9323

Почём опиум для наркота?

Правозащитник Наталья ШАДРИНА: В письме американского посла “очевиден прямой шантаж министра здравоохранения и давление через нее на нашу страну”

Экс-посол США в РК Ричард ХОУГЛАНД (на снимке вверху) все-таки упомянул в письме министру здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВОЙ (на снимке внизу)о риске свертывания финансирования медицинских программ, если Казахстан остановит пилотный проект по лечению наркоманов метадоном. Об этом стало известно из текста самого письма, который был обнародован на этой неделе. Таким образом, можно констатировать: в Казахстане случился “медицинский викиликс”.

Признаемся честно: мы стали жертвой американской дипломатии (вернее, присущей ее представителям словесной эквилибристики), когда поспешили сообщить читателям о том, что посольство опровергает слова президента Национальной медицинской ассоциации республики Айжан САДЫКОВОЙ, сказанные ею в газете “Мегаполис”: “Сейчас я думаю, что основная причина продвижения метадона в Казахстане - деньги. Когда Салидат Каирбекову назначили министром здравоохранения, посол США Ричард Ю. Хоугланд написал ей письмо, в котором прямым текстом сказал, что если метадоновая программа не будет продолжена, то будет поставлена под вопрос возможность дальнейшего получения грантов от Глобального фонда Казахстаном” (см. “Обломали кайф”, “Время” от 25.7.2013 г.). В день выхода этой заметки нашему корреспонденту предоставили копию письма мистера Хоугланда г-же Каирбековой. Вот цитата из текста “неофициального перевода” письма г-на посла: “Я настоятельно рекомендую вам расширить мероприятия по распространению опиоидной заместительной терапии. Отмена первоначального решения об увеличении количества мероприятий по предоставлению опиоидной заместительной терапии в Казахстане повлечет за собой значительные последствия в общественном здравоохранении для жителей Казахстана и может подвергнуть риску дальнейшее получение грантов Глобального фонда (выделено нами. - Ред.). Более того, отмена политики по снижению вреда, включая опиоидную заместительную терапию, угрожает последним достижениям в борьбе с ВИЧ в Казахстане”.
Таким образом, в письме американского дипломата, датированном 14 января 2011 года, слова “метадон” действительно нет. Но!
- Это письмо написано дипломатично и очень корректно, но достаточно жестко. В нем очевидны прямой шантаж министра здравоохранения и давление через нее на нашу страну - принуждение к тому, чтобы внедрять опиоидную заместительную терапию в Казахстане, -
заявила газете “Время” руководитель инициативной группы “Гражданская комиссия по правам человека” Наталья ШАДРИНА (на снимке справа), изучившая проблему метадоновой терапии. - Да, само слово “метадон” в письме не звучит, а говорится об “опиоидной заместительной терапии”. В данном случае это все равно, что томат назвать помидором. Судите сами. Опиоидная заместительная терапия - это одна из программ, или интервенций (их собственный термин), Глобального фонда по профилактике и предотвращению ВИЧ и СПИДа в рамках стратегии “снижения вреда”. Сам препарат (метадон. - В.Б.) - инструмент этой программы. При опиоидной заместительной терапии применяются разные наркотические препараты. Когда пилотный проект только разворачивался в стране, Казахстану предлагался именно метадон. Так что посол в своем письме однозначно имел в виду метадон, упоминая также города Павлодар и Темиртау, где он выдавался и выдается.
Считаю, эта история - скандал международного уровня. Это действительно интервенция, если хотите. Загляните в словарь: “интервенция” - вмешательство одного государства в дела другого с целью нанесения вреда последнему. В данном случае так и получается. Как еще можно это трактовать?
И еще один вопрос, возникающий в связи с этим письмом: почему посол США в Казахстане (а не посол общественной организации “Глобальный фонд”) предупреждает министра о прекращении финансирования программы со стороны фонда? Кстати, сама Америка использует заместительную терапию далеко не во всех городах и штатах, и сами американцы намерены отказаться от препарата метадон.
В чем же интерес США? Мое мнение: речь идет о деньгах и о необходимости иметь в лице Казахстана стабильный рынок сбыта метадона, производимого многими фармкомпаниями в огромных количествах. Ведь если опиоидная заместительная терапия будет запущена в нашей стране уже не как пилотный проект, а как полномасштабная государственная программа, то сюда очень выгодно будет сбрасывать наркотик под видом жизненно важного препарата. И причем за счет казахстанского бюджета и на постоянной основе! - заключила г-жа Шадрина.
Между тем в пресс-службе Минздрава, куда редакция обратилась за разъяснениями, нам сообщили: в министерстве пока не готовы комментировать историю с письмом г-на Хоугланда.


Виктор БУРДИН, фото Владимира Третьякова и из личного архива Натальи ШАДРИНОЙ, Алматы

От редакции О том, как американские дипломаты умеют  ловко жонглировать словами, наглядно демонстрирует еще один любопытный факт: 25 июля посол США в РФ Майкл МАКФОЛ сообщил, что Америка не требует от России экстрадиции экс-сотрудника ЦРУ и АБН Эдварда СНОУДЕНА, а просит лишь его “простого возвращения”.

27.07.2013

Поделиться
Класснуть