2651

Даниэль ШАМПЕЙМО: Меня не трогают проблемы Депардье

В Алматы приехал один из самых известных европейских мастеров айкидо Даниэль ШАМПЕЙМО (на снимке - слева). Этот кудрявый француз, чем-то похожий на своего знаменитого соотечественника Пьера РИШАРА, с помощью семинаров и тренировок пытается донести до казахстанских поклонников этого уникального японского боевого искусства суть учения Морихэя УЭСИБЫ - основателя айкидо. Почему уникального? Да хотя бы потому, что в отличие от всех других единоборств в айкидо предпочитают бороться не с агрессором, а с его агрессией, используя при этом не свою силу, а силу самого нападающего. Проще говоря, не нанося своими контрприемами большого вреда противнику, мастер тем самым заставляет его отказаться от своей ужасной затеи. Вам понятно? Мне, честно, не очень. Хотя кое-что полезное для себя я из беседы с месье Шампеймо все же вынес.

- Изучая разные боевые единоборства, Морихэй Уэсиба постоянно искал путь к гармонии. Но долгое время не находил, так как в основе всех этих единоборств лежало сражение, которое приводило к травме противника, а значит, и к дисгармонии, - считает Даниэль Шампеймо. - Ведь даже тот, кто защищался, все равно отвечал агрессией на агрессию. Получался замкнутый круг. Мне кажется, что огромное впечатление на сэнсэя оказала бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вот тогда он и понял, что человечество со своей агрессией катится к катастрофе. И сэнсэй создал боевое искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. В результате и противник побежден, и гармония восстановлена. Наступает духовное равновесие. Уэсиба мечтал, чтобы его айкидо принесло мир, гармонию и любовь всем людям. К сожалению, это лишь утопия. Но если каждый человек начнет с себя, будет самосовершенствоваться, то кое-что в этом мире можно будет исправить.

- Чего, по-вашему, больше в айкидо: спорта, физкультуры или искусства?
- Разные люди по-разному практикуют айкидо. В самом начале, когда ты только начинаешь заниматься айкидо, ты можешь относиться к нему чисто как к спорту. Но затем в процессе многочисленных тренировок ты постепенно начинаешь расти, в том числе и духовно. И это понемногу приближает тебя к айкидо как к искусству.

- Есть традиционное айкидо, которое пропагандируете вы, но есть и более современное - реальное айкидо. Как вы относитесь к “реалистам”?
- Реальное айкидо - это то, чем Уэсиба занимался до того, как он, собственно, создал айкидо. Это было чисто боевое искусство. Он взял оттуда технические приемы. Но при этом полностью изменил состояние духа при выполнении этих технических элементов. В традиционном айкидо другая идея - идея мира и любви. Но каждый волен выбирать свой путь согласно своему опыту. Ведь нельзя сказать, что это однозначно плохо, а это хорошо. И не нужно никого судить. Я, допустим, занимался многими видами единоборств. Надо все исследовать. И понять, что тебе нужно. У каждого свое айкидо.

- С какого возраста все-таки стоит заниматься айкидо и до какого предела?
- Дети могут начинать в любом возрасте, как только научатся ходить. С ними просто заниматься надо по-другому. Потому что они пока не могут усвоить великие идеи Морихэя Уэсибы. А что касается верхней планки, то моему отцу уже больше 80 лет. И он еще совсем недавно занимался айкидо. Понимаете, когда мы молодые, в хорошей спортивной форме, то хотим применять силу друг против друга, мечтаем над кем-то доминировать. А зрелые люди больше понимают суть айкидо. Оно для них даже больше подходит. Это как хорошее вино, которое с годами только лучше становится.

- Неужели физическая мощь и сила в айкидо совершенно не нужны?
- Просто в идеале мы ее не должны использовать. Дело в том, что если мы применяем силу, то этим даем понять партнеру, что собираемся с ним делать. Как только он это понял, то тут же в ответ может что-то предпринять. А надо, чтобы он упал на землю и спросил себя, почему я упал. Это теория. Но добиться на практике этого очень сложно.

- А элементарная физическая подготовка все-таки необходима?
- Небольшая. В айкидо не сам прием требует усилий, а его повторение. Ты падаешь - подымаешься, опять падаешь - подымаешься… А если мы будем только и делать, что ронять других, то это, поверьте, совсем неутомительно.

- Я много раз слышал, что айкидо совсем неэффективно в драке. Любой айкидока будет летать от боксера, борца или каратиста. Сможете мне возразить?
- Мастера айкидо высокого уровня способны устоять против представителей других боевых искусств. Потому что они сами тоже часто практикуют другие боевые единоборства. У них есть знания о ведении поединка. Но это достаточно сложно. Именно поэтому я занимаюсь джодо и кендо. Но не для того, чтобы драться, а для того, чтобы применить эти знания на занятиях по айкидо.

- А вам на практике приходилось драться на улице с хулиганами?
- На меня хулиганы нападают редко, потому что я веду себя любезно. Иногда, правда, бывали случаи, когда приходилось реагировать на хамство… Но это не значит, что я конкретно какую-то технику применял. Просто умею реагировать нужным образом, чтобы выйти из неприятного положения. Но, конечно, мне и везет, что на меня не так часто нападают (смеется)…

- Есть мнение, что для большей популярности айкидо не хватает соревновательной практики. Это чуть ли не единственный вид боевого искусства, по которому не проводятся турниры.
- На самом деле в этом и заключается сложность айкидо. Идея его создания была в том, чтобы мы не побеждали друг друга, не стремились выиграть один у другого. Даже на спортивной арене. На тренировке же и так видно, у кого лучше получается. А потом, не так легко организовать соревнования по айкидо. Но вы правы, что отсутствие соревнований немного мешает популярности айкидо.

- Как, по-вашему, развито айкидо в Казахстане?
- Мне нравится, что казахстанцы очень серьезно тренируются, с большим желанием и удовольствием. Французы, например, тоже занимаются всерьез, но при этом не получают удовольствия. Я приезжаю в Казахстан каждый год. И продолжаю занятия, как будто мы не расставались. И, таким образом, мы вместе продвигаемся все дальше и дальше. В этом сила казахстанцев. Поверьте, у меня есть с кем сравнивать. В других странах я тоже практикую. Но постоянно спрашиваю себя: а это те же люди, которых я тренировал? В Казахстане уровень развития айкидо очень хороший. Мне здесь нравится. Недаром я побывал здесь уже 17 раз!

- Ваш знаменитый соотечественник Жерар ДЕПАРДЬЕ принял гражданство России. Раз вам здесь так нравится, не хотите принять гражданство Казахстана?
- Ну если бы у меня была такая проблема с наличием большой денежной массы, как у Депардье, тогда я бы задался этим вопросом. Но, увы, думаю, что такой проблемы просто не возникнет. Во всяком случае, до тех пор, пока я занимаюсь айкидо.

Александр ТРОФИМОВ, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: trofimov@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть