5438

Алматы VS Пекин: китайцев вряд ли победим...

Газета “Время” завершает цикл сравнительных публикаций об олимпийском потенциале двух городов-претендентов на проведение зимних Игр-2022

В двух предыдущих материалах мы рассмотрели гостиничные комплексы Алматы и Пекина, а также проанализировали возможности аэропортов двух городов - смогут ли они справиться с увеличенным пассажиропотоком (см. “Алматы VS Пекин: мы китайцев победим?”, “Время” от 25.2 и 4.3.2015 г.). По результатам двух сравнительных анализов общий счет сложился не в пользу нашей южной столицы. Сегодня мы сравним наземно-подземный транспортный потенциал Алматы и Пекина, опираясь, как и прежде, на опыт столиц предыдущих зимних Олимпийских игр.

Железные ворота

Как показывает практика, иностранные туристы довольно активно пользуются железнодорожным транспортом.
В итальянском Турине, где проводилась зимняя Олимпиада-2006, к их услугам был вокзал Torino Porta Nuova пропускной способностью 192 000 пассажиров в сутки (п/с), или 8000 в час (п/ч). К слову, ежегодно услугами ж/д вокзала Турина пользуются порядка 70 млн. человек.
Между тем пропускная способность ж/д вокзала Pacific Central Station канадского Ванкувера, где проводились зимние Игры-2010, составляет 149 690 п/с (6237 п/ч).
Для Олимпийских игр в Сочи-2014 был специально построен новый ж/д вокзал в Адлере вместимостью 3500 человек и пропускной способностью в часы пик до 15 000 п/ч. Затраты на его возведение составили 815,5 млн. долларов.
Теперь рассмотрим возможности ж/д вокзалов Пекина и Алматы.
В столице Китая их пять. Пропускная способность Южного вокзала - 30 000 п/ч, Западного - 16 700, Центрального - 8000, Северного - 5000 п/ч. Что касается Восточного вокзала, то до 1 февраля этого года там пассажирские поезда не останавливались. Однако теперь на этом вокзале останавливаются три поезда. Пассажиропоток составляет 1500 п/ч. Суммируем - получается, что ж/д вокзалы Пекина могут обслужить в час более 60 тысяч пассажиров.
Как известно, в южной столице действуют два железнодорожных вокзала - “Алматы-1” и “Алматы-2”. Первый обслуживает в среднем 7000 человек в сутки, или порядка 300 п/ч. Второй может обслужить до 5000 п/с зимой и до 10 000 - летом, или же 208 и 416 п/ч соответственно.
Согласно официальным данным, среднесуточная пропускная способность вокзала в Адлере в олимпийский период составила 6449 п/ч, а пиковые нагрузки достигали 24 000 п/ч!
Власти казахстанского мегаполиса к 2022 году, наверное, реконструируют имеющиеся в городе вокзалы. Вот только потянет ли Алматы такие затратные проекты?
Исходя из этого, выносим вердикт: на сегодняшний день в плане пропускной способности ж/д вокзалы Алматы уступают Пекину в разы. Счет становится 3:1 в пользу китайской столицы.

Подземный поток

В Пекине к летней Олимпиаде-2008 сеть городского метро увеличилась еще на три линии и более чем на 80 новых станций. Метрополитен китайской столицы в дни проведения Олимпиады перевозил до 5,85 млн. человек в сутки. Конечно, следует иметь в виду, что население Пекина - 21,1 млн. человек, а Алматы - всего 1,6 млн. Но пропускная способность Алматинского метрополитена, который на сегодняшний день состоит из одной ветки и уже девяти станций (две новые обещают запустить к предстоящему Наурызу), составляет пока всего 25 тысяч человек в сутки.
Причем в Алматы станция метро имеется в непосредственной близости пока только к вокзалу “Алматы-2”. Что касается вокзала “Алматы-1”, то, согласно планам развития метрополитена, рядом с ним тоже будет станция, но ее собираются сдать в строй в рамках третьей очереди первой линии. Начало прокладки третьей очереди намечено на 2020 год, завершение - на 2023-2025 гг.
Кроме того, и это немаловажно, в районах Алматы, где могут проводиться олимпийские соревнования, нет ни одной станции метро.
- Но я уверен, что при соответствующем финансировании в Алматы можно протянуть линии метро до олимпийских объектов, - говорит бывший глава Алматинского метрополитена Мурат УКШЕБАЕВ. - К тому же, согласно генеральному плану застройки города, в западном направлении предусмотрено строительство новых станций метро. 
- Если Алматы выиграет заявку на проведение Олимпийских игр в 2022 году и соответствующие ветки будут построены, справится ли метрополитен с увеличенным пассажиропотоком, который обязательно возникнет?
- Исходя из существующего пассажиропотока, с учетом двух запускаемых станций еще имеется определенный запас по подвижному составу и интервалу времени движения поездов. Но в перспективе в связи с увеличением линий метрополитена, безу­словно, потребуется увеличить парк поездов.
Что ж, полагаясь на авторитетное мнение человека, который всю свою жизнь посвятил строительству метро и благодаря которому - разумеется, в числе других специалистов и топ-менеджеров - метрополитен в Алматы стал реальностью, будем считать, что подземка казахстанского мегаполиса способна составить конкуренцию Пекину. Счет - 4:2.

Автобусное сообщение

К летним Играм в Пекине в 2008 году было организовано 38 маршрутов общественного транс­порта, которые обеспечивали сообщение между олимпийскими объектами. На этих маршрутах курсировало 2500 автобусов и 4500 мини-автобусов, которыми управляли 8000 водителей.
На Сочинской Олимпиаде работали 2000 автобусов, более половины из которых были закуплены специально для этих Игр, на что было потрачено порядка 53 млн. долларов. Это позволило сочинскому автопарку перевезти за все дни зимних Игр 800 000 человек, за время Паралимпиады - 250 000 пассажиров.
В Алматы весь автобусный парк не превышает 2000 автобусов, которые работают на 130 маршрутах.
В принципе, до Олимпийских игр в Сочи работало всего 1800 автобусов на 190 маршрутах. Так что можно не сомневаться: с автобусными требованиями мы, как и Пекин, тоже справимся. Не говоря уже о такси. Поэтому добавляем по одному очку обоим городам.
Таким образом, окончательный счет, по версии нашей газеты, - 5:3 в пользу Пекина.

И другие важные расходы

А теперь предлагаю провести небольшой подсчет денежных ресурсов, опираясь на опыт Сочи. Только для обеспечения бесперебойной работы наземного транс­порта (ж/д вокзалы, автобусы и метро) понадобится порядка 1 млрд. долларов. Если учесть, что предварительный бюджет зимней Олимпиады-2022 в Алматы до недавнего времени составлял порядка 7 млрд. в американской валюте, то на прочие расходы остается всего 6 млрд. “вечнозеленых”.
Считаем. В Сочи в реконструкцию инфраструктуры связи планировалось инвестировать 430 млн. долларов, в инженерную инфраструктуру - 280 млн., в строительство энергетических мощностей - 1,3 млрд., в природоохранную деятельность - 74 млн., в реконструкцию и строительство туристских объектов - 1,4 млрд., 15 олимпийских объектов - 1 млрд., на мероприятия, связанные с подготовкой и проведением Олимпиады, было затрачено 1,1 млрд. Итого получается 5,4 млрд. долларов. При этом необходимо отметить, что это были предварительные расчеты, датируемые 2010 годом. Общий же объем финансирования на подготовку и проведение зимней Олимпиады тогда оценивался в 30 млрд. долларов, а в итоге, напомним, превысил 51 млрд. долларов!
Если допустить, что у нас будут примерно такие же затраты, какие планировались на первоначальном этапе в Сочи, и ни цента больше, то от всего предполагаемого бюджета на всякий непредвиденный случай может остаться лишь 600 млн. долларов. Хватит ли этих денег? Вопрос, конечно, очень интересный!

Вместо послесловия

Но и это еще не все. На днях стало известно, что Казахстан может сэкономить на проведении зимней Олимпиады-2022 до 550 млн. долларов. По словам заместителя председателя заявочного комитета “Алматы-2022” Андрея КРЮКОВА, бюджет Игр был подкорректирован после визита в Алматы оценочной комиссии МОК в середине минувшего февраля. Напомним, что инспекторы забраковали как олимпийский объект гордость Казахстана - горнолыжный курорт “Шымбулак” из-за короткой финишной зоны. Поэтому принято решение проводить соревнования по горнолыжному спорту на турбазе “Алматау”, а состязания по фристайлу и сноуборду перенести с “Тау Парка” в Ак-Булак. Кроме того, паралимпийские соревнования по следж-хоккею будут перенесены с олимпийской ледовой арены, которую собирались построить в южной столице, во Дворец спорта имени Балуана Шолака. Будет также снижено количество мест в горной Олимпийской деревне - с 1000 до 350.
В результате этих корректировок отпадает необходимость строительства медиацентра и других объектов на “Шымбулаке”, что позволит сэкономить до 100 млн. долларов на операционных расходах и более 450 млн. на масштабных инфраструктурных работах. Андрей Крюков считает, что внесенные изменения позволят провести Игры в более компактных условиях, что даст Алматы дополнительное преимущество перед Пекином. С другой стороны, выходит, что у нас практически не остается того самого “энзэ” - неприкосновенного запаса на всякий случай - в 600 млн. долларов, о которых мы сообщили выше.
Так ли все сложится в реальности? Ждать осталось сравнительно недолго. Экзаменаторы из МОК с 24 по 28 марта посетят китайскую столицу. И кто победит в соперничестве Алматы vs Пекин, станет известно 31 июля в Куала-Лумпуре.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть