12981

Железный Мурка и его стеклянный дом

Новость о перемене участи Муратхана ТОКМАДИ (на снимке) вновь возбудила у общественности интерес к его делу. Напомним, известного бизнесмена с криминальным прошлым Алмалинский районный суд города Алматы приговорил к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. В сообщении суда также говорится, что в ходе досудебного расследования между подсудимым Токмади и прокурорами заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. В общем, процесс для всех его участников прошел в облегченной форме. Но впереди Мурку (именно так его в свое время называли в криминальном мире) ждут новые суды, где ему предъявят еще несколько обвинений, и не исключено, что в довесок к трем годам он получит еще несколько сроков. Как стало известно нашей газете, одним из таких обвинений станут экономические преступления. 

Об этом герое известно многое, но большая часть информации в прессе посвящена успешному этапу его жизни. Биография Токмади начиналась, как и у большинства молодежи 90-х. Родился 2 августа 1966 года в Абайском районе Семипалатинской области. В 1983 году окончил школу-интернат. С 7-го класса увлекался верховой ездой и боксом. Впоследствии стал мастером спорта по боксу, подрабатывал тренером. Затем приехал в Алматы и стал “покорять город” - учился в архитектурно-строительном институте, после в Алматинском университете менеджмента. При этом указываются еще два вуза, где наш герой умудрился также получить образование. Есть у него в послужном списке и другие “университеты”: к примеру, был дворником и жил в подвале. Имеется, кстати, опыт работы на госслужбе в качестве самого молодого сотрудника Алматинского горисполкома.
Но самую успешную “карьеру” он все-таки сделал в криминальном мире. В лихие 90-е Муратхан-Мурка сколотил бригаду из числа своих земляков, получившую впоследствии претенциозное название “Депутатский корпус”. Слитый - не просто так! - в начале 2000-х в прессу список ОПГ и их членов указывает, что он вместе с компаньонами, носившими довольно известную в стране фамилию, руководил группировкой, занимаясь крышеванием бизнесменов.
Как и многие выжившие в те лихие годы криминальные авторитеты, Мурка позже пошел на легализацию себя самого и своего бизнеса. В 2003 году основал компанию “КазСтройСтекло”, став ее генеральным директором. Построил в Алматы первый казах­станский завод по промышленной обработке стекла. Предприятие стало крупнейшим в Казахстане. Его стекло пошло на реставрацию Дворца Республики в Алматы, он же остеклил обе “Меги”, AFD Plaza, Dostyk Plaza, кукольный театр. В Астане поставлял свою продукцию на строительство здания KEGOK. Из его же стекла в свое время построили и Дворец спорта в Таразе. В 2008 году завод был признан лучшим производственным предприятием и удостоен премии “Алтын сапа”. Словом, дело пошло, и Мурка вскоре стал уважаемым членом общества. В личной жизни тоже все складывалось замечательно: женился во второй раз на светской львице Джамиле АИМБЕТОВОЙ, воспитывал пятерых детей. Плюс ко всему Муратхан Токмади становится руководителем Федерации любительского триатлона РК и завоевывает титул “железный человек” - Ironman. Словом, прекрасный реальный прототип героя современной киноистории!
Правда, теперь выясняется темная сторона успешного бизнеса “железного” Мурки. Следователи КНБ готовят ему обвинения в экономических преступлениях. Как стало известно “Времени”, ТОО “КазСтройСтекло” за годы своего существования очень прилично задолжало государству в виде недоначисленных налогов. Уже составлено аудиторское заключение по деятельности предприятия с 2009 года. Только по корпоративному подоходному налогу в том же году Токмади недоплатил государству почти 50 миллионов тенге. За 2010 год ревизоры обнаруживают другие схемы, позволявшие занижать прибыль компании и, соответственно, снижать доходы, а значит, и налоги с них. Здесь уже по НДС и КПН он не донес в казну свыше 128 миллионов тенге. И дальше - по нарастающей. При этом выясняются еще несколько интересных моментов. При миллиардных заработках завода в 2012 году бухгалтерия предприятия показывала налоговым органам убытки - до 500 с лишним миллионов тенге. Примерно столько же отражают счетоводы ТОО “КазСтройСтекло” в виде финансовых потерь. Долги копились вплоть до конца прошлого года. В это же время завод с перебоями выплачивает зарплаты своим работникам, растет текучесть кадров, срываются заказы...
Но Мурка продолжает в глазах общественности выглядеть успешным бизнесменом. В 2013 году попадает в казахстанский журнал “Форбс”, на страницах которого рассказывает о своем уникальном предприятии, делится планами. В этом повествовании нас удивили несколько моментов. Момент первый. В убыточном для себя 2012 году Муратхан Токмади умудряется за счет государственной программы “Дорожная карта бизнеса-2020” произвести модернизацию завода и увеличить мощность предприятия в 2,5 раза. Как это возможно, если у компании нет прибыли и нет заказов? В той же статье он рассказывает “Форбсу”, что потреб­ление промышленного стекла в Казахстане, как и во всем мире, неприлично растет и этому способствует законодательство Казахстана, взявшего курс на энергосбережение. Момент второй. Гений бизнеса делится своими грандиозными планами: с учетом роста спроса он решил построить целый стекольный кластер из нескольких заводов по стране (один из них - в Астане - должен был снабжать материалом стройплощадку ЭКСПО и, как показала выставка, с этой задачей успешно справился).
Так откуда же дровишки, то бишь деньги? Ответ, как оказалось, прост. Согласно аудиторской справке, ТОО “КазСтройСтекло” с 2009 года проводило многочисленные сделки с большим количеством так называемых фирм-однодневок. Назовем лишь несколько из них: ТОО “Мермер-Тас-1”, ПК “Алдан-1”, ТОО “Эксим-про-К”, ТОО “Ул-Мар”, ТОО “Димир Траст”. С этими “фантомами” заключались договоры на оказание услуг по маркетинговому исследованию жилой, офисной и торговой недвижимости во всех областях Казахстана, тратились деньги на фиктивную разработку сайта (есть даже прецеденты лжерекламы в СМИ), участие в различных выставках и прочее, прочее... Когда силовики установили и допросили учредителей и руководителей всех этих фирм, они подробно рассказали, как обналичивал средства Токмади. Это же потом показали на допросах и бухгалтеры завода: они сообщили, что в большинстве документов стоят не их подписи (почерковедческая экспертиза также подтвердила их слова). Только в 2009 году таким образом было обналичено 350 миллионов тенге, а в 2010-м уже 412 миллионов утекли со счетов предприятия “КазСтройСтекло”.
Накосячил наш герой и в отношениях с зарубежными партнерами. В распоряжении редакции оказалось решение арбитражного суда Москвы от 20 июня 2017 года, который обязывает ТОО “КСС Астана” (тот самый стекольный завод в нашей столице) и его владельца Муратхана Токмади погасить долг перед ООО “Пелком Дубна Машиностроительный завод” - 943 тысячи евро. Речь о невыплате с 2015 года денег за поставки оборудования для столичного завода. То есть Мурка в долг построил (причем со всеми льготами, действовавшими в свободной экономической зоне Астаны) предприятие, заработал с помощью бюджета страны на строительстве ЭКСПО и, ничтоже сумняшеся, отказался возвращать долги российским поставщикам. По понятиям развести лоха на бабки - это круто!
С одной стороны, вчерашнего криминального авторитета понять можно. На содержание большой семьи, в частности жены и ее бизнеса, нужно очень много денег. И не только денег. Нужно, как говорится, соответствовать. Вот почему он купил просторные апартаменты в люксовом жилом комплексе Arman Ville в Алматы: статус не позволяет жить в спартанских условиях. Да и заниматься триатлоном, разъезжая по соревнованиям в разных странах, не самое дешевое удовольствие...
Скажем сразу: некрасивая история с компанией из Дубны - это не единственный серьезный “кидок” со стороны Мурки. В октябре 2003 года две фирмы Токмади - ТОО “КазСтройСтекло” и ТОО “Семур Южком” - берут крупный кредит в АО “БТА Банк” и не погашают его несколько лет. В мае 2006 года банк обращается с иском в экономический суд, который накладывает на имущество предприятий арест. В дальнейшем вопрос, что называется, подвис: до продолжения спора в Международном арбитражном суде дело так и не дошло.
А теперь обратите внимание на даты этой истории. Год спустя после получения кредита, в 2004-м,
трагически погибает на охоте председатель правления
АО “БТА Банк” Ержан ТАТИШЕВ, получив вроде бы случайный выстрел в голову. Ружье при этом было у Муратхана Токмади. Позже следствие все списало на роковое стечение обстоятельств. А уже в 2005 году к рулю БТА Банка приходит не­безызвестный Мухтар АБЛЯЗОВ, и долг Муратхана-Мурки благополучно списывается.
Вот лишь несколько эпизодов из жизни “железного” хозяина стеклянного дома. Остается лишь дождаться развязки этой поучительной истории...

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото с интернет-ресурсов, Астана


Поделиться
Класснуть