12645

Огонь, а не депутат!

В настоящий детектив превратилась попытка нашего корреспондента выяснить имена, фамилии участников и подробности инцидента, произошедшего на одном из избирательных участков Южного Казахстана. О нем в двух словах рассказал официальный представитель Генпрокуратуры РК Нурдаулет СУИНДИКОВ 20 марта. На пресс-конференции спикер лишь пунктиром обозначил хронику событий: кандидат в депутаты ворвался на участок, облил себя жидкостью и обещал устроить самоподжог, ведется досудебное расследование.

На следующий же день шымкентские журналисты бросились выведывать детали этого ЧП. Однако председатель территориальной избирательной комиссии ЮКО Алибек УМАРАЛИЕВ (на снимке) тогда заверил репортеров, что ему ничего не известно. Теряясь в догадках, кто говорит правду, а кто лукавит, хроникеры не оставляли попыток разобраться в этой странной истории, но практически все чиновники хранили гробовое молчание. Шило из мешка вылезло на первой сессии областного маслихата, когда в кулуарах несколько народных избранников обрушились на своего коллегу Амангельды СОПБЕКОВА с критикой. По их данным, именно он был тем самым человеком, что устроил переполох на избирательном участке.
Чтобы разобраться во всем, я отправилась в Шардаринский район, откуда Амангельды Абдималикович избирался в маслихат. В акимате села Достык, а именно здесь произошел инцидент, моему приезду не были рады. Бывший председатель окружной избирательной комиссии Толысбек БАТЫРШАЕВ, завидев чужаков, выскользнул из кабинета и был таков. Не много проку было и от Мурата РАМАНКУЛОВА, который был секретарем окружной избирательной комиссии.
- Я так устал и вообще вам ничего не скажу, - открещивался аксакал. - Мы в полиции дали показания. Больше вспоминать об этом не хочу. Я из-за этого заболел. Даже в больницу попал. Вот и сейчас давление подскочило.
Попытка поговорить с другими свидетелями не внесла ясности. Зато, петляя по сельским улочкам, мы вдруг заметили “жигуленок”, который следил за нашими передвижениями. “Хвост” вел нас вплоть до районной прокуратуры.
Прокурор Шардаринского района Талгат СЕЙДУАЛИЕВ местом общения с прессой выбрал собственную приемную. Подписывая бумаги, начальник с утомленным видом цедил что-то невнятное, а потом и вовсе отослал к своему заму Нуртазе АЛИШЕВУ. Тот наотрез отказался говорить на заданную тему. В разгар наших препирательств в кабинет зама влетел человек в штатском, что прежде был приставлен к парапету на входе в прокуратуру. Изловчившись, вахтер вырвал из моих рук мобильник, служащий диктофоном, в два прыжка отскочил к двери и там остолбенел в ожидании дальнейшей команды шефа.
- У нас с телефонами находиться нельзя, - одобрил экспроприатора прокурор Алишев. - Почему вы не оставили его на входе? Разговор закончен. Свой телефон вы получите на выходе.
Моя попытка отстоять права, ссылаясь на разъяснение вице-премьера НАЗАРБАЕВОЙ, что запрет не распространяется на журналистов, не поколебали решимости ни зампрокурора, ни его “союзника”. Прокурор района Сейдуалиев также проигнорировал рекомендацию вице-премьера.
Более лояльными оказались шардаринские полицейские. Несмотря на то что никого из начальства на тот момент на месте не оказалось, дежурные рассказали, как вечером 17 марта их подняли по тревоге и направили в Достык.
- Всех подробностей мы не знаем, но вроде там кандидат какой-то бузил, - рассказали стражи порядка. - Говорили, он грозился себя поджечь, а из-за чего и кто такой, мы не в курсе.
Беседу с полицейскими пре­рвал звонок. Это был все тот же заместитель прокурора Алишев. Он просил вернуться и записать интервью.
- 17 марта в девятом часу вечера поступил звонок: кандидат в депутаты Амангельды Сопбеков ворвался в кабинет, где заседала избирательная комиссия избирательного округа № 50, - докладывал Алишев. - Члены избирательной комиссии рассматривали вопрос достоверности его декларации и другие заявления о нарушениях. Сопбеков, облив себя бензином, потребовал не исключать его из списка кандидатов, в противном случае угрожал поджечь себя. В его руках были зажигалка и пятилитровая канистра с горючим. Он требовал, чтобы приехали аким, прокурор и начальник полиции
По рассказам зампрокурора, кандидат успокоился лишь после уговоров прокурора и полицейских. Часов в 12 ночи тревога была снята и силовики разошлись по домам. Отправился восвояси и несостоявшийся самоубийца. Между тем три члена избирательной комиссии, оказавшиеся участниками ЧП, написали заявление о самоотводе. В ту же ночь решением областной территориальной избирательной комиссии, возглавляемой Алибеком Умаралиевым, состав достыковской избирательной комиссии полностью сменился, а само местонахождение избирательного округа № 50 в экстренном порядке было передислоцировано в соседний с Достыком аул.
Как бы то ни было, своего кандидат Сопбеков добился: 20 марта он был избран депутатом маслихата. Только эта победа весьма сомнительна, считают оппоненты триумфатора.
- В период предвыборной агитации в одной из республиканских газет были опубликованы хвалебная статья о Сопбекове и его интервью, - рассказывает доверенное лицо кандидата в депутаты А. Тумашбаева Сенбек САНГИНОВ. - Из каких фондов и средств они оплачены, не указано, а это серьезнейшее нарушение. Эту же газету он и его доверенные лица распространяли среди избирателей, агитируя их отдать за него голоса. Кроме того, его доверенные лица на встречах с населением заявляли, что сам Бердибек САПАРБАЕВ (экс-аким ЮКО, а ныне аким ВКО) выразил доверие Сопбекову и порекомендовал голосовать за него.
Сенбек Сангинов уверен, что такого рода заявления делались без официального разрешения Сапарбаева, как того требует закон, а значит, противоправны. Об этих и других нарушениях кандидат Сангинов неоднократно писал в избирательную комиссию 50-го округа и облизбирком. Однако ни одно заявление не было рассмотрено. Как не была рассмотрена и жалоба другого кандидата в депутаты Амануллы РАМАНКУЛА (на снимке).
- Сопбеков выдвигался от партии “Ак жол”, - рассказывает Раманкул. - Мне поступила информация, что сначала он являлся членом “Ак жола”, потом вышел оттуда и вступил в “Нур Отан”. Пробыл там несколько месяцев, а недели за три до объявления о выборах снова вступил в “Ак жол”. Более того, по моим данным, на момент выдвижения кандидатом от “Ак жола” Сопбеков был еще и членом “Нур Отана”. Я попросил избирком разобраться, но ответа так и не получил.
Между тем председатель областного филиала ДПК “Ак жол” Анарбек ОРМАН (на снимке) на голубом глазу клянется, что о предполагаемой двухпартийности Сопбекова ему ничего не известно.
- Я знаю Сопбекова как человека порядочного, - констатирует Орман. - Решение партконференции о выдвижении его кандидатом в депутаты поддерживаю. Не думаю, что он вернулся в “Ак жол”, чтобы пройти через нас в маслихат. Он много сделал для партии.
Озвучивать список добрых дел соратника партийный лидер не стал. Лишь заверил: лучшей кандидатуры в депутаты, чем Сопбеков, среди акжоловцев Юга нет.
Попытка выяснить отношение облизбиркома к столь ярко проявившему себя депутату не увенчалась успехом. Председатель облизбиркома Умаралиев в интервью отказал.
- Выборы закончены, - сообщил Умаралиев. - Все, что мы имели сказать, мы опубликовали в СМИ. Облизбирком закрыт. Никакие жалобы-заявления не принимаем, и на вопросы отвечать я не стану. Я вообще сюда (в кабинет председателя облизбиркома. - З. М.) случайно зашел на пару минут.
По странному стечению обстоятельств вместе с Умаралиевым в двух кабинетах бывшего облизбиркома находились (случайно?) еще несколько бывших сотрудников облизбиркома. Впечатления праздности они не производили...
Следуя правилам журналистики, мы решили предоставить трибуну виновнику переполоха Амангельды Сопбекову. Однако на наши звонки и SMS-сообщения депутат не реагирует.
Тем временем в полиции полным ходом идет расследование уголовного дела в отношении А. Сопбекова. По информации начальника следственного управления ДВД ЮКО Нуриддина ДАУЫЛБАЕВА, ему инкриминируется ст. 150 ч. 2 УК РК “воспрепятствование деятельности избирательной комиссии с угрозой применения насилия”.
Так вышло, что буквально на прошлой неделе в Шымкенте едва ли не за аналогичное преступление был задержан 33-летний мужчина. Находясь в собственной квартире, после ссоры с домашними он облился бензином и угрожал себя сжечь. На дебошира тут же было возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, среди которых “угроза убийством” и “хулиганство”.
- Выходит, перед законом все равны, но есть равнее? - задается вопросом Аманулла Раманкул. - Более того, незадолго до выходки в избиркоме Сопбеков после неудачного выступления перед избирателями отправил нашему общему знакомому SMS-сообщение: “Я больше не хочу жить. Детей оставляю на вас”. Поможет ли эта деталь следствию, не знаю, но в том, что она ярко характеризует этого человека, не сомневаюсь. Полагаю, ответственным лицам стоит об этом подумать, ведь кроме депутатства он еще и с детьми работает (Амангельды Сопбеков - директор Южно-Казахстанского политехнического техникума).

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото автора и интернет-ресурсов, Шымкент

Поделиться
Класснуть