2241

Игра миллионами

Парламент на минувшей неделе принял закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта”, который очень не нравится футбольным функционерам, так как после вступления закона в силу в спорте номер один денег может поубавиться.

Все последние дни бывшие и действующие футбольные начальники раздавали интервью и комментарии по поводу тогда еще обсуждавшегося законопроекта. Некоторые особо переживающие за игру миллионов упрекали в некомпетентности сенаторов, заявивших о том, что платить легионерам зарплату из госбюджета неправильно. К примеру, экс-глава Профессиональной футбольной лиги (ПФЛК) Михаил ГУРМАН в интервью одному интернет-порталу посетовал: “Футбол - это игра миллионов, а наши законотворцы хотят эту радость у нас забрать. Как же, оказывается, у нас много грамотеев, которые ни на грамм не разбираются в вопросах футбола, но при этом мнят себя мессиями, которые легким росчерком пера думают изменить наш спорт к лучшему!”
Примерно в том же ключе высказался президент Федерации футбола (ФФК) Сеильда БАЙШАКОВ. Он заявил, что “чемпионат, уровень которого последние годы неизменно рос, ожидает де­градация”. Пикантность ситуации в том, что предсказанная главным футболистом страны деградация наступит аккурат после того, как в чемпионате останутся лишь те игроки, к росту и становлению которых сама ФФК и приложила руку. Что это, если не фактическое признание собственной бесполезности?
Примечательно и другое. Инициатива сенаторов Жабала ЕРГАЛИЕВА и Али БЕКТАЕВА перестать платить из бюджета зарплату иностранцам возбудила футбольных функционеров, но не произвела ровным счетом никакого впечатления. Интересно, что эта депутатская инициатива пока никак не возбудила их коллег из велоспорта, хотя, как известно, самый большой процент легионеров именно в велоконюшне “Астана”. Почему? Наверное, в футболе просто “серее” экономика, а следовательно, и поводов для недовольства больше...
Между тем еще осенью прошлого года появилась пояснительная записка к законопроекту, в которой говорилось:
“Как показывает практика распределения финансирования за 2015 год, из 67 768 млн. тенге, выделенных на финансирование спорта, почти одна четверть, или 16 061 млн. тенге, была распределена в пользу футбола. При этом необходимо учитывать, что в течение финансового года бюджет футбола увеличивается за счет сокращения расходов, предусмотренных бюджетом других видов спорта.
Анализ структуры бюджета в разрезе областей показал, что на местах доля финансирования футбольного спорта превышает среднереспубликанские значения (25%). Наиболее значительные расходы на финансирование футбола установлены в Актюбинской (46%), Алматинской (45%), Атырауской (40%), Костанайской (34%), Южно-Казахстанской (33%), Жамбылской и Акмолинской (30%) областях. По оставшимся областям расходы также значительны и зачастую превышают 20% от общего спортивного бюджета области”.
Об этих перекосах, приводящих почти повсеместно к коррупционным схемам вывода денег из клубных бюджетов, наша газета писала неоднократно. Мы даже вывели примерную сумму ежегодно “приватизируемых” средств в казахстанском чемпионате - 16,5 млрд. тенге (см. “Дорогая федерация”, “Время” от 27.7.2016 г.). Такая цифра у нас получилась не случайно. Ведь фактически в футболе денег гораздо больше, чем насчитали разработчики законопроекта. В их 16,061 млрд. тенге вошли только республиканские деньги. А совокупно бюджеты казахстанских клубов, финансируемых акиматами, в прошлом году превышали 35 млрд. тенге, в этом - процентов на 15-20 больше.
Как бы я ни любил футбол, но такую цену за свою любовь платить не готов. И, в общем-то, рад, что на эту проблему наконец обратило внимание и государство.

Ну а что касается самого законопроекта, то скажу прямо: некоторые господа, обвиняя в некомпетентности других, сами-то не очень сведущи. Дело в том, что принятый еще в 2014 году закон “О физической культуре и спорте” не предусматривал зарплат иностранным футболистам. Почему же их все-таки платили? Да потому, что закон никто не соблюдал. Или почти никто. В Павлодарской области, например, свято блюли букву закона, разрешавшего содержать на государственные деньги только членов сборных и подрастающую молодежь. Там - что в футбольном, что в хоккейном “Иртышах” - на легионеров тратились только спонсорские средства: в обоих клубах такие деньги составляют примерно треть общего бюджета. А вот почему других не проверяли и не наказывали за несоблюдение закона - вопрос уже к компетентным органам.
Сенатор Дарига НАЗАРБАЕВА законопроект поддержала с оговорками, предложив раз и навсегда определить прозрачные правила дележки спортивных денег. Для этого, по ее словам, необходим единый оператор финансирования.
- Сегодня финансирование спорта идет из разных источников. Одними из самых крупных спонсоров спорта являются фонд “Самрук-Казына” и Министерство культуры и спорта. И каждый орган выделяет эти деньги самостоятельно. Друг другу неподконтрольны. Есть фонд развития индустрии, туризма и спорта, и есть предложение, есть рекомендации, решение о том, чтобы спорт финансировался из одного источника при сохранении выделяемых объемов финансовых средств, то есть через этот самый фонд развития. Тогда средства будут распределяться прозрачно, будут приниматься коллегиальные решения о распределении денег на спорт. Этот вопрос тоже до сих пор не решен, - высказала свои пожелания во время финального обсуждения Назарбаева.
И это действительно так. Наглядный пример - Экибастуз, жителям которого в буквальном смысле слова отравляют жизнь предприятия “Самрук-Казыны”. Экибастузская ГРЭС ежегодно делает отчисления на социальную сферу, в том числе и на спорт, но до города эти деньги не доходят, так как распределение идет централизованно, через “Сам­рук”. И в итоге средства направляются не тем командам или спортивным школам, где предприятия загрязняют среду обитания, а... футбольной “Астане” или хоккейному “Барысу”, над которым шефствует Фонд национального благосостояния.
Что же будет теперь, после того как принятый парламентом закон подпишет президент и он вступит в силу? Акиматы на местах могут потерять интерес к спорту и лишь формально соблюдать то, что регламентируется: на футбол отдавать столько-то процентов спортивного бюджета области, а на остальные дисциплины - столько, сколько предписывается законом. При этом всю спортивную “казну” урежут до минимума. Мы, конечно, за руку никого не ловили, но трудно представить, чтобы футбольные начальники в регионах выводили совокупно из казахстанского футбола по 16,5 млрд. тенге в год исключительно на свой страх и риск.
А чтобы этого не произошло, Министерству культуры и спорта нужно сразу установить планку: скажем, футбольному клубу Премьер-лиги регион может выделять не более
1 млрд. тенге в год, но и не менее 800 млн. Клубу первой лиги - не более 300 млн., но не менее 150 “лямов”. Аналогично по всем остальным видам спорта (приведенные цифры взяты мною не с потолка, а после консультаций с профессионалами из футбольной сферы, по другим же видам спорта нужно считать).
Кстати, в законопроекте есть еще одна здравая вещь - госзаказ как способ распределения денег спортивным организациям заменен государственным заданием. А это значит, что уже в следующем году отпадет необходимость в “проведении” липовых конкурсов, где, если следовать букве закона, должны быть альтернативные участники. Де-юре футбольный клуб из Актобе потенциально мог готовить команду для Кызылординской области, но де-факто это нигде не соблюдалось. Теперь деньги спортклубам пойдут напрямую - без всякого
иезуитства.

Вместе с тем - стоит вспомнить! - предложенное финансирование спорта через Национальный олимпийский комитет (НОК) мы уже проходили более 20 лет назад, в 1993-1994 годах. Тогда из этого ничего хорошего не получилось. НОК, он ведь тоже состоит из живых людей, у которых есть не только любимые и нелюбимые виды спорта, но и “свои” тренеры и спортсмены. Интересы страны от этого всегда страдали и будут страдать. Это тем более очевидно, что характер дискуссии вокруг принятого парламентом намедни закона доказывает: спортивная целесо­образность документа мало кого волнует. Главный вопрос - кто и как теперь будет контролировать и делить деньги? А деньги - особенно в игре миллионов - решают всё.

Игорь НЕВОЛИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы


Поделиться
Класснуть