3793

Бауржан-шоу

Неважно,как ты играешь в футбол - главное, чтобы не опаздывал и не сидел в соцсетях!

В начале года 23-летнего полузащитника костанайского “Тобола” Бауржана ДЖОЛЧИЕВА называли чуть ли не главной надеждой казахстанского футбола. Именно благодаря молодому таланту сборная Казахстана забила единственный мяч в игре с Германией - это он заставил ошибиться вратаря Мануэля НОЙЕРА, из-за чего возник голевой момент у Хенрика ШМИДТГАЛЯ. Ходили слухи, что казахстанец привлек внимание московского “Динамо” и вот-вот уйдет из “Тобола” на повышение. Увы, к концу сезона о Джолчиеве благополучно забыли. Из-за травмы он перестал играть и за свою команду, и за сборную. Правда, один из прогнозов сбылся: футболист действительно покинул Костанай - “Тобол” выставил его на улицу, отказавшись платить за последние месяцы. А поводом для увольнения стало участие футболиста в… музыкальном шоу местного канала!

Впервые пустоту на зарплатной карточке Джолчиев обнаружил летом. Он как раз восстанавливался после травмы и участвовать в матчах чемпионата не мог. И тут вдруг выяснилось, что деньги за июнь и июль ему не положены. Руководство клуба приняло решение оштрафовать игрока на два полных оклада, хотя это запрещено Трудовым кодексом Казахстана. Однако в “Тоболе” нашли вариант, как обойти эти строгие ограничения.
- Дело в том, что Бауржан Джолчиев подписал с клубом не один, а сразу два контракта, - объясняет юрист Айгерим САБРАЛИЕВА, руководитель фонда “Про футбол” в Казахстане. - Один документ - трудовое соглашение, а второй - договор на привлечение футболиста. В этом документе прописано больше 20 пунктов, за нарушение которых футболиста можно оштрафовать. Лучше было бы назвать его “карательный договор” или “договор о штрафах”. Причем представители клуба утверждают, что такие контракты используются уже не один год и подписывают их абсолютно все игроки.
Хитрость заключается в том, что по трудовому договору игрок получал всего лишь 100 тысяч тенге в месяц. За эти деньги среднестатистический казахстанский футболист даже с дивана не поднимется и уж точно бегать за мячом не станет. Настоящую зарплату - а это в десятки раз больше 100 тысяч - Джолчиев получал по второму контракту. А там шаг влево или шаг вправо - расстрел. Понимая, что в этой ситуации что-то не так, Бауржан и его представитель обратились в юридический орган Федерации футбола Казахстана - палату по разрешению споров. Специалисты внимательно изучили все документы и вынесли свое решение - два оклада, положенные Джолчиеву по контракту, клуб может ему не платить.
- Понятно, что Джолчиев согласился работать в “Тоболе” не за 100 тысяч тенге, а за общую сумму обоих контрактов. Однако защищенной и гарантированной оказалась только та сумма, что указана в трудовом соглашении, - рассказывает Сабралиева.
Сам Бауржан признался: недопонимание с работодателем возникло сразу после того, как он отказался переходить в алматинский “Кайрат”. Клубы уже достигли каких-то договоренностей, однако с Джолчиевым никто переговоров не вел, да и уезжать из Костаная он не собирался.
- Нужно понимать, что футболист - это основное действующее лицо футбола, а не товар, - объясняет Айгерим Сабралиева. - Нельзя отправить или даже “сватать” игрока в другую команду без его согласия.
Футболист и его представители продолжили борьбу и обратились в другой юридический орган Федерации футбола - апелляционный комитет, в котором оспариваются решения палаты по разрешению споров. Но и вторая инстанция оставила решение без изменения.
- Считаю, что надо идти дальше и обратиться в спортивный арбитраж в Лозанне (CAS), где рассматриваются самые громкие дела в мире футбола, - уверена руководитель фонда “Про футбол”. - Но это должны решить футболист и его представители: хотят ли они дальше искать справедливость или готовы простить “Тоболу” его “финты”? В данном случае клуб при подписании контракта использовал принципы гражданского права, где существует свобода договора, при этом Трудовой кодекс игнорируется. На заседаниях представители клуба говорили о том, что они просто подстраховываются, ведь деньги не их собственные, а государственные. Поэтому игрока неоднократно штрафовали, причем в последний раз - за посещение съемок музыкальной телепередачи, что тоже запрещено контрактом. На последнем конгрессе Международного проф­союза футболистов (ФИФПРО) я обсуждала этот случай с коллегами из других стран, и они пришли к выводу, что в Лозанне Джолчиев однозначно выиграет. А подавать в CAS или нет - его дело.
Чемпионат Казахстана по футболу “Тобол” закончил на седьмом месте, хотя год назад всерьез претендовал на медали, а еще совсем недавно костанайцы вообще не уходили с пьедестала почета и каждый сезон оставались в призах. Сейчас, по всей видимости, руководство клуба больше заинтересовано в “воспитании” своих футболистов, отложив спортивные задачи на потом.

За что штрафуют футболистов “Тобола”

На 10 процентов от оговоренной суммы - за каждый лишний килограмм веса.
На 10 процентов - за опоздание на футбольный матч или учебно-тренировочные сборы без уважительной причины.
На 25 процентов - за вмешательство в вопросы компетенции руководства клуба и тренеров футбольных команд и неуведомление их о всех предпринимаемых кем-либо действиях, которые могли бы нанести ущерб клубу.
На 50 процентов - за уклонение от прохождения медицинского осмотра.
На 50 процентов - за несоблюдение внутренних правил клуба.
На 50 процентов - за неподчинение служебным распоряжениям руководства клуба и тренеров команды.
На 100 процентов - за участие в любых интервью и пресс-конференциях, в общественных мероприятиях, публичное общение в Интернете, создание блогов, конференций, страниц в социальных сетях без разрешения клуба.
На 100 процентов - за отказ или уклонение от участия в мероприятиях, организованных клубом.
На 100 процентов - за вступление в переговоры о переходе в другой клуб без предварительного уведомления руководства клуба.
На 100 процентов - за разглашение коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
На 100 процентов - за нарушение порядка использования формы одеж­ды и клубной экипировки, принятие предложения о персональной рекламе без разрешения клуба, отказ от участия в рекламных и других кампаниях.

Кстати
Еще одно неодно­значное решение федерации футбола Казахстана было отменено городским судом Астаны. Футбольный клуб “Восток” не согласился с требованием палаты по разрешению споров о выплате задолженности бывшему работнику. Дело в том, что долг образовался в 2011 году, а за его выплатой сотрудник обратился только спустя полтора года, хотя по закону должен был сделать это в течение 12 месяцев. В итоге суд признал решение футбольных юристов из ФФК незаконным.

Комментарий в тему
Юрий ЮРЧЕНКО, член палаты по разрешению споров Федерации футбола Украины, глава Центра социально-правовой защиты футболистов-профессионалов Украины:
- По результатам ознакомления с ситуацией, в которой оказался футболист Бауржан Джолчиев, могу высказать следующее мнение, не претендуя на истину.
В данном случае речь идет о применении разных норм Гражданского и Трудового кодексов Республики Казахстан. Поскольку речь идет о трудовых отношениях между футболистом и клубом, то и регулироваться они должны Трудовым кодексом, а клуб действует в рамках Гражданского. Об этом, кстати, написано и в регламенте Федерации футбола Казахстана, что трудовой договор должен быть составлен в соответствии с действующим трудовым законодательством РК. Но в данном случае штрафовали игрока как раз таки в соответствии с Гражданским кодексом, в рамках заключенного с ним договора на привлечение. Вольно распространяя Гражданский кодекс на трудовые отношения (что, по моему мнению, недопустимо), клуб и органы Федерации футбола Казахстана создали очень опасный прецедент, который позволяет лишать футболистов всей зарплаты, несмотря на положения Трудового кодекса.
В Европе я таких контрактов не встречал и надеюсь, что и в Казахстане будет исправлена практика таких решений. Подписание двух контрактов противоречит нормам ФИФА. Не исключаю, что справедливость в отношении Бауржана Джолчиева будет восстановлена, если субъекты футбола готовы чтить свои же регламенты и законы Казахстана, а не искать повод оставить труд футболиста неоплаченным.

Михаил Козачков, фото с сайта pfl.kz и из личного архива Айгерим САБРАЛИЕВОЙ и Юрия ЮРЧЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть