5133

Казахстанский футбол вернётся в Азию?

Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ: в какой-то момент у меня было отвращение к футболу.

В казахстанском футболе завершается целая эпоха - управлявший семь лет федерацией самого популярного вида спорта Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ принял решение уйти в отставку. По официальной причине - в связи с загруженностью на основной работе: аким Астаны. Попрощаться с общественностью он решил красиво: собрал в столице журналистов ведущих отечественных СМИ и почти два часа рассказывал о том, что ему удалось сделать в спорте №1 и к чему теперь будет стремиться его возможный преемник - Ерлан КОЖАГАПАНОВ (на нижнем снимке). На прощание с эпохой попал и корреспондент “Времени”. 

Адильбек Джаксыбеков был избран президентом Федерации футбола Казахстана (ФФК) семь лет назад. Весной 2007 года в стране наметился серьезный политический кризис: Рахат АЛИЕВ был объявлен в розыск и покинул все свои пос­ты, в том числе и главы ФФК. В мировом футболе это восприняли без особого энтузиазма, углядев в возникшей ситуации давление на футбол со стороны государства. А когда в ФФК пришел видный государственный деятель Джаксыбеков, в УЕФА и ФИФА восприняли это положительно.
И вот спустя семь лет Адильбек Рыскельдинович решил, что его “миротворческая” миссия окончена.
- Как вы знаете, 23 декабря состоится внеочередная отчетно-выборная конференция в связи с тем, что я обратился в исполком с просьбой освободить меня от такой почетной должности президента федерации, - объяснил свое решение столичный мэр. - Для меня это была общественная нагрузка, и 100 процентов внимания я уделять футболу не мог... Руководил в основном аппарат - вице-президенты, генеральный секретарь. А меня почему-то за общественную работу больше критиковали, чем за основную, - под общий смех заявил Адильбек Джаксыбеков. - Футбол - это такое явление: кто им интересуется, сразу же считает себя специалистом.
Пока еще президент ФФК не стал откладывать на десерт самое сладкое и уже в начале встречи выдал главную тайну казахстанского футбола: наша страна будет претендовать на проведение чемпионата мира 2026 года!
- Мы сейчас доросли до того, что Казахстан может претендовать на проведение большого футбольного действа: или участие в чемпионате Европы, или финал Лиги Европы. Уже есть договоренность, что здесь, в Астане, будет проходить в 2017 году матч за Суперкубок Европы. И уже сейчас мы ведем переговоры, чтобы попробовать претендовать на проведение чемпионата мира 2026 года. Также мы хотим провести чемпионат мира среди молодежи 2019 года.
Разумеется, зашла речь и о новом президенте. Кандидатуру Ерлана Кожагапанова, не так давно возглавлявшего Агентство по делам туризма и спорта, Адильбек Джаксыбеков поддержал двумя руками.
- Если говорить честно, то я его рекомендовал, - признался аким Астаны. - У него есть определенный опыт административной работы, его знают в государственных структурах, которые оказывают влияние на развитие футбола, его знают бизнесмены. Ерлан Кожагапанов знает спорт, имеет определенный современный подход. Плюс он свободен сейчас - есть у него возможность непосредственно заниматься только футболом. Поэтому я был одним из тех, кто поддержал его кандидатуру.

- Почему сейчас государственные чиновники возглавляют федерации? - пустился в рассуждения Джаксыбеков. - Потому что они оказывают поддержку. Но сейчас от этого уже отходят, на территории бывшего Советского Союза все меньше таких. У нас, например, теннисом руководит Булат УТЕМУРАТОВ - просто бизнесмен, а не чиновник. Может свободно уделять этому внимание, ездить в командировки, уделять больше времени по своему графику. Думаю, и в других видах спорта к этому придут.
Уходящий в отставку руководитель похвалил нынешний менедж­мент - и генерального секретаря ФФК Аллена ЧАЙЖУНУСОВА, и главу профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) Олжаса АБРАЕВА. Но в то же время поставил ряд задач перед ними и будущим президентом.
- Во-первых, надо продолжить начинания, которые уже были сделаны, - подчеркнул Джаксыбеков. - Если чуть-чуть упустишь, будет хуже... Например, надо работать над укреплением чемпионата. Сильные клубы - это сильный чемпионат. Они поднимают интерес инвесторов, спонсоров, рекламодателей и в конце концов помогают развитию футбола. Так что задача - продолжать совершенствовать чемпионат. Всегда есть опасность... Финансовая ситуация если поменяется, даже не только у нас, в европейском футболе то же самое. И его (нового президента ФФК. - М.К.) задача - работать с регионами, инвесторами.
По сути, на этом официальная часть разговора была окончена, потому что Адильбек Рыскельдинович сел на своего любимого конька - договорные матчи. Борьба с ними прошла красной нитью через все семь лет его президентства. И пусть победить это явление так и не удалось, зато шуму вокруг договорняков всегда было очень много. В общем, Адильбеку Джаксыбекову есть что вспомнить.
- Мы с самого начала объявили борьбу с договорными матчами, судейскими проблемами. И надо ее продолжать, надо бороться за чистоту футбола! Она тоже такая... Как только упустишь - сразу возникает много интересов. Сразу появляются желания повлиять на итоги матча. Это очень трудная работа, и помогало, что я занимал какие-то должности. Помните, когда мы начали борьбу, вы нас много критиковали? Было непонимание: за что наказывают, снимают очки?
Помню, мы наказали карагандинский “Шахтер”, а акимом области тогда был Нурлан Зайрулаевич НИГМАТУЛИН. Мы очки сняли, тренера и президента дисквалифицировали, - окунулся в прошлое глава ФФК. - А у Нурлана Зайрулаевича было понимание, что это нужная работа. Мы принципиально подошли, организовали. И мы первые начали, даже, может быть, опередили УЕФА. На основе телевизионных просмотров и экспертов определяли, что это был договорной матч. Хотя, может быть, это была и ошибка, - неожиданно развернул свою мысль Джаксыбеков. - Мы создали ситуацию нулевой терпимости, подписывали меморандумы с президентами. Во всем этом (договорных матчах. - М.К.) виноваты клубы. Они на своем уровне договариваются. В свое время, когда я первый раз был акимом Астаны, ко мне приходил директор клуба и говорил: вот такую сумму надо туда-то отдать. Я спрашивал: “Зачем?”. Он отвечает: “Ну все так делают, и в России так, и везде. Без этого мы ничего не сможем”. И у меня такое отвращение появилось к футболу! - разоткровенничался Адильбек Рыскельдинович. - Это ведь не ему приходилось деньги добывать, а мне. Во что мы играем - в футбол или чьи-то амбиции удовлетворяем? И когда я согласился возглавить федерацию, от этого хотел очистить футбол и федерацию, чтобы не было таких разговоров, что надо куда-то “наверх” что-то передать, сделать какую-то “благотворительность”, чтобы претендовать на чемпиона.
Чувствовалось, что Джаксыбеков получал явное удовольствие от разговора. Еще бы, футбол - это не боеготовность страны и даже не вывоз снега из главного города, тут есть где развернуться!
- Сегодня я на уровне федерации, на уровне руководства судейской комиссии могу сказать, что мы работаем честно, - рубил правду-матку президент ФФК. - Мы первыми начали приглашать туда иностранцев, первыми пригласили из России этого - как его?..
- ЛЕВНИКОВА, - подсказали вице-президенты.
- Левникова, да. Он в нашем футболе не знал никого, поэтому было мало шансов, что его коррумпируют. Потом мы пригласили итальянца... специально, он и сейчас работает.
- ТРЕФФОЛОНИ, - снова помогли заместители.
- Хотя, опять же, говорят: “Что там итальянец, что ли, решает?”. Я столько звонков таких получил!.. Я говорю: судью назначает итальянец, я его, собственно говоря, даже в глаза не видел, его назначил генеральный секретарь, а с ним раз в год вижусь на каком-то футболе. “Да ладно, мы же знаем, как у нас решается”, - отвечают. Вот такая у нас ментальность: где-то надо такого судью поставить или зачем этого судью поставили, он “Кайрат” не любит! Это я так, условно говорю. Этот не любит “Кайрат”, тот не любит “Актобе”. Вот такие звонки бывают. Но и судейские ошибки бывают. И есть шанс, что клуб или какие-то “жучки” сами выйдут на судью. Поэтому мы контролируем, но все равно возникают разного рода ситуации, как с “Тоболом” пару лет назад. И мы начали эту борьбу (с договорными матчами, коррупцией. - М.К.) раньше России даже!
Еще одна приятная тема - детско-юношеский футбол. В этом плане Федерация футбола действительно проделала большую работу, плоды которой будут видны лет через десять.
- Конечно, нужно продолжить работу по детско-юношескому футболу, - уверен Адильбек Джаксыбеков. - Мы создали уже 13 футбольных центров по всей стране! Детский тренер у нас в свое время получал зарплату 20-30 тысяч тенге. А сейчас мы довели более-менее до 120-150 тысяч. Это уже какой-то интерес. Но их квалификация нас, конечно, не устраивает. Я здесь, в Астане, многих встречаю - с кем-то играл или тренировали они уже. Так и тренируют, но их уровень остался прежним. А сейчас есть контроль за ними, семинары, эксперты. Очень помог нам в этом ЮРЕВИЧ. Как его зовут? Он сейчас тренирует “Атырау”?
- Нет-нет. Ушел по состоянию здоровья, - поправил шефа председатель ПФЛ Олжас Абраев.
- Очень хороший специалист белорусский. Создана система подготовки. Конечно, она сразу результат не даст, только в будущем. Сейчас более четырех тысяч человек там обучается. В Астане я сам рядом с ними играю, смотрю, как дети, родители приходят с восьми утра. Если бы нас в свое время так тренировали! Нам тренер мячик бросит, и мы бегаем по асфальту. Попасть на стадион - это была мечта. А сейчас футбольные поля, мячей сколько угодно. Мне кажется - даже не кажется, а я верю в это - через 5-10 лет воспитанники этих центров станут костяком наших клубов. В чем беда нашего футбола? Я сам воспитанник казахстанского футбола. И те, кто играл со мной, по таланту могли стать звездами. Но тогда какая возможность была? Привозили игроков со всего СССР, руководству нужны были результаты. У местных футболистов шансов не было. Я сам один раз вышел за местный “Целинник” в классе “Б”. Это было счастье, в газете написали!
Разумеется, спрашивали журналисты уходящего президента и о неприятных вещах - например о тренерской текучке в сборной Казахстана. Успешного голландца Арно ПАЙПЕРСА уволили за низкие результаты, а его сменщики работали гораздо хуже. Адильбек Рыскельдинович объяснил: Пайперс ему нравился, но надо было идти вперед.
- Помните, я только начал работать президентом федерации - какая была эйфория, когда мы сыграли 2:2 с Португалией? - спросил Джаксыбеков.
- С Бельгией, - уточнили журналисты.
- А с Португалией?..
- Проиграли 1:2.
- А да, с Бельгией. Проигрывали 2:0 - и вничью. И с Португалией хорошую игру показали, хоть и проиграли. Была определенная эйфория. Пайперса я поддерживал, часто с ним беседовал. Он всегда говорил, что мы поднимем футбол - чем, мол, казахстанцы отличаются от голланд­цев? Но почему-то у них столько чемпионов и игроков, а у нас не получается. Пайперс свою определенную роль сыграл, а потом остановился. Особенно показательным был матч с Хорватией. Я сам был там. Он играл только на результат. За все 90 минут - я потом пересматривал - команда не вышла со своей половины поля. Один раз ОСТАПЕНКО ударил со своей половины поля, и все.
Припомнили Джаксыбекову и его обещание вывести национальную команду в финальную часть Евро-2016. Надо же было к чему-то стремиться, парировал он. И тут же сделал неожиданное предложение: может быть, стоит вернуться в азиатский футбол, где играть легче?
- Мы надеялись на это (на школу европейского футбола, его класс. - М.К.), где-то, может быть, были несколько наивными, - объяснил президент ФФК. - Вы же видите, в какой лиге мы играем? Я уже даже претенденту (Кожагапанову. - М.К.) говорил: может быть, ты придешь и объявишь, что мы перейдем в азиатскую лигу? Там нам легче по рейтингу подняться, мы будем все эти азиатские команды обыгрывать, есть где-то шанс попасть на чемпионат мира, там конкуренция ниже. Можем это обсудить. Конечно (нас. - М.К), это обижает. Столько делаем! Президент (Нурсултан НАЗАРБАЕВ. - М.К.) поддерживает, столько полей строим, акимы, в общем-то, стараются. Такого раньше не было! В Астане в каждом дворе мой предшественник-аким (Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ. - М.К.) 100 полей построил! Мы с ним даже ходили в прошлом году, он показывал. Допустим, Бердибек САПАРБАЕВ (экс-аким Восточного Казахстана. - М.К.) 300 полей открыл в ВКО, отремонтировал стадион. Но он, к сожалению, не очень хорошо занимался профессиональным футболом. Восточный Казахстан не представлен в Премьер-лиге, и кажется, что он (Сапарбаев. - М.К.) ничего не делает для футбола. Я к чему это говорю? Мы поставили перед собой эту цель (попасть в финал чемпионата Европы 2016 года. - М.К.), но мы реально понимали, что вряд ли это возможно. Если не стать хозяином чемпионата... или квоту вот сейчас увеличили до 24... тогда, может, шанс появится!
Именно руководители регионов, по словам пока еще президента ФФК, являются основным локомотивом в развитии спорта №1. Но не все они горят желанием им заниматься, сетует он. Приходится проводить беседы, объяснять.
- Мне один знакомый аким говорит: “Я футболом заниматься не буду. Там столько денег, проблемы, проверки, а результата нет! А я из Кении трех бегунов привезу и трех штангистов из Китая - область сразу будет чемпионом. Это в разы дешевле”, - вспомнил пример из жизни Джаксыбеков. - Хороший пример - Крымбек КУШЕРБАЕВ. Поднял Кызылорду. Там всегда была боевая команда - и вдруг провалились, и все. Крымбек же политик. В Актау он футбол не поднимал. А в Кызылорде с первого дня начал заниматься, мне звонил. По тренеру советовался - почему-то он решил, что ОГАЯ (тренер ФК “Кайсар”. - М.К.) мы не любим. Я ему говорил: да бери кого хочешь! И у него (Кушербаева. - М.К.) сразу авторитет в регионе поднялся. Он уже по многим рейтингам поднял свой имидж как политик. В Актау он знал, что там болельщиков нет. А в Кызылорде есть традиции, люди гордятся своим футболом.
Ближе к концу встречи задать свой вопрос удалось и корреспонденту “Времени”. Нас, если честно, больше интересовали не успехи и достижения, а главный скандал 2014 года: защитник “Тобола” Никола ТОНЕВ играл полсезона по поддельному казахстанскому паспорту, и установить это удалось лишь благодаря коллегам из “Мегаполиса”. Очень было любопытно узнать, что обо всем этом думает первый человек в казахстанском футболе.
- Во-первых, мы не должны были разбираться, откуда взялся этот поддельный документ, - сразу расставил все акценты Адильбек Джаксыбеков. - Я даже не знаю, что там дальше происходит. Какая у федерации задача? Нам принесли документ. Много у нас таких, кто получает гражданство. Каким образом сотрудник федерации должен устанавливать, настоящий паспорт или поддельный? Почему так много шума вокруг этого Тонева? Был бы он выдающийся футболист... Вы должны были свое журналистское расследование провести, откуда взялся этот поддельный паспорт. Кстати, может быть, мне надо заняться этим и выяснить... Мы же по каждому паспорту не можем в МВД обращаться. Они же нас пошлют. Обнаружат - проведут расследование. Что-то я не помню: а откуда вообще выявили этот паспорт? - заинтересовался вдруг Джаксыбеков.
- Это установил журналист “Мегаполиса” Леонид ЮРЬЕВ на основании запросов в органы, - объяснил Олжас Абраев.
- Это обыкновенная афера, - сделал вывод президент федерации. - Как обычно и пишет этот Юрьев. Я его всегда с интересом читаю - конспирология, инсинуации, Саян (ХАМИТЖАНОВ, бывший генсек ФФК. - М.К.) у него мафиози... Интересно читать. Я даже несколько раз хотел позвонить руководству газеты, но потом подумал: пусть пишет, так даже интереснее... А тут обыкновенная афера! Но она не имеет никакого отношения к той политике, которую ведет федерация.
Вопросов к Адильбеку Джаксыбекову оставалось много, и он, похоже, мог говорить еще долго. Но тут у акима Астаны закончилось свободное время. На прощание он подарил каждому журналисту благодарность в рамочке и даже пошутил по поводу нашего издания.
- Газета “Время” про меня же хорошо не пишет! Как мы диплом вручаем? - под общий смех спросил Джаксыбеков. - Ну ладно, это я шучу.
Остается только посочувствовать нашему футболу: какие люди из него уходят...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото предоставлено пресс-службой ФФК, Алматы

Поделиться
Класснуть