13060

Имейте совесть, ваша честь!

В жилом комплексе “Жана кала” костанайские судьи незаконно получили несколько квартир.

Как говорится, алчность - дело наживное. Этот вечный порок здорово запятнал мантии судей Костаная

Скандалы на эту тему начались больше полугода назад с рядового гражданского дела и обернулись большой финансовой проверкой. Чем все закончится, пока непонятно. Однако сообщить нашим читателям эксклюзивные подробности “квартирного вопроса”, подпортившего множество репутаций, нам уже ничто не мешает.

Эта каша заварилась после того, как некая Лариса Анатольевна Сергеева в сентябре минувшего года отправила жалобу в Верховный суд, в которой сообщила: муж одного из судей Костанайского облсуда якобы незаконно приватизировал служебную квартиру. Дескать, сменив место работы, он переехал жить из Рудного в областной центр, однако попросил горакимат дать согласие на приватизацию служебного жилья. Рудненские власти ему отказали, рассчитывая, что смогут передать эту квартиру другому очереднику. Но муж судьи через суд добился отмены решения жилищной комиссии и понудил акима города заключить с ним договор приватизации.
Так вот: дело, выигранное истцом во всех инстанциях, вызвало у жалобщицы Сергеевой подозрения в предвзятости коллег судьи Исмаиловой. Они усиливались сведениями о том, что семья служительницы Фемиды в улучшении жилищных условий не нуждалась. “Может, ей все можно, а нам, стоящим в очереди, ничего нельзя?” - риторически вопрошала автор жалобы.
Впрочем, последствий для вышеупомянутой судьи та бумага не имела. Гражданку Сергееву найти никто не смог, ее обращение было признано анонимным, а дальнейшие разбирательства - нецелесообразными. Однако уже в ноябре эта история получила своеобразное и неожиданное продолжение, которое коснулось чуть ли не всего местного судейского корпуса.
Дело в том, что департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (ДОДС ВС) провел проверку в Костанайском областном суде и выяв­ил “нарушения отдельных требований нормативных правовых актов в сфере жилищных отношений”. Об этом корреспонденту “Времени” сообщил руководитель ДОДС ВС Ильяс ИСПАНОВ, отметив, что накануне нового года к дисциплинарной ответственности за нарушения было привлечено руководство канцелярии облсуда.
Но узнать подробности скандала в судейском семействе оказалось делом непростым. В ответ на мой запрос председатель Костанайского областного суда Галымжан МЫРЗАКЕ (на снимке) ничтоже сумняшеся ответил: “Результаты внутреннего контроля содержат сведения для служебного пользования и потому не могут быть представлены. Кроме того, данные сведения не носят публичного характера, так как не имеют отношения к отправлению правосудия”.
Но позвольте, гражданин председатель! А как же декларируемая на всех уровнях нетерпимость к правонарушениям, тем более если дело касается тех, кто обязан быть образцом и примером? Получается, произнесенные с высокой трибуны слова о том, что нужно “дорожить статусом судьи, своей честью, сохранять личное достоинство, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи”, были пустыми?
Как бы кому ни хотелось, но требования о том, что “вне работы судья должен вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в его порядочности и честности”, не всеми забыты! Как и то, что судейские “действия и поступки не должны порочить звание судьи и умалять авторитет судебной власти”. Кстати, сказал обо всем этом - а мы лишь только процитировали - Нурсултан НАЗАРБАЕВ, выступая в ноябре 2013 года на VI съезде судей республики.
В конце концов, Кодекс судейской этики у нас в стране еще действует. Поэтому попытка присвоить сведениям о результатах скандальной проверки гриф “ДСП” (для служебного пользования) не выдерживает никакой критики. Так что - извините! В интересах своих читателей мы огласим ставшие нам известными некоторые неприятные факты.
На протяжении последних лет для обеспечения судей жильем государство выделяло немалые суммы. Только по Костанайской области за шесть лет - более 230 миллионов тенге. Но теперь выясняется, что значительная часть этих средств пошла на улучшение жилищных условий не нуждавшихся в том лиц. Выводы высокой столичной комиссии, прошерстившей канцелярию Костанайского облсуда и судейскую жилкомиссию, были однозначны. Чтобы придать выделению жилья вполне благопристойный вид, судьи делали себя “неимущими”: продавали и переоформляли свою недвижимость на родственников. Другой вариант нарушений касался правил приватизации жилищ из госжилфонда.
Так, у председателя Сарыкольского райсуда Надежды ЖУМАБАЕВОЙ в “анамнезе” были дважды приватизированные квартиры, но это не помешало ей получить еще и служебное жилье. Без наличия необходимых документов были приняты решения о приватизации служебного жилья судьями Костанайского горсуда, а также районных - Карасуского, Костанайского и Федоровского.
Председатель ювенального суда Костаная Айзада ЖАНИБЕКОВА получила трехкомнатную квартиру, не будучи в списке очередников.
Семья судьи Костанайского облсуда Галины ЗИНИНОЙ сменила две служебные квартиры, владея недвижимостью в Житикаре и Костанае.
Комиссия установила также, что председатель Рудненского горсуда Талгат ИБРАШЕВ проживает в служебной квартире, будучи владельцем жилплощади в Костанае. Кроме оной в его собственности были еще две квартиры, одну из которых ему некогда выделил акимат.
Председатель Костанайского райсуда Владимир ГОВОРУН получил служебное жилье, имея в собственности квартиру в Лисаковске. В конце декабря Говорун ушел в почетную отставку.
Привести полный список установленных фактов невозможно ввиду дефицита газетной площади. Однако нелишним будет добавить, что, как следует из ответа на мой запрос руководителя департамента ДОДС ВС Ильяса Испанова, “в настоящее время 5 служебных квартир, предоставленных с нарушениями, возвращены в жилищный фонд канцелярий Костанайского областного суда и в дальнейшем будут перераспределены среди судей-очередников”.
В принципе, вся эта история свидетельствует не только о царящих нарушениях в структуре, призванной быть чистой и прозрачной. Она говорит и о том, что внутри этой структуры появились силы, стремящиеся к очищению и порядку. Вот только вряд ли эта работа может быть успешной без огласки в обществе. Стоит признать: этот вполне очевидный факт пока еще слишком далек от понимания руководителей, привыкших жить и работать в секретном режиме.

Стас КИСЕЛЁВ, фотос интернет-ресурсов, Костанай

Поделиться
Класснуть