3080

Лишь бы крыша не съехала

Для начала хорошая новость: казахстанская жемчужина - высокогорный каток Медеу - вряд ли сможет быть использована в качестве олимпийского объекта. Как известно, крупные соревнования по конькобежному спорту уже давно проводятся на закрытых ледовых аренах. А теперь новость похуже: оргкомитет заявочной компании Алматы-2022 собирается решить эту проблему, возведя над Медеу крышу. А рядом построить другой каток - открытый - для массового катания. Но это, оказывается,не выход из положения. По крайней мере, титул “фабрики рекордов” алматинский каток таким примитивным способом себе точно не вернет.

- Крыша над старым катком Медеу - это такая глупость! - возмущается Борис ЯГЛИНСКИЙ (на снимке), который некогда был главным инженером строительства легендарного высокогорного спорткомплекса. - Даже чисто технически это очень сложно сделать. Не меньшая глупость - строительство рядом с существующим стадионом небольшого открытого катка для горожан и гостей Алматы. Ох, чувствую, наломают они дров. Выведут из строя старый каток и ничего не построят…
- Объясните, почему вы так пессимистично настроены?
- Ну, во-первых, потому, что существующий каток проектировался и строился именно как открытая арена. Там очень сложная и дорогостоящая система, заложенная в недрах ледового поля. Для закрытого катка она не требуется. Получается, мы эту всю дорогущую конструкцию “умертвляем” и при строительстве нового открытого катка делаем другую. Зачем? Это ведь обойдется стране в копеечку.
- А это правда, что крыша над Медеу может быть весьма опасным сооружением?
- Конечно. Я даже не представляю, как они собираются перекрывать такой огромный пролет. Снег выпал, потом подтаял, опять выпал, еще подтаял... Получается пирог из снега и льда. Рано или поздно он перегрузит крышу и тогда... Надо делать крышу, которая бы обеспечила сброс снежных масс. А для этого нужен приличный уклон. Над старым Медеу это невозможно. Кроме того, в борьбе со льдом и снегом крыша должна полностью обогреваться солнечными лучами. А не так, чтобы одна сторона была под солнцем, а другая в тени. Поэтому при строительстве закрытых стадионов надо учитывать их расположение по отношению к сторонам света. А на нынешнем катке это уже не получится. Ну и, конечно, нельзя забывать, что район Медеу относится к самой высокой - десятибалльной - сейсмической зоне. А ведь там придется делать крышу пролетом свыше ста метров, которая бы сопротивлялась сейсмическим колебаниям. Не каждый конструктор за такое возьмется.
- Неужели у нас в Казахстане нет толковых конструкторов?
- Почему? Есть. Но они далеки от спорта. Многие, к примеру, считают, что можно будет поставить под этим большим шатром опоры. И все. Это исключается. В закрытых аренах никаких опор быть не должно. Эти “специалисты” просто не знают требований к спортивным сооружениям. Вообще жесткие конструкции для таких огромных сооружений применять нельзя. Проблему перекрытия больших пролетов можно решить с помощью гибких вантовых систем. Но на действующем стадионе их просто негде использовать.
- А если сделать раздвижную крышу? Во время соревнований по конькобежному спорту она задвигается, в хорошую погоду - раздвигается... Насколько я знаю, этот проект тоже рассматривается.
- Ни в коем случае! Это вам не теннис, где температурно-влажностный режим не имеет особого значения для кортов. Самые высокие достижения в конькобежном спорте достигаются при температуре льда минус семь градусов. Это доказано. Дальше на высоте полутора метров от поверхности температура воздуха должна быть плюс 12 градусов. Именно при такой температуре дыхательный аппарат спорт­смена работает исправно. Еще выше - 18 градусов тепла... Надо и кондиционеры, и холодильные установки вывести на этот режим. Это очень сложно сделать в таком огромном замкнутом пространстве, как стадион, и занимает много времени. А если после этого раздвинуть крышу, то вся эта много­дневная работа пойдет насмарку. Поэтому делать раздвижную крышу в любом конькобежном цент­ре - это ересь!
- Во время визита оценочной комиссии МОК кое-кто из иностранцев предлагал нам построить временную крышу над Медеу. Чисто для Олимпиады...
- Это полная ерунда..
- И что вы предлагаете делать? Ведь Алматы, как никогда, близок стать столицей Белой Олимпиады. А какие Игры без конькобежного спорта?
- Надо строить высокогорный крытый стадион нового поколения, который бы заткнул за пояс все катки мира, а существующий Медеу использовать, как он сейчас и используется: для массового катания, тренировок и соревнований среднего и низшего уровней. И очень важно, чтобы этот новый стадион был универсальным. Скажем, с помощью недорогой трансформации он мог бы превращаться из конькобежной арены в легкоатлетическую. Для легкой атлетики высокогорье тоже имеет большое значение. Помните, какие феноменальные результаты были показаны на летних Олимпийских играх в высокогорном Мехико? Уверен, будь у нас современный универсальный стадион, который я бы назвал суперМедеу, тогда бы все спорт­смены устремились в Алматы, чтобы увековечить свое имя мировыми рекордами. Все это реально можно сделать. У меня есть очень хорошие разработки. Я писал о них, предлагал свои услуги. Мне сказали, что рассмотрят. Но так и не ответили. Тогда я плюнул. Раз никому ничего не надо... Но я уверен, что организаторы будущей Олимпиады столкнутся у нас в этом вопросе с большими трудностями.

Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2327