1213

Футболисты есть - патриотов не видно

Виктора АБГОЛЬЦА в Казахстане знают как яркого самобытного нападающего и грамотного принципиального арбитра. Он автор первого хет-трика в истории “Кайрата” и супергола в ворота лучшего голкипера мира Льва ЯШИНА.
Были в его карьере и другие достижения: работая инспектором на матче чемпионата страны 2008 года “Шахтер” - “Восток”, Виктор Алексеевич сумел вычислить “неспортивный характер” этого скандально известного поединка. Многие футбольные головы тогда слетели с плеч.
А сегодня 70-летний ветеран казахстанского футбола открылся нам еще с одной стороны: уже второй год он со своими друзьями-болельщиками разыскивает могилы незаслуженно забытых руководством “Кайрата” футболистов, игравших в главной команде республики, начиная со дня ее образования - 60 лет назад.
- Просто обидно становится за всех этих ребят-футболистов, которых, увы, уже нет в живых, - говорит Виктор Алексеевич. - Особенно за тех, у кого здесь, в Казахстане, не осталось родственников. И некому присмотреть за могилкой. С каким трудом мы с болельщиком Игорем РЫЖКОВЫМ нашли захоронения Толи ФЕДОТОВА, Володи АСЫЛБАЕВА, Володи КИСЛЯКОВА. Везде мусор, трава, ковыль растет. Ужасно! Там надо все менять - и памятник, и оградку. А скольких ребят не можем еще найти. Московские армейцы просили нас прислать точную дату смерти и фото могилы знаменитого капитана ЦДКА довоенного периода Петра Григорьевича ЗЕНКИНА, который в 50-х годах тренировал “Кайрат”. Легендарная личность! Александр ЖУЙКОВ его хоронил, а потом с вдовой Петра Григорьевича приходил на могилку. Квадрат знаем, а ра­зыскать не можем. Там столько всего уже понатыкано - даже подобраться сложно. Я хоронил Славку БУБЕНЦА. Знаю, что в Каменке, и место вроде бы помню, а найти не могу. Он у нас вообще самый неподдающийся. Его ведь пять раз хоронили, когда он был еще живой. Даже в газете писали: умер, мол, известный футболист. А он все шутил на эту тему: шестой раз будет последним. В итоге так захоронили, что никто не может найти. Но мы все равно найдем. Попытаемся разыскать через старых учителей школы, где он работал.
- Вы разыскали могилу легендарного Вадима СТЕПАНОВА, или Степы, как звали его болельщики. Но ведь, насколько я знаю, у вас, тогда еще молодого форварда, был серьезный конфликт с капитаном “Кайрата”. Из-за него вы даже вынуждены были на время уйти в карагандинский “Шахтер”.
- Да какой там конфликт! Поговорили как мужики. Выяснили, что я думаю о нем, а он - обо мне. Мне тогда, в 64-м, было все по барабану. Я знал, что в любой другой команде могу заиграть. Наверное, поэтому дерзко ответил ему. А он просто посадил меня на скамейку запасных. Заметьте, не тренеры отправили меня в запас, а именно игрок. Потому что Степанов тогда был величина! Но я на него нисколько не обижен. Думаю, и он на меня не обижался. Вадим ведь приходил к нам на базу в 68-69-х годах, когда я опять играл в “Кайрате”, а он уже нет. Мы собирали ему деньги на жизнь, а он их опять отправлял все туда же…. Уже плотно подсел на спиртное. Ходил бутылки собирал. Никто ему тогда из руководства не протянул руку помощи. Отчислили из команды - и все... Сейчас разыскиваем его жену. После трагической смерти сначала мужа, а потом и дочери она съехала с той квартиры, где они долгое время жили вместе. Но мы обязательно ее разыщем, принесем букет цветов и коробку конфет. Вот чем должно заниматься руководство “Кайрата”, хотя бы в шестидесятилетний юбилей клуба. А мы - простые энтузиасты. В Москве и Питере есть мемориалы футболистам, целые аллеи. А у нас ничего нет. Все забыты. Только у Аркадия Вольфовича ХОХМАНА есть мемориальная доска. А наш долг - вспомнить всех без исключения тренеров и футболистов. И по возможности помочь их семьям.
- А вы обращались с этим вопросом к руководству “Кайрата”? Или боссы народной команды уже так далеки от народа, что смотрят на него только сверху вниз?
- Мы подготовили два письма. Одно - председателю попечительского совета “Кайрата” Кайрату БОРАНБАЕВУ, а другое - акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ. Думаю, они должны помочь нам с открытием мемориала казахстанским футболистам на Центральном стадионе. Хотя, если честно, в “Кайрате” я немного разочаровался. В прошлом году в больнице мне отрезали палец на ноге. Так только Паша ЧЕРЕПАНОВ ра­зок забежал. Не знаю, почему ко мне такое отношение со стороны “Кайрата”. Ну да ладно, главное, что народ помнит. Вот только лет мне уже много. А того народа, который видел нас в деле, осталось совсем мало. Сережа КВОЧКИН тоже до последнего дня работал с пацанами в школе, хотя уже еле ходил. Пенсии на жизнь не хватало. Сейчас, правда, вспомнили. Академию его именем назвали. Увы, но мы нужны только тогда, когда здоровы.
- Про ваш гол знаменитому вратарю московского “Динамо” Льву Яшину ходят легенды. Расскажите, как это было на самом деле.
- Это было в 1968 году в 1/8 финала Кубка СССР. Я забил головой в северные ворота нашего Центрального стадиона прямо из-под защитника москвичей Валерия ЗЫКОВА. Яшин на него сразу наехал: мол, ты куда смотрел, как из-под тебя этот шпендик выпрыгнул? А потом уже Олег ВОЛОХ забил второй мяч Яшину.
- С Яшиным после этого общались, вспоминали тот гол?
- Да, в ноябре 1982 года. Я тогда должен был судить игру в Москве между “Динамо” и “Зенитом”. “Здорово, крестник, - сказал мне при встрече Лев Иванович, - помню, помню, как ты мне забил”.
В тот день умер Леонид Ильич БРЕЖНЕВ. Помню, как Яшин вытянулся в струнку, когда ему по телефону сообщили о смерти генерального секретаря ЦК КПСС. Хороший был мужик Лев Иванович, справедливый…
- Вспоминая вашу постигровую футбольную карьеру, не могу не задать вопрос про скандальный матч 2008 года между карагандинским “Шахтером” и усть-каменогорским “Востоком”, который вы инспектировали. После вашего рапорта о договорном характере игры “Восток” отправили в первую лигу, у “Шахтера” сняли девять очков и еще кучу народа дисквалифицировали. Действительно все в этом поединке было так ужас­но?
- Это было до такой степени явно. Я насчитал 43 передачи защитников “Востока” в ноги игрокам команды “Шахтер”. И сказал об этом Анатолию ИОНКИНУ (бывший вице-президент ФФК. - А.Т.). А он мне в ответ: “Какие 43! Я 70 насчитал”. Я обо всем честно и написал. А потом на меня грязь полилась из Караганды, дескать, я требовал дать мне взятку. Это им надо было как-то отмазаться. В тот день, 31 августа, был День шахтера. В общем, “Шахтеру” очень нужна была победа! А президент Федерации футбола Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ как раз начал борьбу с “договорняками”.
- Как судья Всесоюзной категории, в свое время обслуживавший матчи чемпионата СССР и Кубка УЕФА, можете дать оценку нынешнему судейскому корпусу Казахстана?
- Мастерство арбитров выросло. Объективность? Сколько работаю инспектором, никто мне на этот счет даже не заикался. Особенно, когда судейский корпус возглавлял Николай ЛЕВНИКОВ. Вот это мужик! Ни на какие сговоры не шел. Всем “вставлял”. Те годы были самые справедливые. А сейчас? Случаются ошибки. Вот Саша МАЗМАНЬЯН (экс-председатель судейского комитета ФФК. - А.Т.) ни за что пострадал в позапрошлом году (см. “Куралбек Ордабаев: У нас не футбол, а “душиловка”, “Время” от 11.10. 2012 г). Написал заявление и ушел. А грязь к нему прилипла. Я сам работал в федерации, знаю: чтобы держать судей, нужна железная рука. Нынешний глава департамента судейства нашей федерации Маттео ТРЕФОЛОНИ тоже их гоняет. А почему нет? Они одеты, обуты, постоянно сдают нормативы по физподготовке и по теории, им все разжевывают. У нас такого не было. Я учился судить по телевизору. Это была моя школа.
- Так по-вашему, “договорняки”, если они случаются, лежат на совести футболистов?
- Я так скажу. Бывают моменты, когда легче забить, чем не забить. Но не забивают же… Раньше футбол был чище. Потому что мы были патриотами своего клуба. А сейчас футболисты бегают из одной команды в другую и обратно. А потом смотришь: между ними ничья, ничья, ничья. Бедный судья носится туда-сюда. А игроки в ответ только смеются. Дураков делают из болельщиков и тех же судей. О каком патриотизме при таком отношении к футболу может идти речь? Даже на примере “Кайрата” могу сказать: кто хочет играть, может играть и будет играть, а кто только ходит, пальцем в носу ковыряется да за счет папы в состав попадает... Цели у ребят нет. Их все устраивает. Честно скажу, не завидую Юрию КРАСНО­ЖАНУ. Всего 12 команд. Полсостава в них - легионеры. Из кого ему выбирать игроков в сборную Казахстана?
- Значит, наш футбол деградирует?
- Да нет, конечно. Так говорить нельзя. Прогресс определенный есть. Вот только результата пока не видно.

Александр ТРОФИМОВ, фото Эдуарда ГАВРИША, Алматы

Поделиться
Класснуть