1943

Спасибо кризису за это!

Финансово-экономический кризис аукнулся в раздевалках и на полях отечественного футбола. Да еще как! Больше всего пострадали команды, имевшие многолетние контракты с легионерами, зарплаты которых были привязаны к курсу евро или доллара. Но что самое интересное: первыми, кто сделал надлежащие выводы о том, что тучные времена закончились, были не иностранные игроки, а казахстанцы. Не значит ли это, что если бы не было кризиса, то надо было его... придумать?!

В этом году уже нет заявлений, подобных тому, что делал год назад экс-кайратовец Марк ГУРМАН: мол, предложенная ему зарплата недостаточна для содержания семьи. Судя по новостям о трансферах игроков, в ожидании следующего сезона наши футболисты уже не гнут пальцы, а подписывают контракты зачастую с понижением жалованья, стараясь это сделать сейчас, не откладывая дело в долгий ящик. Несмотря на то что еще только идут разговоры о расширении Премьер-лиги, спортсмены не особо надеются на журавля, предпочитая синицу, причем желательно до нового года.
Как повлиял кризис на настроения игроков, мы поговорили с двумя казахстанскими футболистами, многое повидавшими в спортивной карьере, в свое время даже сумевшими доказать свою состоятельность в более сильных чемпионатах, чем казахстанский.
- Футболисты начинают осознавать, что таких денег, какие были раньше, у них уже не будет, - делится своими наблюдениями капитан семейского “Алтая” Андрей КАРПОВИЧ. - А если и будут, то лишь при условии, что они будут реально расти как спорт­смены. Между тем рынок у нас очень скудный, каждый год футболисты группами переходят из одного клуба в другой. Исключение составляют, наверное, лишь топ-клубы “Астана” и “Кайрат”. В целом же, я думаю, кризис даже способствует некоему очищению нашего футбола.
- Аппетиты у наших футболистов поумерились, они хотят играть в Высшей лиге и идут на понижение зарплат, - соглашается капитан павлодарского “Иртыша” Давид ЛОРИЯ. - В тот же “Кайрат” многие игроки готовы идти уже не столько из-за денег, сколько из-за прекрасной инфраструктуры, условий проживания в Алматы. Спортсмен будет получать меньше, но зато жить и играть в лучших условиях. В “Астану” же идут из-за лигачемпионских перспектив. Эти два клуба в докризисное время сделали себе имя, и сейчас почти вся перспективная молодежь находится в “Астане” и “Кайрате”.
Тут стоит заметить, что большинство клубов рассчитывает в следующем сезоне на увеличение своих бюджетов хотя бы на 15-20 процентов, но дело в том, что часть расходов клубов привязана к твердым валютам (зарубежные сборы, экипировка, перелеты), поэтому если бюджеты и станут больше, то допвливания, скорее всего, просто компенсируют указанные расходы.
Между тем кризис в прошедшем чемпионате показал, что не всегда все на поле упирается в деньги. Например, “Иртыш” с бюджетом всего в 1,4 млрд. тенге завоевал бронзовые медали, оставив за спиной команды с двух- и почти трехмиллиардной казной! Схожих успехов добился и кокшетауский “Окжетпес”, почти до конца сезона имевший шансы на путевку в Лигу Европы, которую дает четвертое место в первенстве. Причина успешных игр обеих команд во многом кроется в работе тренеров - болгарина Димитара ДИМИТРОВА в “Иртыше” и россиянина Владимира МУХАНОВА в “Окжетпесе”, сумевших собрать боевые, но малозатратные команды. Хотелось бы надеяться, что по этому пути пойдут и остальные клубы. Во всяком случае, у “Алтая” денег точно будет значительно меньше, чем у “Атырау”, “Ордабасы”, “Актобе”, “Тобола” и даже другого новичка КПЛ - кызылординского “Кайсара”, которому аким области Крымбек КУШЕРБАЕВ уже пообещал бюджет не менее двух миллиардов тенге.
Карпович надеется, что семейский клуб зашел в Премьер-лигу не на один сезон. По его словам, в их команде высокие зарплаты будут только у нескольких игроков, способных решить исход матча. У остальных - гораздо меньше. И он понимает, почему руководство клуба на это идет.
- Тут все логично, это нужно принять. Жизнь заставляет умерить аппетиты. Топ-футболисты всегда будут при своих, на них руководители точно не будут экономить. У остальных игроков выход один: хочешь получать больше - работай над собой, становись топ-игроком. То же самое касается и менеджеров. Хочешь результата - работай, - выводит бюджетную формулу успеха Карпович.
В ближайшее время исполком ФФК должен рассмотреть меры по оздоровлению казахстанского футбола, которые сейчас разрабатываются советом Профессиональной лиги. Среди них, напомним, варианты расширения количества участников Премьер-лиги, увеличение лимита на легионеров.
Лория поддерживает первое, но не приемлет второе. По его мнению, увеличение иностранного контингента на поле или хотя бы в заявках команд, конечно, даст какие-то плюсы чемпионату, в частности в плане его зрелищности, но поставит крест на сборной, так как в таком случае казахстанские игроки, пока слабо конкурирующие с легионерами, вообще лишатся возможности прогрессировать.
- На мой взгляд, недостаток своих, отечественных квалифицированных игроков образовался из-за неправильных, во многом искусственных мер, принимаемых футбольным руководством, - говорит Лория. - Тренеры молодежных сборных жалуются, что из-за “лимитчиков” (молодых игроков, которых ранее обязательно надо было выставлять в основном составе) выросли для сборной только игроки на позициях крайних защитников и полузащитников. Но при этом у нас практически нет нападающих, нет центральной оси, потому что эти позиции всегда были заняты легионерами, так как тренеры и руководство клубов в первую очередь озабочены результатом, а не перспективами отечественного футбола. И шесть легионеров на поле при таком раскладе - уже больше некуда!
Мое мнение: нужно увеличивать количество команд КПЛ, чтобы росли молодые перспективные ребята, в которых будут нуждаться клубы. В результате в конкурентной среде будут появляться новые игроки. Не надо подающих надежды 18-19-летних ребят держать в дублях команд! Вершиной этого всегда будут национальная и молодежная сборные, - считает Лория.
Ссылаясь на свой зарубежный опыт, он даже предлагает для молодых игроков ввести какой-то нижний порог по зарплатам (это, кстати, ранее предлагал член исполкома ФФК Дархан КАЛЕТАЕВ). Напомним, что в свое время Давид Лория играл в одном из клубов чемпионата Австралии, где тогда только делались первые шаги для развития и популяризации отечественного футбола.
- В Австралии было требование: годовая зарплатная ведомость клуба на 24 игрока - 2,5 миллиона долларов. Если привлек спонсорские деньги, то 25-го игрока можешь взять хоть на какой оклад, хоть МЕССИ привези - твое дело. Наряду с этим местными регламентами заранее оговаривалось, что какую-то часть бюджета ты должен тратить на инфраструктуру, развитие детского футбола, - вспоминает Лория.
В принципе, и у нас это возможно применить, естественно, с учетом нашей специфики. Например, законодательно или футбольными регламентами ограничить акиматовское финансирование клубов в пределах одного миллиарда тенге. По моему мнению, это будет социально справедливо. Если учесть, что у нас в стране всего 3 региона - донора республиканского бюджета из 16 имеющихся, то получается, что большинство областей, не зарабатывая самостоятельно, транжирят на футбол кому сколько вздумается. А вот если клубы сумеют сами зарабатывать легально, то бюджет может быть неограниченным, как и зарплаты игроков и тренеров. Это будет и честнее, и не в ущерб другим видам спорта, и простимулирует клубы для перехода на коммерческие рельсы.
В настоящее время из 12 команд КПЛ восемь полностью финансируются из областных бюджетов. “Кайрат” с этого года живет на спонсорские деньги банков и компаний своего владельца Кайрата БОРАНБАЕВА. А “Астана” как проект странового пиара финансируется фондом “Самрук-Казына”. Примерно 30 процентов бюджета “Иртыша” составляют вливания Евразийской промышленной группы. Примерно такая же картина и у “Окжетпеса”: треть его затрат обеспечивают зерновики. Символично, что оба последних клуба со скромными бюджетами стали открытием прошедшего чемпионата, наверное, не в последнюю очередь из-за того, что неэффективно тратить частные деньги тяжелее, чем средства акиматов.
Нужно реальными мерами заинтересовать спонсоров вкладывать деньги в отечественный футбол, - считает Андрей Карпович. - Наш футбол как продукт, за редким исключением, - ноль: качество - низкое, инфраструктура - неразвитая, зрительский интерес - падает (не берем в расчет “Астану” и “Кайрат”). Кто захочет просто так вкладывать деньги в убыточный проект без его будущих оптимистичных перспектив?!

Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Вместо P.S. В пятницу в Астане на заседании совета лиги принято решение оставить в КПЛ 12 клубов, но изменить формулу проведения чемпионата: не будет деления команд на “шестерки”, победителя определят по результатам игр в три круга. Кроме того, принято решение считать воспитанниками казахстанского футбола довольно внушительную группу футболистов, имеющих казахстанские паспорта, но родившихся в других государствах. Матч Суперкубка Казахстана впервые за долгие годы проведут в Алматы, а не в Астане.

(Подробности - в следующих номерах газеты “Время”.)

Поделиться
Класснуть