголовные дела. С трудом и боем добивалась этого. Мне выдавали талоны, и на этом все. Полгода молчали и лишь в декабре прошлого года позвонили мне из Житикаринского РОВД. Видать, под конец года им надо было эти дела как-то закрыть или прикрыть вообще - не знаю... Полицейские в телефонном разговоре со мной не просили, а требовали, чтобы я письменно отказалась от своих заявлений. Я поняла тогда, что они ровным счетом ничего не сделали. Следователи Ищанова даже найти не смогли, хотя вряд ли он специально скрывался. Скорее всего, его даже не искали.

Гнев, обман, предательство
- Кто такой Ищанов? Обычный, ничем не примечательный человек, работал шофером на грузовой машине вахтовым методом. Он бывший пограничник, работал в погранвойсках, в 2013 году был вынужден оттуда уволиться, потому что с его участием случилась какая-то заварушка. После этого и стал крутить баранку.
В быту на него находили внезапные приступы гнева. Он мгновенно превращался из обычного спокойного человека в настоящего монстра. А когда эти вспышки прекращались, опять становился нормальным мужчиной, не чуждым ласки и внимания… Правда, к ребенку относился постольку-поскольку. Особых отцовских чувств не проявлял.
Когда Даня родился, первой реакцией Ищанова была фраза: “Это не мой ребенок!” Он был страшно недоволен, что я указала его фамилию в графе медицинской книги для беременной. В итоге в свидетельство о рождении Дани были вписаны моя фамилия и отчество его дедушки, моего отца.
Мы с Ищановым никогда не были в браке. Мы с ним практически не жили вместе. Лишь когда я забеременела, то поняла, что он все время нашего общения меня обманывал: оказалось, что у него есть другая семья. А после рождения Дани я поняла, что жить с этим человеком вместе невозможно. Мы, правда, попытались, после того как он сказал, что ушел из первой семьи и хочет начать новую жизнь вместе со мной и новорожденным сыном, но… очень скоро стал на меня руку поднимать. Я сбежала от него вместе с ребенком, а он потом вообще уехал из Житикары в Астану. Изредка звонил, однако ничего хорошего мы от него никогда не видели. Ничего общего у нас уже не было. Я вообще перестала видеть этого человека в своей жизни в какой-либо роли.
После окончательного расставания с Ищановым у меня появился другой мужчина. И он стал доставать нас обоих: писал отвратительные СМС не только мне, но и моему гражданскому супругу… Мы удаляли все эти гадости из телефона, старались не отвечать, блокировали его. А он постоянно менял номера, заводил новые аккаунты в соцсетях и присылал угрозы и оскорб­ления. Мы никуда не заявляли об этом, потому что мало верилось, что нас кто-то сможет защитить.

Потерянные сутки
- Перед похищением (это случилось в пятницу, 14 сентября 2018 г. - С. К.) Данька болел уже два дня: у него были высокая температура, рвота. Ищанов проник в наш дом, вломившись через окно, разбив стекла. Выхватил сына из постели и увез раздетого - в одной футболке и шортиках!.. А сам он одет был тепло: в штанах, кофте, куртке да еще и в кепке. Ищанов возил Даньку где-то по степям и, конечно, лечить никак не мог.
Он скрылся с сыном на машине, и никто не мог их найти. Первый день прошел впустую. Мои слезы и отчаяние на полицейских не действовали. Те просто собирали документы на ребенка, занимались какой-то письменной работой. Оперативники потеряли целый день, не предпринимая почти никаких действенных мер! Только сутки спустя начались активные поиски…
Я не знаю, как они работали, если, как сейчас выясняется, он вместе с ребенком доехал до Камыстинского района, а потом только в Житикару попал (расстояние между этими населенными пунктами более 150 км. - С. К.)! Как он мог мимо полицейских постов проскочить, если работали четыре мобильные группы? Если посты всюду стояли, как можно было пройти незамеченным?! Однако, получается, Ищанов в 6 утра 16 сентября беспрепятственно пришел вместе с ребенком в житикаринскую квартиру своего друга.
Ищанов постоянно выходил со мной на связь, писал эсэмэски. Я записывала все наши разговоры, делала скриншоты сообщений, тут же все передавала полиции. При последнем звонке он мне сказал: “Убери все посты о похищении ребенка во всех соцсетях! Что ты натворила?! Я не могу нигде показаться, везде стоят кордоны, на меня устроили облаву! У меня еще трое своих детей есть, о которых я должен думать, ты же из меня преступника сделала!” Я ему кричу: “Отдай мне моего сына!” И он отвечает: “Да отдам я тебе его!”
В разгар этих событий его жена тоже писала мне сообщения: “Что, добилась ты, чего хотела? Ты загнала его в угол, теперь погибнут оба - и он, и ребенок”. Очень злые были эсэмэски… Мы звонили той женщине, думали, может, она с ним как-то связь поддерживает, но все было бесполезно.
Самые последние его слова были такие: “Ты что, дура? Зачем ты выставила эти сообщения в Одноклассниках? Теперь не увидишь ни меня, ни ребенка!” Это было в семь вечера в воскресенье, 16-го. Сразу после этого он убил Даньку и совершил суицид.

Слишком поздно...
- Два дня с момента похищения он издевался над моим сыном. Видимо, бил. Все личико у ребенка, когда я его хоронила, было в синяках и ссадинах.
В СМИ прошла информация, что ребенок был удушен. Нет, Ищанов его повесил. Писали, что Ищанов нанес себе ножевые ранения. На самом деле он порезал себе вены на руках.
Я хочу, чтобы все увидели его лицо. Пусть люди знают, как выглядел этот человек. И пусть знают, что его, самоубийцу, родственники похоронили по всем религиозным канонам.
Если бы еще год назад от моих заявлений в полиции не отмахнулись, не случилось бы этой беды, я уверена. А сейчас уже все слишком поздно…

От автора Громких историй о провальной работе полицейских становится пугающе много. Несмотря ни на какие пиар-ухищрения, правоохранителям не удалось разубедить общество в том, что их беспечность стала главным звеном в цепи событий, приведших к гибели в Алматы фигуриста Дениса ТЕНА (см. “Кудайбергенов после задержания спал и шутил”, “Время” от 24.7.2018 г.).
По причине все той же халатности не была спасена и жительница костанайского поселка Затобольска Дарья МАХАРТОВА. Когда ее насиловали и убивали, полицейский патруль был рядом, но ничего не предпринял для поиска девушки, подвергшейся нападению (см. “Им сверху видно всё!”, “Время” от 18.8.2018 г.).
В памяти костанайцев еще свежа и история с убийством известного врача-психиатра Рашиды САНДЫБАЕВОЙ, которую заказала ее бывшая подчиненная Зауреш ИЗАЛДИНА. Как выяснилось, последняя занималась еще и “квартирными вопросами” своих пациентов, обращая чужое имущество в свою пользу, но полицейские 10 лет отказывались расследовать аферы. Узнавшая об этих делишках Сандыбаева пригрозила Изал­диной разоблачением, за что в итоге поплатилась жизнью (см. “Черный риелтор в белом халате”, “Время” от 11.4.2017 г.).
Я даже не буду задавать вопрос “Доколе?” Он на поверхности. Боюсь только, что трагедия с убийством ребенка в Житикаре и вопросы, заданные его матерью, не последние.

Стас КИСЕЛЁВ, фото из соцсети ВКонтакте, а также предоставлено Валерией ЗАРИПОВОЙ, Костанай

Автор благодарит за помощь в подготовке материала свою коллегу - журналиста издания “Костанайские новости” Инну ПЕДАН.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Их осудят. Но простят ли?

В Костанайский районный суд поступило уникальное в своем роде дело - о халатности полицейских, которая привела к гибели 18-летней жительницы Затобольска Дарьи МАХАРТОВОЙ.

Патрульные РОВД Костанайского района Алмат ЕРМАКАНОВ и Владимир РЫЖЕВОЛОВ 20 июля прибыли на место происшествия после звонка очевидца, видевшего, как на Дарью напал преступник, столкнул ее в придорожный кювет и стал избивать. Полицейские, не выходя из салона авто, окинули взглядом окрестности и ничего криминального не заметили. Тем временем несчастную девушку насиловали и убивали буквально в двух-трех десятках метров от них.
Доложив дежурному о том, что информация о совершаемом преступлении не подтвердилась, стражи порядка развернулись и уехали. Жертва преступления в тот момент была еще жива…
Управление собственной безо­пасности ДВД Костанайской области расследовало уголовное дело, возбужденное прокуратурой по ч. 2 ст. 371 УК (“ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекшее тяжкие последствия”). Нарушившие закон и присягу полицейские, по сведениям корреспондента “Времени”, в ходе следствия вину свою признали.
В аналогичном преступлении, возможно, будут обвинены и сотрудники Житикаринского РОВД. Отвечая на наш запрос о причинах, приведших к похищению и убийству 4-летнего сына Валерии ЗАРИПОВОЙ, пресс-служба ДВД Костанайской области вчера нам сообщила: “Управлением собственной безопасности проводится досудебное расследование… а также начато служебное расследование в отношении полицейских Житикары”.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай


Поделиться
Класснуть

Свежее