26692

Выстрел на пустыре

Сгоревший автомобиль ШОМЕНОВА оперативники нашли в 25 километрах от Кызылорды.

Полицейский майор хладнокровно убил своего подчиненного - капитана ювенальной полиции, отвез тело на другой конец города и “похоронил” на мусульманском кладбище, прочитав над “могилой” суры из Корана

Впервые в истории МВД Казахстана зарегистрирован факт умышленного убийства начальником своего подчиненного, который не побоялся открыто заявить о коррупции в полицейском подразделении, за что и поплатился жизнью. Нашему специальному корреспонденту удалось выяснить эксклюзивные подробности этого тяжкого преступления, вызвавшего большой резонанс не только в Кызылординской области.

13 декабря 2013 года, здание Кызылординского областного ДВД. В кабинет начальника управления собственной безопасности (УСБ) полковника Гани СУЛЕЙМЕНОВА заходит инспектор по делам несовершеннолетних УВД Кызылорды Нурбек Шоменов. После короткого диалога Сулейменов вызывает следователя и поручает ему проверить доводы заявителя: капитан Шоменов открыто обвинил начальника отдела ювенальной полиции УВД города майора Берикбола Шиманова в вымогательстве у него 40 тысяч тенге.
Как выяснилось, накануне Дня независимости РК в бюджете областной полиции появилась весомая экономия денежных средств, и начальник ДВД Жанарбек БАХТЫБАЕВ решил премировать отличившихся сотрудников. В “премиальный” приказ попали 187 полицейских, среди них - капитан Шоменов, получивший 100 тысяч тенге. На часть этих денег и положил глаз майор Шиманов. Доследственная проверка подтвердила показания Шоменова, и 15 декабря при получении 40 тысяч тенге в своем служебном кабинете майор был задержан. Офицера закрыли в изоляторе временного содержания, следователь УСБ Галымжан АБДРАИМОВ возбудил уголовное дело и обратился в прокуратуру города с постановлением об избрании меры пресечения. Подозреваемого выпустили под денежный залог - 1 миллион 750 тысяч тенге.
Нурбеку Шоменову предложили применить программу “защита ценного свидетеля”, приставив к нему круглосуточную вооруженную охрану из бойцов спецназа. На это 35-летний крепыш, мастер спорта по борьбе Шоменов с улыбкой ответил Гани Сулейменову:
- Господин полковник, я десять лет защищаю людей от криминалитета. Постараюсь защитить и себя. Наверное, будет неправильно, если по пятам за мной будут ходить спецназовцы - основная моя работа проходит в школах, не хотелось бы пугать детей видом бойцов спецподразделения...
Тем временем расследование шло своим чередом. 25 января 2014 года капитан Шоменов, пообедав дома, переоделся в спортивную форму и поехал в комплекс “Динамо” для участия в традиционных субботних соревнованиях между полицейскими подразделениями. На полпути у Нурбека зазвонил телефон, на экране вы-светилось: “бастык”. Поговорив с Шимановым, капитан резко развернулся и отправился на другой конец города...
На следующий день его супруга Гульмира САНСЫЗБАЕВА позвонила Гани Сулейменову: муж вчера исчез, его телефон выключен, в “Динамо” Нурбек так и не появился...
Поисками пропавшего капитана занялись полицейские, сотрудники областного ДЧС и солдаты срочной службы. Двое суток они проверяли все места, где раньше появлялся Нурбек: от его кабинета в школе до адресов родных, коллег и друзей. Но капитана нигде не было. В эти дни пошел обильный снегопад, затем начались 40-градусные морозы. По словам полковника Сулейменова, каждый день полицейские, спасатели и солдаты прочесывали местность, проходя по 10 километров. К поискам подключились сотрудники конного взвода ДВД, но безрезультатно...
Пока шли поиски, Гульмира несколько раз ходила к ясновидящим, которые в один голос твердили: супруг ваш жив, его держат в заброшенных кошарах бывшего пригородного совхоза. Она тут же сообщала об этом полицейским, те выезжали прочесывать крестьянские хозяйства региона в надежде найти Нурбека живым. Только на третьи сутки в 25 километрах от Кызылорды сыщики наткнулись на сгоревший кузов личной “мазды” капитана Шоменова, а в нескольких метрах от машины нашли пятно крови 3-й группы - такая же была у Нурбека. В конце концов стало ясно: капитана убили.
По факту убийства возбудили уголовное дело: Нурбек был примерным семьянином, хорошим сотрудником и за десять лет службы ни разу не “загулял”, поэтому подобные версии сразу отпадали. Первым и единственным подозреваемым стал начальник Шоменова Берикбол Шиманов. Правда, майор - его сначала отпустили под залог, а затем арестовали - больше месяца гнул свою линию: мол, последний раз видел Нурбека на очной ставке в УСБ 18 декабря. Кстати, у Шиманова было серьезное алиби: в день убийства его видели в разных местах города, он заезжал в роддом, где лежала его супруга, побывал в нескольких торговых точках. В прошлом следователь, майор неплохо позаботился о своей непричастности к убийству капитана, но в конце концов “прокололся” в показаниях и сам признался в убийстве...
На допросе Шиманов заявил: он действительно звонил Нурбеку и назначил встречу, чтобы попросить того забрать заявление из УСБ и примириться. Но подчиненный, мол, стал в позу и спровоцировал потасовку - пришлось стрелять. К слову, дробовик, из которого убили Шоменова, сыщики пока не нашли. Но и без этого весьма ценного вещественного доказательства уголовное дело дойдет до суда, уверен начальник следственного управления областного ДВД Мурат МУХТАРОВ. Сославшись на тайну следствия, полковник Мухтаров не стал разглашать подробности этого расследования. Правда, сообщил, что Шиманов сознательно готовился избавиться от своего подчиненного: убрав единственного свидетеля, можно было с легкостью “сломать” уголовное дело, грозившее майору наказанием за коррупционное преступление.
Как выяснилось в ходе расследования, назначив Шоменову встречу на окраине города, “бастык” уговорил его отъехать на пустырь, чтобы поговорить. Майор действительно пытался убедить подчиненного отказаться от обвинений, но капитан категорически возразил и направился к своей машине. И тут прогремел выстрел...
Берикбол Шиманов признался на следствии: он сжег “Мазду”, погрузил труп Нурбека в свою машину и, проехав через весь город, похоронил капитана на старом родовом кладбище. Перед тем как уехать, майор, присев на корточки, прочитал несколько сур из Корана - Шиманов оказался глубоко верующим человеком и свято чтил все мусульманские обряды и традиции. На следующее после убийства утро у майора родился сын...
В конце февраля Берикбол показал место, где закопал Нурбека. Его тело эксгумировали и после экспертизы повезли в родной город Жалагаш, где и предали земле по мусульманским обычаям. Родственники отказались от почетного караула и обязательных воинских почестей.
Между тем к расследованию подключились сотрудники следственного комитета МВД, прокуратура области и руководство полицейского министерства держат ход следствия на контроле. Берикбол считался хорошим полицейским: начав службу рядовым криминалистом, он спустя всего несколько лет стал начальником отдела УВД Кызылорды - завидная карьера для 37-летнего майора.
- Признаюсь, я долго не мог отойти от шока, - говорит Гани Сулейменов. - Даже сейчас, когда убийство раскрыто и есть признания Шиманова, в голове не укладывается, что он способен на такое жуткое преступление! Они вместе работали, ели за одним столом, ходили друг к другу в гости - и вдруг... Конечно, всего этого могло и не произойти: скрывать не буду, есть конкретные упущения со стороны руководителей подразделений и служб, и некоторые сотрудники уже наказаны. Для нас раскрыть убийство коллеги было делом чести - и нам удалось это сделать своими силами. А чтобы все сотрудники понимали неотвратимость наказания при совершении любого преступления, мы попросили председателя суда провести открытый процесс в здании ДВД в присутствии всего личного состава гарнизона.
Между тем Мурат Мухтаров затруднился ответить, был ли Шиманов один или у него есть сообщники - эта версия еще проверяется следователями. Пока идет расследование, майор сидит в местном СИЗО - в камере для бывших сотрудников. Полковник Мухтаров, не раз беседовавший с ним, утверждает: искреннего раскаяния в глазах собеседника он так и не увидел.
- Такое чувство, что Берикбол признался только потому, что нам удалось собрать немало весомых доказательств его вины, - говорит Мурат Мухтаров. - Ведь Шиманов довольно опытный сотрудник, не понаслышке знающий все нюансы оперативной работы. Поэтому ему и удавалось больше месяца водить следствие по ложному пути. На сегодня Берикболу предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса: мошенничество, убийство и умышленное уничтожение чужого имущества...
По совокупности преступ­лений теперь уже бывшему майору полиции грозит до 15 лет заключения с конфис­кацией имущества. Тем временем в ДВД готовят документы, дающие семье капитана Шоменова право получать пособие по утере кормильца. Также руководители областной полиции ведут переговоры с администрацией облздрава о дальнейшей судьбе вдовы Шоменова: Гульмира Сансызбаева - медик по образованию, но практически не работала по специальности, ухаживая за двумя маленькими детьми. Сейчас семья, потеряв единственного кормильца, остро нуждается в деньгах.
- Если сын Нурбека захочет пойти по стопам отца - а это вполне вероятно - мы сделаем все возможное, чтобы он пополнил наши ряды, - уверяет заместитель начальника ДВД Кызылординской области по кадровой работе Махмудин ШОХАТАЕВ.
4 апреля министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет КАСЫМОВ подписал приказ о наказании нескольких полицейских начальников Кызылорды и области. Уже расстались со своими креслами начальник отдела ювенальной полиции УВД Алмас СЫЗДЫКОВ, заместитель начальника отдела административной полиции Ермек КУДАЙБЕРГЕНОВ, замначальника УВД по службе Ердаулет ЖАУКАЕВ и начальник УВД полковник Гани ТУРСЕКЕЕВ. Еще более десяти высокопоставленных сотрудников, включая руководство областного ДВД, привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

Майор ШИМАНОВ показывает место на родовом кладбище, где он закопал своего подчиненного (в изголовье торчит метровый кусок рейки).

Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлено ДВД Кызылординской области, Алматы - Кызылорда

Поделиться
Класснуть