36121

Синдром безнаказанности

Улан с женой Айжан и сыном Алиханом.

Мать Улана БАЙЖУМАНОВА до сих пор хранит изорванную куртку, в которой 21-летнего парня сбил крутой “Лексус”, а потом 67 метров тащил по дороге. Прошло два с половиной месяца, как Улан погиб, а полиция до сих пор даже не установила, кто был за рулем злосчастного “Лексуса”. У юных мажоров, которые на папином авто рассекают по столичным трассам, уже есть опыт, как выходить сухими из воды при тяжелых ДТП: сын владельца автомобиля (между прочим, крупного чиновника со скандальной репутацией) и его приятель, находившийся с ним в “Лексусе”, в свои 22-23 года уже становились виновниками аварий со смертельным исходом. И ничего! Вот и сейчас они на свободе, а следствие не двигается с мертвой точки.

В ту роковую ночь 4 июня 2013 года Улан со своим другом Олжасом КАСЫМБЕКОВЫМ отправились на встречу с друзьями в районе дворца “Салтанат сарайы”. На улице Кабанбай батыра Олжас остановил свой автомобиль, Улан вышел, обогнул машину и направился по пешеходному переходу на другую сторону. В это время на огромной скорости на запрещающий желтый летел автомобиль марки Lexus LX 470 с номером Z681МММ. Автомобиль сбил Улана, зацепил его нижней частью бампера и, не останавливаясь, потащил на той же скорости дальше. Увидев это, Олжас тут же завел машину и помчался вслед за “Лексусом”. Через некоторое время под воздействием скорости тело Улана забросило на капот, затем парня ударило о лобовое стекло, после чего он перелетел через кузов и упал на асфальт. Только после этого машина остановилась. Олжас подбежал к бездыханному другу и вызвал “скорую” и полицию. Именно он рассказал жолполовцам и родителям Улана, как все происходило, потому что был единственным прямым очевидцем этой страшной картины.
- В эту ночь мне приснился кошмар - будто я теряю половину своих зубов, - дрожащим голосом вспоминает мать Улана Клара КАМАРОВА. - От испуга я просыпаюсь и слышу душераздирающий плач своего внука - десятимесячного сынишки Улана. Малыш будто почувствовал несчастье... Через пару минут звонит Олжас и говорит, что с Уланом беда.
Прибывшие на место трагедии врачи констатировали моментальную смерть - от сильнейших ударов кости парня были буквально перемолоты. На автомобиле, сбившем Улана, остались две огромные вмятины, словно машина дважды стукнулась о бетонный столб. По словам Клары Камаровой, видеокамеры на перекрестке в районе “Салтанат сарайы” не зафиксировали момент наезда, видно лишь, как “Лексус” мчался на большой скорости. Вопрос о том, почему видеокамеры устанавливают так, что невозможно разобраться в нюансах ДТП, произошедшего на перекрестке, остается открытым.
В “Лексусе” ехали трое: Нурдос НУРМАНБЕТОВ, на которого оформлена доверенность, и его друзья Диас КИВЕНОВ и Еркин ЖУМАБАЕВ. Хозяином машины является Берик НУРМАНБЕТОВ, ныне возглавляющий департамент ГАСК по Карагандинской области. Нурдос Нурманбетов утверждает, что Улана сбил Диас Кивенов. Диас этого не отрицает. К слову, Кивенов в 2011 году сбил в Актобе мужчину, и тот получил тяжелые увечья. Но родители погибшего сомневаются, что именно Кивенов был за рулем в роковую ночь 4 июня.
- Машина принадлежит Берику Нурманбетову, по доверенности на ней ездит его сын, с чего это вдруг он решил посадить за руль Диаса Кивенова? - резонно задается вопросом Клара Зейнулловна.
Сам Нурдос, как выяснили в столичном ДВД родители погибшего Улана, в прошлом году в Астане насмерть сбил 43-летнюю Гульбаршин ЖУЗБАЕВУ, оставив сиротами троих ее детей. Но дело завершилось примирением сторон, Нурманбетов остался на свободе и при водительских правах! Отец Улана разыскал семью погибшей женщины. Ее муж и дети живут бедно в съемной времянке, вдовец перебивается случайными заработками. Он рассказал, что после смерти Гульбаршин Берик Нурманбетов, отец виновника аварии, принес ему 20 тысяч долларов. Вот и на этот раз Берик Нурманбетов рассчитывал замять вопрос.
- Он предложил нам однокомнатную квартиру, - говорит Клара Зейнулловна. - Неужели г-н Нурманбетов не понимает, что жизнь человека невозможно оценить квартирами, долларами и прочими “ценностями”? Я не допущу, чтобы причастные к гибели моего сына люди продолжали жить по-прежнему, как ни в чем не бывало.
Интересно, найдет ли Берик Нурманбетов на этот раз способ выкрутиться? Судя по его биографии, он это умеет мастерски. В 2006 году он покинул пост заместителя акима города Актау в связи с громким коррупционным скандалом с его участием. Тамошняя финансовая полиция выявила незаконное присвоение детских садов рядом актауских чиновников, в числе которых был и Нурманбетов. Как писали СМИ, они разработали хитрую схему отъема недвижимости у местной детворы: сначала детский сад был выведен из разряда коммунальной собственности департамента образования и передан на баланс горкоммунхоза уже в статусе объекта жилищного фонда. Затем за счет бюджета здесь произвели перепланировку и шикарный евроремонт. После чего ушлые чиновники написали в городской акимат заявления о том, что остро нуждаются в жилье… Жилые особняки, в которые превратились детсадовские здания, достались им по смехотворным ценам - в среднем по 4-5 тысяч тенге за квадратный метр. Об этом сообщала газета “Мегаполис” (см. “Младенческая атака на недвижимость” от 24.11.2008 г.). На заседании Совета безопасности в 2006 году президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил освободить казнокрадов от занимаемых должностей и строго наказать. Замакима Актау Берик Нурманбетов получил пять лет тюрьмы. Но тут грянуло пятнадцатилетие республики, он попал под амнистию, не отсидев и года. Через некоторое время после грязной истории с детскими садами он начал работать в системе ГАСК, а в феврале этого года получил повышение - его назначили директором управления ГАСК по Карагандинской области. Клара Камарова недоумевает, как чиновник такого высокого ранга с криминальным прошлым смог проскользнуть через сито прошедшей недавно аттестации.
- Если семь лет назад Нурманбетов пытался отобрать у детей детский сад, то сегодня он всячески потакает своему сыну, - восклицает Клара Зейнулловна.
Она возмущена тем, что старший дознаватель ДВД Астаны Асет СУЛЕЙМЕНОВ так и не выяснил, кто же на самом деле сбил ее сына, и написала заявление в городскую прокуратуру, в котором говорит о необходимости провести автотехническую криминалистическую экспертизу, снять отпечатки пальцев на руле, в салоне, чтобы установить водителя. В результате прокуратура дала указание отстранить от следствия Сулейменова и передать дело другому дознавателю. Сейчас все материалы отданы на экспертизу, возбуждено уголовное дело по статье 296, ч.2 Уголовного кодекса. Кивенов находится под подпиской о невыезде. А вот в отношении Нурманбетова никаких мер не принято. Пока разбитый “Лексус” стоит на штрафстоянке, Нурдос рассекает по столице на новеньком авто! И нет никакой гарантии, что он снова не станет виновником очередного трагического ДТП.
Нурдос Нурманбетов и Диас Кивенов - будущие юристы, учатся в КазГЮУ, они на год-два старше погибшего Улана. Клара Камарова написала ректору данного университета Талгату НАРИКБАЕВУ письмо, в котором просит принять меры в отношении студентов, виновных в смерти нескольких людей. Она также направила письмо Нурсултану Назарбаеву с просьбой разобраться, почему Берик Нурманбетов после громкого скандала продолжает занимать высокий пост.
Клара Зейнулловна со слезами рассказывает, как Улан всегда торопился жить, как будто чувствовал, что ему отведено всего 20 лет. В 19 лет он женился. Без мужа осталась совсем юная Айжан, а без отца - карапуз Алихан...

Клара Камарова каждый день смотрит на фотографии своего погибшего сына...

Лэйла Басарова, фото из личного архива Клары КАМАРОВОЙ, Астана

15.08.2013

Поделиться
Класснуть