1677

Уроки по футболу

Информация о том, что в 147 школах республики запускается пилотный проект по обучению школьников младшего звена футболу (каждый третий урок физкультуры), прозвучала на фоне безвыигрышной серии сборной Казахстана. Сможет ли этот проект в будущем дать стране великих игроков или наш футбол окончательно испортила любовь к легионерам? Почему при наличии талантливой молодежи даже игроки среднего уровня в Казахстане на вес золота?

Начало октября в Павлодаре в этом году было дождливым и холодным. Но это не помешало провести на базе школы № 25 традиционный футбольный турнир памяти Александра ХЛОПКОВА - тренера, который посвятил детскому футболу всю свою жизнь. Вообще, в этой школе уроки физкультуры в целом и футбол в частности любят все поголовно. И до запуска пилотного проекта физрук Ермек АУБАКИРОВ без устали гонял с ребятами мяч и на уроках, и после - во дворе.
Школе десять лет, из которых семь ее дети участвуют в соревнованиях различных уровней. Второй год подряд они становятся призерами республиканских соревнований “Былгары Доп”. Сейчас сборная школы готовится к международному турниру в Семее, в котором будут участвовать школьники разных возрастных групп из Казахстана и России.

На уроках физкультуры действуют жесткие правила: если с успеваемостью по другим предметам плохо, на тренировки по футболу ученик не допускается. Например, воспитанник Аубакирова Жаслан КАИРКЕНОВ, 2002 года рождения, заключил контракт с дублем “Астаны”, еще двое учеников, Арыстан БИАРЫСТАНОВ и Шынгыс НАРИМАНОВ, - в дубле “Иртыша”. Поэтому неудивительно, что 25-я школа включена в число участников пилотного проекта.
- Если дети младшего звена будут систематизированно учиться азам, они потом эти знания уже никогда не забудут, - говорит Ермек Аубакиров. - Футбол практически не затратный вид спорта, но при этом он прививает очень много разных качеств, которые пригодятся в последующем. Футбол доступен и для мальчиков, и для девочек, это естественные движения, постоянное пребывание на воздухе, определенные физические нагрузки, которые дают хорошие кондиции. Ускорение, прыжки, толчки - это динамика. Поэтому не зря именно этот предмет сейчас вводят как основополагающий в физическом развитии ребенка. К тому же уроки по футболу в общеобразовательных школах позволят не проглядеть таланты при отборе в спортивные школы. Детей же надо направлять с первого по четвертый класс - это такой возраст, когда они еще не знают, чего хотят и что могут. Они не понимают этой системы, а просто играют в футбол в свое удовольствие.
По словам руководителя регионального учебно-практического центра физической культуры управления образования Павлодарской области Рахметоллы КАСКЫРБАЕВА, в школах Павлодарской области, выбранных для участия в пилотном проекте, есть все условия: большие спортивные залы, футбольные поля с искусственным покрытием. Плюс дети, которые участвуют в соревнованиях всех уровней.

- Вообще, система развития детского футбола в Павлодаре поставлена на высокий уровень и работает безотказно на протяжении многих лет, - говорит Рахметолла Каскырбаев. - В области работает спортивная школа и футбольная академия, молодых одаренных футболистов очень много. Второй год в регионе развивается школьная футбольная лига по типу “Кожаного мяча”. Идет полный контроль учебно-тренировочного процесса во внешкольное время, проведения спортивных состязаний. Все финансируется как из бюджета, так и за счет спонсоров. Здесь работа налажена. И в чем отличительная черта нашего школьного футбола - павлодарцы никогда не выставляют посторонних детей. То есть если едет сборная 25-й школы на республиканские соревнования, то в сборной только ее ученики, а не “подставки” - воспитанники спортивных школ. Потому что наши школы в “подставках” не нуждаются.
- А что, в детском футболе такое тоже бывает? - спрашиваю я.
- Бывает, что комплектуют сборную команду со всей области и отправляют под видом какой-то школы. Эта практика всегда существовала, она, наверное, неискоренима. Но мы, когда приезжаем на соревнования республиканского уровня, с ней боремся. Ежегодно по две-три команды снимаются с соревнований. Обидно за детей. Надеюсь, после того как уроки по футболу будут введены во всех школах, эта проблема исчезнет.
- А как вы думаете, поможет ли внедрение пилотного проекта вырастить для страны столько талантливых футболистов, чтобы в сборную было кого выбирать и она лучше заиграла?
- Талантливых детей, которые имеют все задатки для дальнейшего развития, могут играть в команде мастеров, наши спортшколы и сегодня выпускают очень много, но затем механизм ломается, перспективные спортсмены уходят в никуда. Дальше они должны иметь игровую практику, а для этого нужна система проведения чемпионатов по возрастным группам, по направлениям, по определенным спортивным обществам. В любом западноевропейском государстве футбол развивается не только на высшем уровне, у них есть всевозможные лиги, в которых принимает участие огромное количество молодежи, и зритель туда ходит. Я вот сейчас на футбол вообще не хожу - нет зрелищности 70-80-90-х годов прошлого века, наши ребята почти не играют, сплошные легионеры. А все потому, что у нас система подвода игроков отсутствует. Поэтому я надеюсь, что вслед за школьными уроками и соревнованиями разных уровней типа “Былгары Доп” будет возрождена существовавшая в советские времена система по выявлению лучших взрослых игроков, чтобы они играли на уровне второй-третьей сборной республики, получали игровую практику.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть