5921

Дмитрий Баландин: Забирать славу Ильина мне неохота

Его победа в Рио-де-Жанейро стала одной из главных сенсаций Олимпиады. Хотя два года назад до этого грандиозного успеха он стал трехкратным чемпионом Азиатских игр! Но эти старты, конечно, не сопоставимы. Поэтому сегодня Дмитрий БАЛАНДИН (на снимке), наверное, самая яркая звезда спортивного Казахстана и его главная на­дежда на то, что плавание в нашей стране наконец-то займет свое достойное место среди других популярных видов спорта. Как достиг 21-летний алматинский атлет своего триумфа, с какими сложностями ему пришлось столкнуться на своем пути и как живется чемпиону в ореоле славы? Об этом и многом другом Дмитрий Баландин рассказал в эксклюзивном интервью газете “Время”.

- Слава, деньги, машина, квартира... Чего тебе не хватает для полного счастья?
- Это все материальные ценности. А я, честно говоря, работал не для того, чтобы у меня была крутая машина или квартира. Понятно, что каждый спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом. Но я не дурак, прекрасно понимал, что в плавании это тяжело сделать. Это ведь не коронный вид спорта в Казахстане. Но сразу после Азиатских игр я подумал: а почему бы мне не стать первым и не вписать свое имя в историю казахстанского плавания? В каждом виде спорта есть первые. А первые запоминаются лучше всех. Поэтому я работал за мечту. А когда идешь к мечте, все материальные ценности сами к тебе приходят. Так что могу сказать, что я сейчас счастлив. Ну, может быть, не до конца. Вот поселюсь в своей новой квартире, тогда точно буду абсолютно счастливым человеком (смеется).
- Интересно, а в каком стиле ты хочешь обустроить свою квартиру?
- Меня уже спрашивали об этом на одной телепередаче. Предлагали выбрать: спортивную тематику, национальную... А я говорю, что не могу описать, как вижу свою будущую квартиру. Она обычная: кухня, спальня, зал... Ничего в ней особенного не должно быть. Главное, чтобы мне было в ней уютно.
- А ты слышал историю о том, что, как только ты стал олимпийским чемпионом, твой старый двор и подъезд твоего дома начали срочно ремонтировать?
- Слышал.
- И как ты к этому отнесся?
- С юмором. Соседи сказали огромное спасибо, что ямы во дворе заделали, стены в подъезде покрасили. Хотя, мне кажется, и так все было вроде нормально. В общем, это не история о том, что, дескать, дом разваливался, я выиграл Олимпиаду, и здание сразу восстановили.
- Скажи, как получилось, что в стране, где нет нормальных бассейнов и, по существу, нет профессионального плавания, вырос олимпийский чемпион?
- Бассейны у нас есть. Я по миру много ездил. И скажу, что многие бассейны, в которых тренируются олимпийские чемпионы, хуже того, в котором всю жизнь занимался я. К сожалению, не каждый родитель может позволить себе отдать своего ребенка на плавание, потому что это дорого. А вот если бы бассейны были более доступны, то много народу пошло бы плавать. Мне кажется, что игровые виды спорта и плавание намного привлекательнее, скажем, тяжелой атлетики. Так что не в бассейнах дело, а в их доступности. А еще в квалифицированных тренерах. Их у нас в стране очень мало. В основном все тренируют по советской системе, которая, безусловно, работает, но немного устарела. Таких тренеров ничему новому уже не научишь. Да они и сами не хотят учиться. Надо больше молодых привлекать.
- Но ведь твой личный тренер Алексей КАЗАКОВ тоже уже не мальчик...
- Зато он молод душой (улыбается). И потом нам помогал известный белорусский специалист Дмитрий МАНЦЕВИЧ. Он нас обоих многому научил. И пошло-по­ехало. Мир движется вперед, а мы в Казахстане стоим на месте. Старыми методиками пытаемся научить детей плавать. До определенного уровня это работает. Но, чтобы развиваться дальше, этого мало.
- На Азиатских играх в 2014 году, когда ты завоевал три золота, у тебя были высокие результаты, близкие к мировому рекорду. И я поду­мал: вот он - олимпийский призер в плавании! Но потом ты немного сдал, хотя должен был улучшить свое время. Что с тобой произошло?
- Сразу после Азиатских игр мои результаты пошли в гору. Но через месяц мы уехали на тренировочный сбор, и там я получил травму плеча. Практически полгода не мог плавать нормально - плечо сильно болело. С горем пополам вылечили. Но до чемпионата мира в Казани оставалось всего четыре месяца. Это очень короткий срок, чтобы выйти на нужный результат. Но у меня получилось. Только не на всех дистанциях. 200 метров я не смог хорошо проплыть. Зато на “сотне” улучшил свой личный рекорд, а на “полтиннике” вообще побил рекорд Азии. А потом по­шла целенаправленная подготовка к Олимпиаде. Была поставлена цель - медаль. И не какая-то там, а золотая! Другой задачи тренеры вообще не ставили. Так что спада у меня не было.
Просто, понимаете, нельзя все время плыть по своему лучшему результату. Для этого должен быть невероятный запас прочности, это только единицы могут. Так что я по разработанному тренерами плану шел как надо. Если помните, я выиграл 200 метров на Олимпиаде с результатом 2 минуты 7 и 46 сотых секунды. А до этого с апреля у нас начались контрольные старты, на которых я должен был постоянно прогрессировать. Так и происходило. На одних соревнованиях - 2.12, на следующих - 2.10, затем - 2.09. На этом и остановились. Дальше пошла специальная работа, которую с соревнованиями не мешают.
- Но в финал ты вышел лишь с последним, восьмым результатом, а мог ведь и проскочить…
- Мог. Но если вы внимательно посмотрите на результаты, то увидите, что между моим восьмым результатом в полуфинале и девятым разница в 1,5 секунды. Это очень много. В принципе, все было рассчитано. Я знал, сколько мне надо плыть, чтобы попасть в финал.
- Наш знаменитый соотечественник Владислав ПОЛЯКОВ жил и тренировался в США, где у него в бассейне были хорошие спарринг-парт­неры. У тебя в Казахстане реальных соперников нет. Не думал перебраться за океан, чтобы нормально готовиться к важным стартам?
- Честно говоря, не думал. А зачем? Если говорить о чемпионате Казахстана, то это проходной старт. Мы выезжаем на какие-нибудь зарубежные соревнования: открытый чемпионат Израиля или России, где конкуренция очень сильная. Там и соревнуемся. А переезжать в Америку… Во-первых, я в принципе не хочу. Во-вторых, какой смысл? У меня в Казахстане есть какое-то имя. Здесь семья, друзья, любимая девушка. Строить заново свою жизнь в другой стране тяжело. Да я вообще домашний человек. Не могу долго находиться за рубежом, даже на сборах. Все время домой в Алматы тянет.
- А тебе предлагали сменить гражданство?
- Не знаю, может, и предлагали. Но до меня эти предложения не доходили. Видно, перехватывают где-то (смеется).
- Олимпиада в Бразилии давно завершилась. Но тебя все таскают и таскают в Казахстане по различным мероприятиям в качестве почетного гостя. Не надоело?
- Это от мероприятия зависит. Если честно, то бывают такие глупые предложения, где я должен прийти и, как чучело, рукой помахать. Я от такого отказываюсь. А бывают очень интересные мероприятия, как, к примеру, “Физкульт-Ура”. Я сразу согласился. Это же дети! Наше будущее! Хотя я сам еще недалеко ушел от ребенка (смеется).
- Да, я видел, как ты радовался, когда вместе с детишками в школе выполнял физические упражнения…
- На самом деле учить детей - это колоссальный труд. Я только сейчас понял, как тяжело тренерам. А если дети маленькие? У них внимание рассеянное. Как занять их в течение 45 минут? Заставить сконцентрироваться на чем-то? Сложно, но интересно.
- Постолимпиский период очень опасен. Он сбил с пути не одного казахстанского олимпионика: кто-то повесился, другой разбился на машине. Даже Илья ИЛЬИН после своего первого олимпийского золота загулял. Но его вовремя вытащили из омута. Ты не боишься встать на такой путь?
- Конечно, боюсь. Тем более что есть такие примеры. Но я стараюсь не заходить так далеко, не гулять, не зазнаваться. Хотя этот вопрос больше не ко мне, а к моим родным и друзьям, которые, надеюсь, если что, сразу мне по голове дадут (смеется).
- Многие годы главным спортивным героем Казахстана был штангист Илья Ильин. Но после череды допинговых скандалов его популярность заметно упала. Так что теперь пловец Дмитрий Баландин - спортсмен намбер ван! Ты это осознаешь?
- Лично для меня героем был и остается Ильин. И забирать у него всю славу мне неохота (смеется). Я прекрасно помню, как к нам в школу приходил Илья. И я с открытым ртом слушал все, что он говорил. А теперь я тоже хожу по школам, и меня дети внимательно слушают. Это очень приятно. Но и ответственность колоссальная. За каждым моим шагом теперь как будто следят. Но я ничего криминального вроде не совершаю. Стараюсь подавать только хороший пример. А все эти допинговые скандалы… Мне кажется, тут больше политика замешана.
- Кто тебя больше всех поразил на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро?
- Если говорить о нашей сборной, то меня даже не удивила, а порадовала Ольга РЫПАКОВА. Каким действительно сильным надо быть человеком, чтобы после победы на Олимпиаде в Лондоне родить ребенка, опять начать тренироваться и выиграть медаль на следующих Играх! А сразу после Рио, когда все отправились отдыхать, она поехала на “Бриллиантовую лигу” и там взяла медаль. Но я больше за плаванием следил. И здесь меня удивил 21-летний сингапурец Джозеф ШУЛИНГ, который выиграл 100 метров баттерфляем у таких именитых пловцов, как Майкл ФЕЛПС, Ласл ЧЕХ и Чадле КЛО. Его, как и меня, особо не воспринимали. А он взял и победил. Это было круто! И там была такая интересная предыстория. На Олимпиаде в Пекине маленький Джозеф сфоткался с самим Фелпсом! А через восемь лет забрал у него золото в Рио.
- Как ты думаешь, твое олимпийское золото сможет поднять общий уровень плавания в стране?
- Думаю, да. По крайней мере, это я вижу сейчас по детям, которые тренируются вместе со мной в одном бассейне. Их тренеры говорят: “У ребят появилось желание работать, они поверили в себя”. А еще ко мне часто подходят люди, просят сфотографироваться и говорят, что отдали своего ребенка на плавание. Так что, надеюсь, уровень плавания поднимется. Сейчас в стране много для этого делается. В Астане прекрасный бассейн открыли - олимпийский стандарт!
- Ты как-то говорил, что мечтаешь о том, чтобы к следующей Олимпиаде у Казахстана была и эстафетная команда. А кандидаты в нее есть?
- Есть, причем довольно много. Можно как мужскую четверку собрать, так и женскую. Есть пловцы. Но они разбросаны по разным областям. И не у каждого из них тренер соответствует такому уровню, чтобы вывести своего подопечного на высокие результаты. Поэтому, я считаю, нам надо делать общий центр подготовки, где вся сборная Казахстана под руководством нескольких толковых тренеров будет целенаправленно готовиться к стартам. И тогда появятся результаты.

Александр ТРОФИМОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть