1952

Отставки по весне считают

С 2012 года в казахстанской Премьер-лиге играли 15 футбольных клубов, через которые за это время прошли 77 главных тренеров. Средняя продолжительность работы наставника среднестатистической команды 10,6 месяца. Но в этих средних показателях порой скрывается откровенная кадровая чехарда. О тренерских отставках мы решили поговорить по двум причинам. Во-первых, по казахстанским футбольным традициям апрель - это тот месяц, когда летят первые ласточки с тренерских мостиков. А во-вторых, как минимум над двумя наставниками уже сгущаются тучи.

Чемпионы по чехарде
Самая короткая карьера у тренеров в двух казахстанских клубах, игравших в КПЛ за это время. Обоих уже нет. В семейском “Спартаке” и каскеленском “Сункаре” рулевые команд не задерживались больше шести месяцев. По идее, там должны были работать вообще никакие наставники, так как чаще всего рокировки происходили по причине отсутствия спортивных результатов. Но это не мешало в дальнейшем специалистам Алмасу КУЛШИНБАЕВУ и Алексею ПЕТРУШИНУ находить новые места работы в нашем чемпионате.
Однако эти две команды за названный период были лишь однажды в КПЛ, что допускает элемент статистической погрешности.
Поэтому справедливее будет наградить званием абсолютного чемпиона по тренерской чехарде шымкентский “Ордабасы”. Здесь за рассматриваемые 62 месяца восемь раз менялись наставники (напомним, что Виктор ПАСУЛЬКО возглавлял команду дважды с перерывом), в итоге это дает среднюю продолжительность тренерской карьеры 7,75 месяца.
Еще меньше удерживались на тренерском мостике наставники кызылординского “Кайсара” и уральского “Акжайыка” (7,6 месяца в среднем), но эти клубы действительно терпели бедствие и, возможно, нуждались в оргвыводах, так как дважды покидали Премьер-лигу.
А вот карагандинский “Шахтер” никогда не покидал КПЛ, но здесь с 2012 года сменились шесть наставников, и это при том, что соавтор европейского триумфа Виктор КУМЫКОВ проработал на своем посту 36 месяцев. Пять тренеров (с учетом исполняющих обязанности) карагандинцы сменили как перчатки за оставшиеся 780 дней! Итого на брата приходилось чуть больше чем по 150 дней.

Казахстанские долгожители
Дольше всех своих коллег проработали главными тренерами в одной команде без перерывов три специалиста: болгары Станимир СТОЙЛОВ (“Астана”), Димитар ДИМИТРОВ (“Иртыш”) и россиянин, перепробовавший на своем веку чуть ли не половину казах­станских команд, Владимир МУХАНОВ (“Окжетпес”).
Стойлов отработал с “Астаной” без двух месяцев три года, триж­ды добившись со столичным клубом золотых медалей чемпионата. Многим кажется, что эта команда - верх тренерской стабильности. Но на самом деле это не так. За этот же отрезок времени в клубе сменились шесть наставников, если считать узбекистанца Вадима АБРАМОВА, возглавившего команду в ноябре 2013 года и вскоре уволенного без объяснения каких-либо причин как внезапного приглашения в Казахстан, так и столь же непредсказуемого расторжения контракта. Напомним остальных: украинец Олег ПРОТАСОВ, чех Мирослав БЕРАНЕК, румын Йоан АНДОНЕ. Помимо, по сути, не тренировавшего команду Абрамова периодически брал штурвал в свои руки и вечный ассистент всех наставников казахстанский тренер Григорий БАБАЯН с приставкой “и.о.”.
Второй заслуженный долгожитель Муханов уже отработал с кокшетаусцами 28 месяцев. Несмотря на то что он возглавляет “Окжетпес” третий сезон, а сама команда с 2012 года дважды играла в первенстве Первой лиги, в этом клубе пока средняя продолжительность тренерской карьеры всего 12,6 месяца. Муханов - третий наставник за 38 месяцев пребывания клуба в КПЛ.
В мае этого года, если Димитров никуда не уйдет из “Иртыша”, исполнится два года работы на одном месте у третьего долгожителя. У павлодарцев, кстати, тоже стабильность - это крайне непостоянная величина. В 2014 году, например, команда за год поменяла трех наставников: эстонца Тармо РЮЮТЛИ, казахстанца Ойрата САДУОВА и россиянина Дмитрия ЧЕРЫШЕВА. Благодаря чему средний срок тренерской службы здесь составил 12,4 месяца.

На прощание даже не поцелуют
В “Кайрате”, как и в “Иртыше”, “Акжайыке”, “Кайсаре”, с 2012 года было всего пять тренеров. Благодаря чему здесь одна из самых высоких средняя “продолжительность жизни” - тоже 12,4 месяца. Однако расстаются кайратовцы с наставниками легко и без эмоций. Если не брать во внимание опыт астанчанина Абрамова, который даже и не потренировал команду, то рекорд скорострельности принадлежит нынешнему главному тренеру национальной сборной Александру БОРОДЮКУ, возглавившему команду 12 декабря 2014 года. А потом алматинский клуб в трех играх набрал всего одно очко, и хотя руководство клуба официально и сожалело о принятом 5 апреля решении российского специалиста покинуть команду, но уже через два дня Бородюку была представлена замена в виде нынешнего наставника Кахабера ЦХАДАДЗЕ. Над ним, кстати, и сгущаются тучи.
Стартовал в этом сезоне Цхададзе чуть удачнее своего предшественника, но не настолько, чтобы у “Кайрата” в будущем не возникло проблем в борьбе за чемпионство. А как показывает практика, кайратовское руководство как легко оказывает доверие наставникам, так легко и отказывает в нем.
Не исключено, что грузинскому специалисту уже подыскивается замена, чтобы, как и в прошлом году, если вдруг рулевой после очередной неудачи решит уволиться по собственному желанию, выразить официальное сожаление по этому поводу и тут же представить нового тренера. И повод ведь есть, следует справедливости ради сказать: команда не просто теряет очки - она за них даже не борется.
Кстати, так здесь было и в случае с еще одним специалистом - казахстанцем Дмитрием ОГАЕМ. Правда, он уволился в мае, а не в апреле. Но в его кресле тут же оказался испанский коллега Хосе Перес СЕРЕР, которого также скоропостижно сменил словак Владимир ВАЙСС.
Вайсс, кстати, был долгожителем не только по кайратовским, но и по казахстанским меркам, проработав полных три года, за которые он сумел построить играющую команду под высокие задачи. Но его тоже на прощание целовать не стали. Просто не продлили конт­ракт.

Здесь каждый второй почти герой
Речь пойдет о втором кандидате на досрочное расторжение конт­ракта. Им может оказаться наставник “Тобола” россиянин Омари ТЕТРАДЗЕ. Костанайцы с 2012 года шесть раз меняли тренера. Тут специалисту в среднем дают всего 10,3 месяца, чтобы достичь результата. Тетрадзе уже отработал десять! А результата нет.
Нельзя сказать, что у “Тобола” совсем уж плохи дела. Клуб пока идет на третьем месте. Но у него за плечами уже есть две ничьи, где костанайцы должны были набирать очки, и необязательное поражение “Окжетпесу”. Болельщики этой команды говорят, что если бы в прошлом туре “Тобол” дома не обы­грал малобюджетный “Тараз”, то Тетрадзе указали бы на дверь еще в эти выходные.
Дело в том, что “Тобол” по размеру вливаний в него денег идет на четвертом месте после “Астаны”, “Кайрата” и “Ордабасы”. Более того, костанайцы сильны не только в денежном выражении. “Астана” передала в аренду в этот клуб несколько сборников, которые не имеют достаточной игровой практики в составе чемпиона. Но все это не добавляет побед.
К слову, в Костанае за эти годы было немало действительно авторитетных специалистов, добивавшихся успеха в более сильных чемпионатах. Но, видимо, что-то с атмосферой не то. В “Тоболе” они долго не задерживаются, и всегда им на замену готов прийти местный специалист Сергей МАСЛЕНОВ, уже дважды успевший порулить командой в качестве главного тренера.

С весенним приветом
В казахстанском чемпионате чаще всего отставки тренеров начинаются в апреле, а массовый исход - в мае. Дело в том, что в конт­рактах, естественно, содержится пункт о досрочном расторжении трудового соглашения в случае недостижения клубом поставленных задач. Но вот в мае, как правило, еще невозможно доказать, что команда утратила все шансы на завоевание медалей, кубка или какого-то конкретного места в первой шестерке чемпионата. Значит, специалист уходит по обоюдному решению, которое предусматривает выплату компенсации за расторгнутый договор. Сейчас, например, самая невысокая тренерская зарплата в казахстанском клубе начинается от 15-20 тысяч долларов. Юридически подкованным наставникам приходится ее выплачивать полностью или частично за не отработанное по контракту время, чтобы они ушли без скандала.
В противном случае бывает так, как произошло в этом году в “Атырау” (8,8 месяца - срок службы тренера), начавшем чемпионат с минусом в девять очков, в том числе и из-за неурегулированности финансовых вопросов с сербским тренером Зораном ФИЛИПОВИЧЕМ. Так что у скорострельных отставок есть не только финансовая сторона. Но у нас об этом обычно вспоминают только опосля.

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее