18510

УЗЫ мрака

Кровавый теракт, который прозевали актюбинские власти и силовики, предотвратил... сельский участковый

За последние несколько лет в стране совершено более ста преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом - погибли десятки мирных жителей и силовиков! Недаром президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ говорил, что у правоохранителей нет более важной задачи, чем сохранение стабильности и соблюдение законности в стране. В том числе предотвращение и пресечение террористической деятельности. Глава государства особо подчеркнул, что “радикальные экстремистские элементы оказывают полномасштабное давление на государство и общество в целом. Люди возмущены неспособностью правоохранительных органов предотвратить все эти преступления. Из-за того что не ведется тщательная работа, мы не можем заранее пресекать подобные преступления”. 

Казалось бы, после такого разгона все должны взять под козырек. Однако на местах ситуация, связанная с терроризмом, контро­лируется, мягко говоря, не должным образом. Особенно на западе страны.
Мощный террористический акт, подготовленный боевиками из города Мейрам Шах Исламской Республики Пакистан (акцию намеревались провести в центре Актобе), проморгали все: от офицеров спецподразделений по борьбе с экстремизмом до чиновников местного акимата. И быть бы большой беде с человеческими жертвами и разрушениями, если бы не бдительность... простого сельского участкового.
27 июля 2011 года. Аэропорт Актобе. По трапу спускается мужчина лет 35, в коротких штанах, с разросшейся неухоженной бородой. Его встречает женщина в длинной черной одежде, на голове - хиджаб. Кругом сотни людей, полицейские, сотрудники службы безопасности аэропорта, представители миграционной службы, регистрирующие всех иностранцев. Ни один не обратил внимания на эту, мягко говоря, странную пару - гражданку нашей страны и иностранца, прибывшего в Актобе из горячей точки - пакистанского города Мейрам Шах, где годами не прекращаются кровопролитные войны между правительственными войсками и приверженцами течения “Ахле Сунна аль Джамаат”, террористической организации, запрещенной во многих странах.
Боевик Яхья МАММАДОВ - выходец из солнечного Азербайджана, вставший, по его собственному мнению, на “священный путь джихада против кафиров”, прилетел в столицу Актюбинской области, как выяснится позже, с далеко идущими целями. А встречала его вполне себе преуспевающая бизнес-леди Гульнара И., когда-то работавшая в аппарате казахстанского парламента, а чуть позже - на одном из коммерческих республиканских телеканалов.
Почти три месяца одетая во все черное пара приобретала, скажем так, детали, необходимые для изготовления взрывных устройств (мы намеренно не указываем наименования). Какие-то компоненты будущих “адских машин” находили на актюбинских рынках, что-то новоиспеченные моджахеды покупали в строительных магазинах, а оружие и боеприпасы - у подпольных торговцев смертью в областном центре. Яхья отлично знал, как смастерить пояс шахида, а также другие взрывные устройства, которые приводятся в действие на расстоянии. Более того, он уже приготовил несколько мощных взрывчаток и даже наметил объект будущего теракта - один из торговых домов Актобе.
Спрашивается, куда смотрели чиновники акимата, чем занимались сотрудники спецподразделений по борьбе с экстремизмом из местного ДВД и ДКНБ? В конце концов, господа офицеры, где ваша агентура, на работу с которой из ведомственных бюджетов выделяются немалые суммы?!
Конечно, можно бить себя кулаком в грудь: мол, мы оперативно отреагировали и не только предот­вратили теракт, но и посадили боевика с его помощницей в тюрьму. Да, это так. Но чтобы вы зашевелились, мужу Гульнары Серикболу (имена супруга и детей изменены) пришлось побегать по кабинетам местных силовиков, убеждая их: его жену и детей (!) завербовал бородач.
Мужчина буквально бился в истерике: его 14-летний сын Аскар, увлекавшийся музыкой и рисованием, вдруг стал демонстрировать отцу навыки профессионального рукопашного боя, причем с элементами физического уничтожения человека! Серикбол испытал страшный шок, когда Гульнара заставила Аскара и 11-летнюю Айгуль называть чужого бородача отцом! Дети, выросшие в столице на элитном левом берегу, никогда и ни в чем не нуждавшиеся, ни с того ни с сего стали с упоением смотреть видео про джихад, учились читать намаз, а когда шалили - мама Гульнара и новый “папа” Яхья наказывали их, заставляя часами стоять в углу на одной ноге с поднятыми руками!
Яхья показывал детям ролики, как он стреляет из автомата и проходит боевую подготовку - учится делать пояс шахида и другие взрывные устройства. Демонстрируя детям кадры, на которых вооруженные бородачи подрывают себя у правительственных зданий, говорил несмышленышам: это герои, не щадящие жизни во имя Аллаха!
И самое страшное - слушая своего новоиспеченного отца, дети с отрешенными лицами кричали “Аллаху акбар!”. И все это на окраине большого города (по данным статистики, население Актобе вот-вот достигнет миллиона человек).
…Вот тут-то на сцене и появился главный герой этой оптимистической трагедии - участковый пригородного поселка Заречного, который честно и добросовестно выполнил свой служебный долг - поехал вместе с Серикболом в дом, где жила Гульнара. Там полицейский увидел бородача, детей Серикбола, которые увлеченно смотрели фильмы о войне и боевой подготовке моджахедов, и сообщил об этом куда следует. И только потом следственная махина закрутилась на полную мощь...
А теперь небольшой экскурс в прошлое. Гульнара жила в большой квартире в Астане с мужем и двумя детьми. Вполне обеспеченная семья: муж - чиновник в одном из министерств, вторую квартиру переделал под салон красоты для супруги (Гульнара - профессиональный стилист). По словам Серикбола, он дарил ей бриллианты, норковые шубы, возил семью на престижные курорты...
Все шло как нельзя лучше до тех пор, пока в 2010 году Гульнара не познакомилась через Интернет с Яхьей Маммадовым. Тот часами переписывался с женщиной, присылал ей свои фотографии и видео­клипы о том, как он проходит спецподготовку в горячих точках Ирана и Пакистана, рассказывал о джихаде, словом, у Гульнары, как говорят, крышу снесло.
Женщина перестала краситься, ходить с мужем на светские вечеринки, превратила свой процветающий салон красоты в халяль (для истинных мусульманок). Более того, она несколько месяцев пыталась заставить своего мужа пятикратно читать намаз, запрещала общаться с друзьями и коллегами, выпивать по праздникам. В конце концов некогда прекрасные семейные отношения дали трещину. Яхья настоял, чтобы Гульнара развелась, продала квартиру и переехала в Актобе, где он планировал крупный теракт.
Из показаний Гульнары И.
“Мой муж - мелочный человек. Не считаясь с моим мнением, он считает только финансовую сторону. Я хотела, чтобы он встал на путь истины, не пил алкоголь и мы вместе стали бы шахидами - это высшая степень в исламе. Для всех, кто живет на земле, есть только один закон - шариат, согласно которому мусульманин должен объявить кафиру джихад...”
А теперь представьте: этот фанатичный бред несет еще недавно успешная бизнес-леди, круг общения которой составляли депутаты, чиновники и журналисты! Сделать из этой светской львицы послушную рабу, готовую исполнять любую его прихоть, Яхья смог в считаные месяцы. Воистину страшный человек...
К чести Серикбола, он не раз пытался образумить Гульнару, но та уже жила совсем в другом мире. Они развелись, Серикбол положил на счет жены 60 тысяч долларов. Гульнара бросила свой салон в столице и, прихватив детей, помчалась в Актобе. Сняла частный дом в пригородном поселке и стала ждать своего “мужа” Яхью (она считала его супругом только потому, что они по скайпу совершили обряд никах - заключение брака перед Всевышним).
Из показаний Гульнары И.
“Я знала, что Яхья был на джихаде в Пакистане, Иране. Он показывал мне и нашим детям видеоролики. Также на флешках он привез с собой разные схемы для изготовления бомбы. Я полностью поддерживаю его позицию и выступаю за то, чтобы он воевал против кафиров и пошел на джихад...”
Сам борец с “неверными” рассказал следователям: родился и вырос в азербайджанском городе Сумгаите, отслужил в армии, потом торговал овощами. Женился на воспитательнице детсада, но через год развелся - жена не желала носить хиджаб. Своего старшего брата и отца Яхья считает кафирами только потому, что они не читают намаз! Свою жизнь Маммадов посвятил течению “Ахле Сунна Джамаат”, он себя называет моджахедом - готов отдать сбережения, жизнь, душу ради джихада против кафиров.
Из показаний Яхьи Маммадова
“25 ноября 2010 года я по­ехал на джихад. В городе Мешхеде (Исламская Республика Иран) меня встретил брат-мусульманин Азам, познакомил с другими братьями по вере. Вместе мы поехали до Мейрам Шах - там идет джихад. Мне купили ручной пулемет Калашникова, три месяца проходил боевую подготовку в городе Уругзае. Потом связался с Гульнарой через Интернет, прилетел в Актобе и стал собирать самодельные взрывные устройства. Я запретил Гульнаре отдавать детей в школу и планировал забрать их в Пакистан - они уже сдали свои документы в миграционную полицию, чтобы оформить выезд на ПМЖ. Также я запретил Гульнаре и детям видеться с их отцом - он кафир, а моей жене по шариату запрещено видеться с чужим мужчиной...”
В ходе расследования этого уголовного дела выяснилось: после совершения терактов Маммадов собирался покинуть Казахстан. Правда, на первых допросах он пытался убедить следователя, что влюбился в Гульнару и хотел соз­дать с ней семью - потому и приехал. К слову, она старше его на целых 11 лет. Вполне вероятно, что он готовил своей “возлюбленной” незавидную участь шахидки-смерт­ницы. Говоря о неземной любви, Яхья тут же пытался завербовать... женщину-следователя: мол, ты мусульманка и должна выступить против светского государственного строя. Но, как говорится, не на ту нарвался. Следователь ДВД Актюбинской области Ботагоз АЙДАРХАНОВА не просто профессиональный юрист, она еще и дипломированный психолог.
- В доме, где Гульнара жила с Маммадовым, мы нашли оружие, боеприпасы, кучу литературы - не только запрещенного религиозного характера, но и подробные инструкции по изготовлению более 400 различных взрывных устройств, - рассказывает Ботагоз Айдарханова. - Яхья завербовал Гульнару как надежного помощника - ему необходимо было покупать детали для взрывных устройств, и женщину он просто использовал. К сожалению, она этого так и не поняла... Как Гульнара могла разрушить свою семью, отказаться от всех благ, своих родных и вместе с детьми собраться на джихад?! Я пытаюсь объяснить ей, что все это неправильно, не по закону, не по-человечески, в конце концов! А в ее глазах - пустота... Однажды, видимо, не сдержав эмоций, Гульнара крикнула мне: “Ты кафир, и твое место в аду!”.
Как оказалось, террористы тоже те еще психологи. На одном из допросов в СИЗО Маммадов, выхватив из кармана сверток, закричал: я взорву эту бомбу! Его адвокат стала метаться по комнате допросов, конвоиры СИЗО выбежали в коридор, и только хрупкая следователь Айдарханова осталась один на один с моджахедом.
- Я сильно испугалась. Вспомнила детей, мужа, родственников. Но показать свой страх я не могла - может, дело в присяге, которую я давала? - призналась нам Ботагоз Айдарханова.
Суд приговорил Гульнару И. к пяти годам условно. Яхья Маммадов получил восемь лет колонии.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы - Актобе

Вместо послесловия
После нескольких терактов в Актюбинской области, потрясших весь Казахстан, аким региона Архимед МУХАМБЕТОВ, он же председатель областной антитеррористической комиссии, заявил буквально следующее: “Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Для каждого из нас эти слова должны стать установкой к действию, ведь нет более важной задачи, чем сохранение стабильности в стране...”. Что ж, лучше не скажешь. Вот только непонятно, почему эти слова актюбинского бастыка так разительно расходятся с делами во вверенной ему области...

Поделиться
Класснуть