2717

Павел НОВИКОВ: Зачем лишать всю роту увольнений?

Продолжает раскручиваться маховик скандала вокруг употребления допинга российскими легкоатлетами. Напомним вкратце предысторию. Уличенная в употреблении допинга бегунья на 800 метров Юлия СТЕПАНОВА (РУСАНОВА) вместе со своим мужем, бывшим сотрудником российского антидопингового агентства (RUSADA), Виталием СТЕПАНОВЫМ представили немецкому журналисту Хайо ЗЕППЕЛЬТУ видео- и аудиоматериалы, подтверждавшие факты массового употребления допинга легкоатлетами в России. После того как Зеппельт пообщался со спортсменами и тренерами на зимней Олимпиаде в Сочи, у него возникла идея сделать фильм на эту тему. Картина под названием “Тайный допинг: как Россия одерживает победы”, показанная на телеканале ARD, всколыхнула весь спортивный мир. Совсем недавно Всемирное антидопинговое агентство (WADA) опуб­ликовало итоги расследования деятельности Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), на основании которых совет  Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) отстранил всех российских легкоатлетов от участия в соревнованиях под своей эгидой сроком на три месяца. Война компроматов привела даже к разговорам о том, что легкой атлетики вообще может не быть на Олимпийских играх-2016.

Наш корреспондент обратился с вопросами к президенту Федерации легкой атлетики Республики Казахстан Павлу НОВИКОВУ (на снимке).
- Павел Максимович, как вы восприняли последние события вокруг российских легкоатлетов?
- Мне непонятны решения, которые принимают в WADA. Есть же правила этой организации, которыми она и должна руководствоваться. Если кто-то уличен в употреблении допинга, то назовите имена. А санкции применяет не WADA, она вообще не имеет на это полномочий. Что, случай употребления допинга произошел впервые в мире?
- В таком объеме и с подобным резонансом, пожалуй, впервые.
- Ну, рассказала эта бегунья Степанова в кино о каких-то случаях. А всю команду за что наказывать? Мне, отдавшему много лет военной службе, это напомнило о коллективной ответственности в армии. Когда из-за одного нерадивого солдата вся рота лишалась увольнений в выходные. А теперь договорились до того, что легкую атлетику нужно убрать из программы Олимпиады. А кому там тогда вообще соревноваться? Нагоняют жути, вместо того чтобы разбирать рабочие моменты.
- Как вы считаете, кто будет принимать решение: WADA, IAAF или Международный олимпийский комитет (МОК)?
- У каждой из этих организаций есть свой регламент, полномочия и функции. А при чем здесь WADA, вообще непонятно. Ее задачи - контролировать, выявлять и информировать соответствующие организации для принятия решений.
- И все же, Павел Максимович, не секрет, что в легкой атлетике допинг применяется часто. Вы согласны?
- Смешно даже слышать такое! Количество запрещенных препаратов достигло уже шести тысяч. Скоро, наверное, и вода попадет в этот список! При таком развитии событий, мне кажется, любого человека можно уличить в применении допинга. При желании, конечно. Спортсмены, находящиеся на пике формы, весьма уязвимы для вирусов - вот и болеют. А в списке медикаментов для лечения сплошь запрещенные препараты. По моему, от этой структуры (WADA. - А. Л.) уже пользы нет. Сплошные карательные функции выполняет! Нужно разбираться в каждом конкретном случае, а тут свалили все в кучу.
- Попахивает политикой?
- Конечно, все это политизировано. Разу­меется, кого-то раздражает та работа, которая в России проводится. Строительство инфраструктуры и проведение значимых международных соревнований, рост авторитета российского руководства и спорт­сменов - все это не нравится некоторым людям. Используют сейчас различные варианты для подрыва российских достижений. Я за свою долгую жизнь видел много раз, как против того или иного спортсмена применялись санкции. У нас Ольга ШИШИГИНА была дисквалифицирована на два года, а затем стала чемпионкой Олимпийских игр. А что такого необычного случилось сейчас?! Вся эта пена вокруг России пользы никому не принесет.
- А может, этот прецедент заставит других спортсменов задуматься о том, что необходимо быть чистыми и выигрывать честно?
- А я думаю, что тогда вообще надо менять систему и принципы поощрений за победы. Ведь спортсмены стремятся выиграть порой и нечестными способами, чтобы заработать деньги. А их ловят. Это как извечная борьба между снарядом и броней. Каждая из сторон находит новые методы и способы. Создана ведь целая бизнес-империя для скрытого применения допинга, там огромный оборот денег. А с другой стороны, WADA совершенствует методы борьбы с запрещенными препаратами, закупается новейшее дорогостоящее оборудование. А может, наоборот, разрешить тогда все? Делайте что хотите (смеется). Убрать все призовые деньги и разрешить употреблять все, что угодно. Может, тогда все эти истории и закончатся. Человек же не враг сам себе! И не дурак - представит: вот сегодня я выиграю, а через год у меня отвалится печень. Недаром ведь говорят: запретный плод сладок. У нас, если напишут “По газону не ходить”, обязательно попрут! Запретительные меры не приносят эффекта. Почему, я не могу объяснить, но в спорте именно так и происходит. А в WADA ведь тоже люди работают, и они небезгрешны. Многое зависит от того, как встретили человека и как проводили. Вы понимаете? Влияние этой структуры, живущей за счет взносов, становится непомерно великим. До чего эта WADA доработалась! До рекомендации убрать легкую атлетику из программы Олимпийских игр. Может, у них самих пора анализы взять?
- А в Федерации легкой атлетики Рес­публики Казахстан сделают какие-то выводы?
- Мы всегда на исполкомах и тренерских советах изучали и обсуждали эти вопросы самым внимательным и тщательным образом. Работа по профилактике и недопущению подобных ЧП ведется на постоянной основе.

Андрей ЛИЦОВ, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть