2258

Малик КУШАЛИЕВ: Нам ещё далеко до финансового фэйр-плея


В прошлом году алматинский “Кайрат” отмечал свое 60-летие. И, естественно, планировал стать чемпионом Казахстана. Но в итоге юбилей получился неполноценным, каким-то скомканным. Вместо золота - только бронза да еще и громкий скандал с пятью ведущими игроками команды, которые после разгромного поражения от “Астаны” были отстранены от дальнейших игр с формулировкой “за неведение должной спортивной борьбы”. И даже завоеванный в самом конце сезона Кубок страны не смог в полной мере сгладить всю эту неприятную ситуацию. В новый сезон “Кайрат” вступает с новыми амбициями. И они еще круче прошлогодних. Об этом корреспонденту “Времени” рассказал генеральный директор алматинского футбольного клуба Малик КУШАЛИЕВ (на снимке).

- Руководство города ставит перед нами максимальные задачи на год: только чемпионство, выход в групповой этап Лиги Европы и завоевание Кубка Казахстана. Я знаю, что мы можем достичь всех этих целей. Поэтому я призываю болельщиков: приходите на стадион, поддерживайте нас, а мы приложим все усилия, чтобы порадовать вас игрой и результатами. В настоящий момент в Алматы практически не осталось спортивных клубов - мини-футбольный “Кайрат” и наш. И если алматинцы не поддержат нас, тогда кто? Думаю, слоган “наш город - наша команда” в полной мере отражает и надежды болельщиков, и наши амбиции.
- Скажите честно, по-вашему, “Кайрат” в прошлом году был достоин чемпионства? Ведь не секрет, что противоборство с “Астаной” было не только на футбольном поле.
- Все было в наших руках. Но один матч перечеркнул все наши на­дежды. После поражения в Астане мы посмотрели на турнирную таблицу и поняли, что шансов на золото у нас уже нет. Но мы знали, что ниже третьего места - зоны Лиги Европы - уже не опустимся. Поэтому сделали ставку на молодых игроков, и они оправдали наше доверие. Помните, как они играли в финале Кубка Казахстана? Мы сознательно пошли на это, чтобы подготовить команду к финальному матчу. И за тот финал нам не было стыдно. Ребята выложились полностью. До этого, если помните, у нас была неудачная игра с “Кайсаром” на своем поле, в Караганде многое не получалось. Но все выкладывались по полной. А в Астане… Что теперь искать виновных? Это удел слабых. Мы проиграли главный матч сезона. Это факт.
- Из пятерых наказанных “Кайратом” игроков двое - Заурбек ПЛИЕВ и Михаил БАКАЕВ - остались в команде. Вы их простили?
- Нельзя говорить, что мы их простили. Мы же отстранили ребят от футбола не на всю жизнь. Это просто была такая мера наказания. Команда не должна играть спустя рукава. Если уж мастера себе такое позволяют, тогда я не знаю… У нас 740 детей занимаются, и все они мечтают попасть в “Кайрат”. И мы не хотим, чтобы мальчишки учились на таком вот примере. Можно проиграть с любым счетом. Но только если ты борешься на поле. Помните, какой у нас ужасный старт был? Но к игрокам не было претензий. А когда человек полностью не выкладывается, то и претензии возникают. Да, Плиев и Бакаев остались в “Кайрате”. Дмитрий ХОМИЧ пожелал уйти. Он давно хотел в России играть. Поэтому и ушел. А так никакого конфликта не было. Его раздула пресса.
- Но в любом случае покинувшие “Кайрат” Хомич, КИСЛИЦИН и СМАКОВ были ведущими игроками. А значит, команда требует усиления.
- Вы знаете, что в течение последних двух лет мы производили набор футболистов. Тщательно отбирали каждого. И сейчас у нас буквально одна-две позиции требуют усиления. Мы уже подписали 21-летнего опорного полузащитника сборной Ганы Ибрахима МОРО. Теперь ищем центрального защитника. Он должен быть очень хорошего уровня. В соответствии с нашей стратегией: тот, кто приходит на замену легионеру, должен быть сильнее того, кто уходит.
- Как вы относитесь к заявлению главы попечительского совета ППСК “Астана” Дархана КАЛЕТАЕВА о введении потолка зарплат для футболистов? И вообще 300 тысяч долларов в год - это нормальная сумма для игрока казахстанской Премьер-лиги?
- “Кайрат” и так уже ввел у себя ограничения по зарплате. Мы считаем, что игрок должен получать не завышенные, а реальные суммы. Но у меня к вам встречный вопрос. А если мы пригласим РОНАЛЬДИНЬО? Вы, думаете, он согласится играть за 300 тысяч в год? Вы поймите, Казахстан сейчас непривлекателен для футболистов топ-уровня. Никто не знает, где находится Казахстан и что это за государство. Футболистам намного легче играть в Европе. А к нам можно завлечь только чем? Деньгами. Ну давайте введем потолок зарплат - и что? Мы просто потеряем целый пласт игроков.
- А если пойти по другому пути? Приглашенной звезде, скажем, поднять зарплату до 500 тысяч, а другим - урезать. Общий потолок зарплат в клубе останется прежним.
- Давайте решим эту задачу на конкретном примере. Вы - футболист. И у вас действующий контракт на три года. Там прописана сумма. Потом мы приглашаем Рональдиньо. А вам уменьшаем зарплату. И что вы мне скажете?
- ???
- Вот именно. Это не так просто. Есть трудовой контракт. И изменение размера оплаты труда - это изменение существующих условий договора. Я вас за месяц обязан предупредить. Если вы не соглас­ны - вправе уволиться.
- Слышал, что новичок “Кайрата” Ибрахим МОРО, на которого претендовали ПСВ и “Севилья”, не очень дорогой футболист…
- Зато очень перспективный. Мы долго за ним наблюдали.
- Тогда почему тот же Самат Смаков получал в “Кайрате” во много раз больше?
- А вы откуда знаете? Интерес­ное кино получается: журналисты больше знают, чем я и учредители “Кайрата”. Я вам могу сказать, что больше половины информации о “Кайрате” в Интернете не соответствует действительности. Есть контракт, и не одна из сторон не имеет права его разглашать. Так что, извините.
- А как же финансовый фэйр-плей, за который так ратует УЕФА?
- Могу сказать, что ни один футбольный клуб в Казахстане не соответствует финансовому фэйр-плею. Согласно ему, зарабатывать надо больше, чем тратить. А у нас все клубы живут за счет учредителей. Это наши реалии. И это наша беда.
- На чем зарабатывает деньги футбольный клуб “Кайрат”, 70 процентов акций которого принадлежит компании KazRosGaz?
- Да не на чем особо пока не зарабатывает. Даже на билетах не очень получается. Хотя это практически единственный источник наших доходов.
- А как же магазин, кафе?
- На магазине зарабатываем совсем чуть-чуть - не те объемы. А кафе не нам пока принадлежит. Конечно, мы прилагаем все усилия. Нельзя же все время сидеть на шее наших учредителей. Рано или поздно встанет вопрос о самостоятельности. Сейчас нам надо закончить строящиеся объекты. А потом уже будем разговаривать по поводу нашего дальнейшего финансирования, нашей судьбы.
- Бюджет клуба на этот год еще не сверстан?
- Уже сверстан и отдан на рассмотрение нашим учредителям. Но в отличие от большинства клубов две трети нашего бюджета уходит на строительство объектов, содержание детских академий. В общем, обычные затраты, которые несет солидный европейский клуб. Вот только у них есть еще доходы от телетрансляций, спонсорские контракты, чего у нас нет. Но мы сейчас вкладываем большие средства в инфраструктуру клуба. Академии Сергея КВОЧКИНА и Тимура СЕГИЗБАЕВА уже работают. Весной завершим строительство учебно-тренировочной базы “Бесагаш”. В планах реконструкция нашей базы на улице Магнитной. И после этого “Кайрат” будет единственным клубом в Казахстане, который обладает всей необходимой инфраструктурой, присущей любому ведущему клубу мира. А нам с вами не будет стыдно за “Кайрат”. Наоборот, “Кайрат” станет одной из достопримечательностей города и нашей общей гордостью.

Александр ТРОФИМОВ,фото Романа ЕГОРОВА и Эдуарда ГАВРИША, Алматы

Поделиться
Класснуть