2461

Алексей Ягудин: Не всегда всё бывает в шоколаде

Главным сюрпризом прошедшего в Казахстане шоу по фигурному катанию “Денис Тен и друзья” стало появление как на льду, так и в качестве ведущего ледового праздника олимпийского чемпиона-2002, четырехкратного чемпиона мира и трехкратного чемпиона Европы Алексея ЯГУДИНА (на снимках). Однако звезда российского спорта еще раз всех сильно удивил, задержавшись в гостях после своего триумфального выступления на целую неделю. Вместе с Денисом Теном и французом Брайаном ЖУБЕРОМ Алексей сейчас проводит мастер-классы для юных казахстанских фигуристов.

- Мы долго думали: как проводить занятия? - рассказывает Алексей. - Может, так совпало, но вести семинары в Казахстане выпала честь спортсменам трех поколений: мне, Брайану - недавно завершившему карьеру, и Денису - пришедшему в большой спорт. При этом правила фигурного катания за эти годы, как и система судейства, часто менялись, заставляя спортсменов искать новые пути подготовки к соревнованиям. Однако, готовясь к тому или иному турниру, нельзя забывать и то, что было до этого. Поэтому мы решили работать отдельно, чтобы каждый спортсмен и тренер могли выслушать и меня, и Брайана, и Дениса. А уж потом выбрать для себя то, что им больше подходит. Ведь идеальных систем нет. Мы, конечно, понимаем, что за пять занятий нереально изменить спорт­смена. Да этого и не надо делать. Мне как-то Денис сказал, что многое бы в свое время отдал, чтобы поработать вместе со мной. Мы все это проходим. Я, например, помню, как тренировался на одном катке вместе с Алексеем УРМАНОВЫМ. Он ко мне подходил, что-то подсказывал. Но мне было абсолютно все равно, что он говорил. Для меня тогда было главное - само общение с ним. В голове я подвел черту. Вот он стоит передо мной - олимпийский чемпион! Это реальность! Значит, все возможно. Да, конечно, спортсмен должен слушать наставления тренера. Но у него также должно быть свое мнение, внутренний стержень. Если бы я не спорил с Алексеем Николаевичем МИШИНЫМ, который за это выгонял с тренировок, то из меня, может быть, ничего не вышло.
- С Мишиным вы спорили. Это понятно. А с Татьяной Анатольевной ТАРАСОВОЙ тоже не соглашались? Ведь у нее не забалуешь?
- Да, я спорил, спорю и всегда буду спорить. Я очень упрямый. Хотя уважительно отношусь к старшему поколению, как, впрочем, и к людям, которые чего-то добились или не добились в жизни. У меня девиз: надо быть проще, и люди к тебе потянутся. Но все равно, я считаю, что вся работа строится на конфликте, на противоречиях. Результаты улучшаются тогда, когда ты с чем-то не согласен. Поэтому и с Тарасовой мы спорили. Один раз так поругались, что она со мной не разговаривала несколько дней. Сказала, что не полетит со мной на Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити. Но потом все разрешилось.
- В одном из интервью Тарасова вспоминала о том, что, когда вы выиграли олимпийское золото, вас даже не пригласили в Кремль и не вручили заслуженную награду. Вы были этим очень расстроены и даже плакали...
- Такой факт был. Но, если честно, для меня он был не самый важный в моей жизни. Ну встретился я с президентом или не встретился... Для меня это кардинально ничего не меняло. А вот для Татьяны Анатольевны, подготовившей одиннадцать олимпийских чемпионов, факт встречи с президентом страны и просто благодарность от федерации играли огромную роль. Я не плакал. Чего мне плакать? А вот Тарасова действительно рыдала несколько дней. Для нее это было шоком и сильнейшим ударом. Хотя, в принципе, мы ожидали от нашей федерации таких выпадов. Мы ведь с ней всегда боролись. Это люди, которые в Русском доме в Солт-Лейк-Сити, поднимая за меня тост, даже не знали, как правильно произносится моя фамилия. Я реагирую на это спокойно. Меня вообще трудно разозлить, вывести из себя. Конечно, могу и заплакать, но только из-за действительно большой драмы, а не из-за того, что не встретился с президентом. А вот за Татьяну Анатольевну до сих пор обидно. Но у вас в Казахстане таких проблем пока нет. Федерация маленькая, фигуристов мало...
- А награду-то потом вам вручили?
- Орден чуть позже мне передали. Но, знаете, 12 лет назад российских спортсменов так не поощряли, как сейчас: машины, квартиры, денежные вознаграждения. Мы вспоминали недавно с Ильей АВЕРБУХОМ забавный случай. Мне как олимпийскому чемпиону дали ваучер на приобретение ста килограммов черного шоколада. Илья должен был получить 50 кило. Он этим заниматься не стал. Но моя мама как житель Советского Союза долго добивалась этого шоколада. Но так в итоге и не получила.
- У вас как-то угнали автомобиль, в котором была золотая медаль. В России бандиты любят спортсменов. Медаль, наверное, вернули?
- Нет, увы. Так и не вернули - ни машину, ни медаль. Медаль была с чемпионата мира. У меня еще таких три осталось.
- В 2003 году в США вас задержала полиция за превышение скорости. При этом уровень алкоголя в крови превысил допустимую норму. По решению суда вы прошли “спецпрограмму для впервые осужденных за вождение в нетрезвом виде”. Расскажите о ней.
- Это были двухдневные курсы в специальной школе. Там показывали то, что я и так знаю. Говорили, что так делать нехорошо и что из-за этого может случиться. К сожалению, мы часто совершаем в жизни ошибки. Но без них не было бы самооценки. Сожалею ли я о своем поступке? Да, сожалею. Но все, слава богу, закончилось благополучно. И я выучил этот урок.
- Вы были участником многих ледовых шоу. Как вы оцениваете проект Дениса Тена?
- Та картина, которую я здесь увидел, меня просто поразила. Если говорить о таком продукте, как фигурное катание Казахстана, то его практически не существует. И я рад, что Денис в 20-летнем возрасте думает не только о своих спортивных программах, но и создает ледовое шоу, которое направлено на популяризацию в вашей стране такого замечательного, красивого, но очень сложного вида спорта, как фигурное катание.

Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть