2131

Вжик, вжик, вжик - уноси готовенького…

Сбылась давняя мечта известного казахстанского “мушкетера” Эльмира АЛИМЖАНОВА (на снимке). Многократный серебряный призер континентальных первенств по фехтованию на шпагах стал чемпионом Азии. На соревнованиях в Шанхае 26-летний спортсмен завоевал сразу две золотые медали - в индивидуальном и командном зачете. Это самый большой успех в истории современного казахстанского фехтования.

- Завистники говорят, что ты выиграл золото только благодаря тому, что в Шанхай не приехал твой злой гений - бронзовый призер Олимпиады в Лондоне кореец Джунг ДЖИНСУН, которому ты постоянно проигрываешь на всех соревнованиях...
- В фехтовании у всех, даже у олимпийского чемпиона, могут быть один-два неприятных соперника. Вот и Джинсун для меня очень не­удобен. Я никак не могу подобрать к нему ключи. Причем, что интересно, раньше я всегда у него выигрывал, а другим корейцам проигрывал. Теперь, наоборот, всех корейцев побеждаю, а ему уступаю. Но в Шанхае даже он меня бы не остановил. Я готов был с ним сразиться и победить.

- А с другими звездами фехтования как у тебя складываются отношения на дорожке?
- Чаще всего на соревнованиях я пересекаюсь со швейцарцем Фабианом КАУТЕРОМ. И у нас с ним боевая ничья - 3:3. А вот с другим звездным швейцарцем Максом ХАЙНЦЕРОМ ни разу не встречался. Как, впрочем, и с олимпийским чемпионом Лондона Рубеном ЛИМАРДО из Венесуэлы. Хотя на тренировках часто с ним фехтую и почти всегда выигрываю. В позапрошлом году на чемпионате мира я обыграл самого сильного француза - трехкратного чемпиона мира Готье ГРЮМЬЕ. Он был очень разочарован, так как, по его словам, находился в великолепной форме. А я ему все испортил.

- Вторую золотую медаль на чемпионате Азии ты выиграл вместе с командой. Приятна двойная победа?
- Честно говоря, на второе золото я и не рассчитывал. Команда у нас еще молодая… Думал, выиграю сам, и все. Но после моей победы ребята воодушевились, настроение у всех поднялось. Кроме того, в корейской команде помимо Джин­суна не было еще и ПАРКА, который швырнул маску на соревнованиях в Париже и получил двухмесячную дисквалификацию. У нас появился шанс, и мы им воспользовались.

- Ты, по-моему, рассчитывал взять медаль и на Олимпиаде в Лондоне, но Джинсун тебе помешал. Может, эта неудача тебя и подхлестнула?
- Если бы не этот кореец, я точно был бы в Лондоне с медалью, потому что находился в очень хорошей форме. И в мировом рейтинге я очень высоко тогда поднялся - на четвертую позицию. Считался одним из претендентов на медаль. А когда проиграл - очень расстроился. Четыре года шел к Олимпиаде - и такая неудача. Поначалу руки опустились. Но потом стал еще активнее тренироваться, чтобы к следующей Олимпиаде подойти со значимыми победами на чемпионатах Азии, мира и Всемирной универсиаде, к которой я сейчас и готовлюсь.

- На что рассчитываешь в Рио-де-Жанейро?
- На максимальный результат. У меня и возраст для этого самый подходящий. В нашем виде спорта расцвет наступает в районе 26-30 лет. Именно в эти годы шпажисты показывают наиболее высокие результаты.

- А у тебя есть возможности для роста? Какие для этого надо устранить недостатки?
- В фехтовании на шпагах очень много факторов влияет на рост мастерства - и технических, и тактических, и физических, и психологических. Я трезво оцениваю свои силы. У меня сейчас нет и половины тех качеств, которые я могу еще получить. Если сейчас остановлюсь в своем развитии, то никаких сдвигов не произойдет.

- Ты себя можешь назвать элитным “мушкетером”?
- Да, могу. У нас в фехтовании существует понятие “мировой топ-16”.
Это элита. Соревнования проходят в два дня. В первый идет квалификация. На второй день остается 64 лучших. А 16 сильнейших, согласно мировому рейтингу шпажистов, автоматически попадают в финальную часть. Я уже год как прописался в элите. Сегодня в мировом рейтинге я на 10-м месте.

- А сколько зарабатывает элитный фехтовальщик Алимжанов?
- Очень мало. Моя официальная зарплата 500 долларов.

- Почему, на твой взгляд, фехтование непопулярно в Казах­стане?
- Многие считают его незрелищным видом спорта. А может, просто не такие большие деньги здесь крутятся, как, скажем, в теннисе. Вот и не показывают нас по телевидению, не пишут про нас в газетах. Хотя в Европе очень много проходит крупных соревнований. В этом году турнир проходил даже в Лувре. Это очень круто! Много было зрителей. Шла прямая трансляция. Во Франции, Италии, Швейцарии фехтование очень популярно, и ведущих спортсменов все знают в лицо.

- Правда, что казахстанским “мушкетерам” даже тренироваться негде?
- Почему? В Алматы есть старый специализированный зал. Недавно появился еще один. Правда, там дорожки на два метра короче стандартных. Вот и все: два зала на весь Казахстан. А желающих заниматься фехтованием много. Но как только новички придут в зал, посмотрят, как мы друг на друге фехтуем, то желание сразу пропадает.

- Видимо, поэтому в свое время из Казахстана в Россию перебрались ведущие наши шпажисты Сергей ХОДОС и Сергей ПАНТЕЛЕЕВ. Ты следишь за карьерой своих партнеров по золотой юниорской сборной Казахстана?
- Так получилось, что казахстанский тренер Василий СКОРНЕВСКИЙ, переехав в Россию, взял своих учеников с собой. Ходос еще выступает за российскую сборную, правда, в последнее время заметно сдал свои позиции. А Пантелеев, не выдержав конкуренции, уже даже не тренируется. Остался бы в Казахстане, может быть, до сих пор за нашу сборную выступал.

- В семье Алимжановых все занимались фехтованием - папа, мама, брат… Твой сын Рамиль уже добрался до твоей шпаги?
- А я ему привез из Шанхая поролоновую шпагу. Ею он и машет периодически. Может, будет спортсменом, а может, и нет. Ему ведь только на днях год исполнился. Но в любом случае, думаю, попробует стать “мушкетером”…

Александр ТРОФИМОВ, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: trofimov@time.kz

20.06.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее