5686

Виктория ЗЯБКИНА: Язык мой - друг мой

Трехкратная чемпионка Универсиады-2015 Виктория ЗЯБКИНА заставила весь мир восхищаться своими победами на всех спринтерских дистанциях в Кванджу. Сразу по возвращении из Южной Кореи она рассказала в эксклюзивном интервью газете “Время” о своем пути в большой спорт, о том, какой ценой даются успехи на беговой дорожке, и о планах на будущее.

Ольга САФРОНОВА и Виктория ЗЯБКИНА.- Вика, когда к вам пришло осознание победы?
- Уже в Алматы, когда встречали и чествовали в аэропорту. Тогда и поняла, что выиграла не просто чемпионат Казахстана, а соревнования мирового уровня. На следующий день меня тепло приняли в КазНУ, где я завершаю обучение в магистратуре. А в Кванджу, даже стоя на пьедестале, таких чувств не было.
- Однако слезы на глаза навернулись?
- Были, да. От радости и неожиданности, наверное.
- Вас уже успели окрестить королевой спринта на Универсиаде-2015…
- Пусть будет принцесса!
- Как начинался ваш путь в легкую атлетику?
- В 10 лет меня привели в этот вид спорта родители.
- Они ведь знаменитые в прошлом спортсмены?
- Да, мама Оксана ЗЕЛИНСКАЯ была чемпионкой Азии в тройном прыжке, а папа Виктор ЗЯБКИН бегал спринт и выступал в составе сборной СССР.
- Значит, выбора у вас не было?
- Когда я потренировалась полгода, то захандрила - зимой холодно, ездить далеко! А выбор был. Когда я захотела из гимназии перейти в спортивную школу, то родители сказали: “Забирай документы и переходи!”. Через год, правда, я поняла, что деградирую, и вернулась обратно. А после 9-го класса родители потребовали, чтобы я отодвинула спорт на второй план, а учеба должна быть на первом. Они так и говорили: “Жизнь в спорте - это примерно десять лет. А что дальше? Надо получить образование”. Я поступила в колледж при Казахском университете международных отношений и мировых языков и окончила переводческий факультет, затем училась в университете “Туран”, а сейчас завершаю обучение в магистратуре КазНУ.
- Умудрялись учиться очно?
- В “Туране” после первого курса перевелась на заочное, а вообще, мне нравится учиться - это же интересно!
- Вернемся к легкой атлетике. Вы сразу начали тренироваться у супругов НИКИТЕНКО?
- Нет, детским тренером у меня был Олег Константинович КИМ, а потом уже основательно со мной стала заниматься Любовь Ивановна.
- В том дуэте ныне покойный Владимир Иванович занимал лидирующую позицию?
- Я бы так не сказала, это был тандем. Владимир Иванович - шеф, как мы его называли - привил мне настоящий спортивный характер. Да, шефа нам здорово не хватает.
- Победы Ольги ШИШИГИНОЙ на вас повлияли? Она была для вас кумиром?
- Я не идеализирую людей, поэтому и кумиров у меня нет.
- Свои первые победы помните?
- Да, еще на детских соревнованиях в манеже в “Тастаке”, который, увы, сейчас уже совсем плохо выглядит. Это вообще больная тема. В манеже Республиканского колледжа спорта сделали ремонт. Но какой?! Вместо четырех дорожек осталось три, а финишную черту нарисовали… на стене! Смешно, если бы не было так грустно. Просто маразм какой-то! Как хорошо, что в Усть-Каменогорске построили манеж Ольги Рыпаковой. Ей и ее мужу Денису огромное спасибо, просто низкий поклон! Из этого манежа даже уходить не хотелось, в таких условиях тренироваться - одно удовольствие.
- А в детстве, когда на тренировках приходилось тяжело, желание бросить спорт у вас не возникало?
- В переходном возрасте, когда хотелось погулять, заставляла себя и говорила: “Надо, надо!”. Сейчас такого нет. Я, наверное, счастливый человек - от своей работы получаю даже эстетическое удовольствие! Вот у моей младшей сестры Ольги каторжный труд. Ей 12 лет и она занимается балетом. Когда Оля вечером дома жалуется на страшную усталость, мне так жалко маленькую сестренку! В то же время Ольга - очень целеустремленная девочка с упорным характером. Она ставит перед собой цели и четко к ним идет!
- С какими планами и мыслями ехали на Универсиаду в Кванджу?
- Не знаю, как мой тренер, а я ехала без планов. Думала, может, будет медаль, но эти мысли были похожи на мечты о доме на Мальдивах. Сезон ведь длинный, а без спадов не обойтись. Я никогда в жизни столько не выступала, как в этом году. Судите сами: в начале мая чемпионат мира по эстафетному бегу на Багамах, потом были Кубок Казахстана, в начале июня - чемпионат Азии в Китае, Спартакиада РК, где в ужасную погоду бежала 100 и 200 метров, в эстафете вообще не бежали, а плыли, затем три этапа Гран-при Азии. Честно говоря, я думала, что не выдержу, так было тяжело. А когда перед отъездом на Универсиаду выполняла работу (так называют легкоатлеты тренировочный объем - С. Х.), то Любовь Ивановна все увидела и поняла, а мне сказала уже после третьей победы в Кванджу: “Когда ты только встала со стартовых колодок, то я поняла, что ты очень хорошо готова!”. А в Кванджу на разминке на главном стадионе мне показали мой результат на секундомере, и я была настолько поражена, что сказала: “И зачем вы мне это показываете? Уберите секундомер!”. Потом посмотрела стартовые протоколы и поняла, что со своим временем выгляжу совсем неплохо. В предварительных забегах почувствовала уверенность в своих силах. Потом посмотрела видео полуфинала со своим “замечательным” стартом, когда моя голова появляется в кадре лишь в третьем кадре…
Виктория ЗЯБКИНА и Любовь НИКИТЕНКО.- По поводу вашего старта, Виктория, российские комментаторы на телеканале Eurosport высказались нелицеприятно.
- Честно? Так и есть на самом деле. Меня всегда ругали: “Куда с такой реакцией?!”. Пока не получается. Но я вам скажу, что медали раздают на финише. Если посмотреть запись финала на Олимпиаде с участием Шишигиной, то она последняя выбежала с колодок. Но еще раз подчеркну - в спринте побеждают на финише!
- Как сложились забеги на 200 метров на Универсиаде?
- Замечательно! 200 метров - это моя любимая дистанция, в которой мне нравится все: и длина, и вираж. Даже смотреть, по-моему, 200 метров приятнее, чем 100.
- Не могу не спросить про вашу фишку. На старте во время представления вы показываете язык. Это как-то помогает?
- У меня это давно уже. И в жизни - если не знаешь, что делать, то покажи язык! (Смеется).
- А нашим читателям покажете?
- Да пожалуйста!
- На чемпионате Азии в финале эстафеты 4X100 метров случилась неудача - нашу команду дисквалифицировали. Это мешало в Кванджу?
- Какая неудача? Давайте называть вещи своими именами. Я считаю, что мы приобрели опыт. Хорошо что это было, и теперь я знаю, что так делать нельзя. На Мемориале Косанова в Алматы мы побежим эстафету с Ольгой САФРОНОВОЙ в составе, я надеюсь, что она восстановится после травмы.
- Ваша эстафетная команда дружная?
- Очень. Мне много задавали вопросов про наши взаимоотношения с Ольгой. Мы дружим уже восемь лет. Оля одной из первых поздравляла меня с победами на Универсиаде. Мы конкурируем на старте и финише, а в жизни очень тепло общаемся. Мы вместе проводим времени даже больше, чем со своими родными. В Кванджу перед эстафетой, признаюсь, я настраивала подруг по команде на победу. Выставляла свои медали и игрушки-талисманы на всеобщее обозрение в квартире, в которой мы жили. Девочки спрашивали: “Зачем?”. Я отвечала: “Чтобы вы поддержали! Кто хочет, может подержать, облизнуть или даже откусить!”. Когда мы вернулись в деревню в нашу квартиру после эстафеты, то у нас было уже шесть золотых медалей, и это так здорово! Я горда за всех! В команде вклад каждой на своем этапе очень важен. Мы до последнего даже не знали, что в эстафете призовые за золотую медаль не делятся, а каждый получает сумму, как за индивидуальную победу. Когда нам сказали, то я стимулировала девчонок: “Так, всем что-то надо - машину, квартиру, кухонный гарнитур, наконец!”.
- Вы уже решили, на что потратите свои призовые деньги?
- Да, куплю квартиру. У меня есть любимый человек, и мы хотим быть вместе.
- При передаче эстафетной палочки в финале рядом бегущая американка ударила вас по руке. Почувствовали?
- Нет. Я только краем глаза увидела, что американки чуть было не потеряли палочку, и сказала: “Давайте, до свидания!”. А вообще, они нас тепло поздравили после финиша. А позже в столовой ко мне подошли американские тренеры и сказали: “Good job!” (хорошая работа) - вот эта оценка бе­зумно приятна.
- Главный тренер сборной Казахстана Вячеслав СОКИРКО говорил и раньше, что наша эстафетная команда способна на многое. Вы согласны?
- И я всегда говорила девочкам, что каждая из нас по отдельности в спринте никто. А в эстафете вместе мы можем добиться серьезных успехов.
- Отдохнуть у вас получится?
- Один день - и снова на тренировку.
- Любовь Ивановна Никитенко строгий тренер?
- Она справедливая и знает к каждой из нас подход, ведь у всех сложные характеры. Она знает меня с девятимесячного возраста, потому что я в буквальном смысле выросла на стадионе - родители брали меня с собой на тренировки и соревнования. Любовь Ивановна знает меня даже лучше, чем я сама себя. Порой даже спрашиваю у нее: “И что дальше со мной будет?”. После Олимпиады в Лондоне у меня был спад, а Любовь Ивановна верила в меня и здорово поддерживала.
- Вы сами понимаете, что на чемпионате мира и Олимпийских играх побороться за медали будет крайне сложно?
- Абсолютно. Это совершенно другой уровень - космос! Если я попаду в полуфинал на чемпионате мира, то буду гордиться этим больше, чем золотом на Универсиаде. Раздражает, когда люди этого не понимают. Часто слышу такие разговоры, что я, мол, в армии в кирзачах стометровку бегал лучше. А сын моих знакомых сказал мне, что тоже хочет заняться легкой атлетикой. “Не надо, - ответила я ему, - иди лучше в футбол. Там будешь сидеть на лавочке, ногами болтать и получать большие деньги. А у нас пахать надо!”. Хорошо что мои родители понимают, что такое спорт, и здорово меня поддерживают.
- Тренировки, сборы и соревнования занимают львиную долю вашего времени. А на хобби оно остается?
- Нахожу, я шопоголик (улыбается). Новые сумки и обувь, я даже от их запаха получаю удовольствие. В Кванджу я выступала с первого до заключительного дня, и мы только после эстафеты побежали по магазинам. А там все время к нам обращались с просьбой сфотографироваться. Приятно, конечно, но на выбор покупок времени оставалось в обрез. Хотя успела купить и родителям, и сестре, и любимому человеку.

Американки поздравили казахстанскую эстафетную команду.

Андрей ЛИЦОВ, фото автора и из личного архива Виктории ЗЯБКИНОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть