1184

Евгений Яровенко: Я вернулся, чтобы побеждать

Футболисты “Тараза” порадовали своего нового наставника, разгромив “Иртыш”.

В биографию единственного олимпийского чемпиона по футболу из Казахстана Евгения ЯРОВЕНКО (на правом снимке) вписана еще одна существенная деталь: он возглавил родной “Тараз”, откуда более тридцати лет назад получил путевку в большой спорт. Правда, после своего олимпийского успеха кайратовец Яровенко решил продолжить свою спортивную карьеру на Украине, где состоялся уже не только как игрок, но и как тренер. Несколько лет назад он приезжал на родину и даже какое-то время тренировал петропавловский “Есиль - Богатырь” и молодежную сборную Казахстана. И вот теперь новый вызов… И сразу же его подопечным выпал в соперники “Кайрат”, где прошли лучшие годы спортсмена.

- Я рад, что вернулся домой, Казахстан - моя родина, хотя 26 лет я и прожил на Украине, - сказал Евгений Викторович. - Уже по первому матчу с “Кайратом” понял, что работы будет непочатый край. Одного старания футболистов мало. Нужно в корне менять тренировочный процесс. Ребят не хватает на два тайма. Многие соперники физически готовы лучше. У меня немало претензий к игрокам. Выключаются из игры, теряют концентрацию. Где-то нам и не везет - пропускаем в добавленное время. Но у нас еще есть шансы поправить положение.
- Ваш сын Олександр вместе с вами влился в ряды “Тараза”...
- Вообще-то я не сына привез в “Тараз”, а футболиста.
- “Тараз” занимает предпоследнее место в турнирной таблице. Вас это не пугает?
- Я уже не раз бывал в такой ситуации. Прежде всего необходимо создать в команде хороший микроклимат. Мы должны быть как одна семья. Мои двери круглые сутки открыты для футболистов. Хотя я сторонник железной дисциплины. Моя задача - создать боеспособную команду. Но я не маг и не волшебник. Так что моментального результата не ждите.
- Давайте вспомним ваши лучшие годы в футболе. В 1986 году “Кайрат” занял в чемпионате СССР самое высокое в своей истории седьмое место. А левый защитник Яровенко вошел в состав 33 лучших футболистов Союза. Причем под первым номером. Именно тогда Валерий ЛОБАНОВСКИЙ пригласил вас в состав национальной сборной СССР?
- Да, я тогда сыграл два матча отборочного турнира чемпионата Европы. После победы над сборной Югославии меня вызвал к себе Лобановский и предложил перейти в “Динамо” (Киев). Это было заманчиво. Ведь я давно мечтал играть в этой команде. Но авария на Чернобыле отпугнула меня.
- Но у вас ведь были и другие заманчивые предложения? Более того, слышал, что за вас боролись...
- Меня приглашал в “Торпедо” Валентин ИВАНОВ. Три квартиры на выбор в центре Москвы показывал. Константин БЕСКОВ звал в московский “Спартак”, а Юрий МОРОЗОВ - в ЦСКА. Но я почему-то откладывал свой переход в другую команду. В 1988 году у нас были две сборные: олимпийская под руководством Анатолия БЫШОВЦА готовилась к Играм в Сеуле, а национальная, где управлял Лобановский, - к чемпионату Европы в Германии. Между этими тренерами была настоящая война. Лобановский жаждал видеть в первой команде СССР пятерых олимпийцев - Алексея МИХАЙЛИЧЕНКО, Игоря ДОБРОВОЛЬСКОГО, Юрия САВИЧЕВА, Сергея ДМИТРИЕВА и меня. А Бышовец, естественно, не хотел нас отпускать. В итоге на Евро-88 поехали только первых двое. Я же перенес операцию - вырезали аппендицит. Думал, все - не попаду на Олимпиаду. Но успел все-таки восстановиться.
- Свой лучший матч на Олимпиаде помните?
- Наверное, с Италией. Проигрывали 0:1, но в итоге победили. С Юрой САВИЧЕВЫМ у нас было взаимопонимание, как с Фанасом САЛИМОВЫМ в “Кайрате”. Оба играли на левой бровке. Они в полузащите, я под ними. Всегда страховали друг друга. Когда я подключался к атаке, ребята занимали мою позицию.
- Кого считаете своим лучшим тренером?
- Каждый наставник оставил свой след в моем сердце. Первым тренером был Сан Саныч ШАРАПОВ, потом Юрий Григорьевич ПОЛЯНСКИЙ. В “Кайрате” я играл под руководством Константина ОСТРОУШКО и Тимура СЕГИЗБАЕВА. Это разные люди с разным подходом к тренировочному процессу. Остроушко - диктатор. Он приучил к дисциплине. При нем я даже не помышлял об атаке. Сегизбаев расширил диапазон моих действий. Санжарыч был нам отец, воспитатель и друг. И не случайно именно при нем “Кайрат” занял самое высокое место в чемпионате СССР в своей истории. Не могу не назвать и Анатолия Бышовца, который сумел собрать в олимпийской команде самых сильных. Он сразу сказал: “Ребята, блестит только золото”. Мы поняли, поверили в свои силы и на каждый матч выходили с высокой мотивацией. И у нас все получилось. Мы стали олимпийскими чемпионами!
- А почему после Олимпиады вы ушли из “Кайрата” в “Днепр”, а не в одну из столичных команд?
- Мой друг, бывший кайратовец Антон ШОХ, позвал меня в Днепропетровск. Мотив был один - участие в еврокубках. С “Кайратом” в ту пору об этом мечтать не приходилось. В составе “Днепра” я выиграл серебряные награды чемпионата СССР и Кубок страны, дошел до четвертьфинала Кубка европейских чемпионов…
- У вас было много наград. И подарками футболистов никогда не обделяли. Какой из них был самый дорогой или необычный?
- Когда на нашей свадьбе со Светланой слово предоставили тогдашнему наставнику “Кайрата” Тимуру Санжаровичу Сегизбаеву, он зачитал телеграмму, в которой было сказано, что кайратовец Евгений Яровенко приглашается в олимпийскую сборную СССР. Честно признаться, не ожидал такого свадебного подарка. Памятна наша свадьба со Светой еще и тем, что проходила она во время декабрьских событий 1986 года. Думали, придется переносить торжество. Но руководство города разрешило сыграть “сухую” свадьбу под наблюдением сотрудников силовых структур.
- Ваша будущая супруга, наверное, тогда тоже болела за “Кайрат”?
- Нет. Когда она услышала слово “Кайрат”, то спросила: “А что это такое?”. Но потом, конечно, стала моим болельщиком. Когда есть надежный тыл, любое дело спорится. Я благодарен своей супруге, которая с пониманием относилась и относится к моей профессии.

Алим АНАПЬЯНОВ, фото Эдуарда ГАВРИША и с сайта www.fctaraz.kz, Алматы

P.S. В 20-м туре чемпионата Казахстана по футболу “Тараз” под управлением Евгения ЯРОВЕНКО одержал победу над павлодарским “Иртышом” со счетом 5:1.

Поделиться
Класснуть

Свежее