1634

Нужна цель, а не деньги

Кто намеренно загоняет футбольные клубы в долги

Нужна цель, а не деньги

Казахстанская федерация футбола (КФФ) не разделяет стремление команд, существующих за государственный счет, непременно попасть в пятерку лучших по итогам сезона. Есть куда более важные задачи.

Глава КФФ Адлет БАРМЕНКУЛОВ и его сторонники обсудили за круглым столом проблемы казахстанского футбола. Главный футбольный функционер страны не стал скрывать, что сейчас, при бюджете клубов в 1,2 миллиарда тенге для каждого, об эффективном развитии футбола речи не идет.

- Мы подняли все стратегии, какие задачи ставятся перед клубами, изучили, но у них только спортивная составляющая, да и то непонятная цель - войти в пятерку. Я не пойму эту задачу, где нет никакого акцента на развитие футбола, массового спорта, нет понятия футбольной аудитории, - заявил Барменкулов. - Поэтому происходит элементарное освоение средств без каких-либо задач. Цели про эффективное расходование бюджета не стоит. А мы хотим, чтобы каждый тенге имел эффект.

В качестве примера Барменкулов привел практику федерации по защите бюджета перед УЕФА и ФИФА. Как известно, эти организации ежегодно выделают КФФ сотни миллионов тенге на реализацию инвестиционных, целевых и прочих проектов. Защитил программу, провел детализацию расходов - получай деньги. А после этого жди, когда в течение полугода или года приедет аудит и убедится, насколько эффективно ты тратишь средства.

Такой же принцип теперь федерация предлагает и для футбольных клубов страны - пусть в подробностях обосновывают каждый народный тенге. В КФФ считают, что от акиматов должны быть четкие понятные задачи, в первую очередь - социальные. Плюс просчитанные и обоснованные бюджеты, а также контроль со стороны властей за фактическим исполнением планов и достижением результатов. А то мало того что нет защиты бюджета, так еще и отсутствуют критерии и система оценки, анализ подбора игроков.

- Клубы искусственно загоняют агенты и околофутбольные криминальные элементы в долги путем заведомо проигрышных в судах условий договора. Это также вопрос низкого качества менеджмента, на что мы делаем большой акцент. Сегодня бюджеты клубов составляют 1,2 миллиарда тенге. Но через суды в случае проигрыша государство выплачивает еще до миллиарда тенге. Кругом эта проблема есть, - отметил Адлет Барменкулов.

Однако решение этих вопросов еще не гарантия развития футбола. Куда важнее, как считают в КФФ, формирование так называемой лояльной футбольной аудитории. И это не только игроки и болельщики, это в том числе родители и другие, кто так или иначе имеет отношение к футболу. Их в федерации разделили на четыре условные группы. Это дети и молодежь в возрасте 5-17 лет, те, кто подпадает в возрастную категорию 18-35 лет, люди старше 36 лет и многодетные матери.

По словам Адлета Барменкулова, на сегодня федерация обучила по всей стране 2478 физруков, которые получили тренерскую категорию D. Это дает им право работать с детско-юношескими командами, раскрывая футбольно-игровой потенциал каждого ребенка. При этом для заметного результата достаточно вовлекать хотя бы десять процентов от общего количества обученных физруков.

Круглый стол собрал чиновников от футбола из различных ведомств.

Точно также изучены интересы и потребности остальных трех категорий.

- Но самая интересная и тонкая аудитория - женщины. Мы часто видим многодетных матерей, устраиваем их детей в футбольные секции. В обозримом будущем хотим довести количество таких женщин до 25 тысяч, а в перспективе - до 250 тысяч. Это как раз та часть, которая двигает идеологию, - отмечает Адлет Барменулов. - У них очень сильная эмоциональная вовлеченность в процесс.

Улучшив работу с каждой из категорий, в КФФ настроены не только увеличить аудиторию, но и привлечь за счет нее частные инвестиции в развитие футбольной инфраструктуры. Потому что любой инвестор приходит туда, где есть рынок. А в футболе это аудитория.

- Нужно менять задачу для регионов - не войти в пятерку лучших, а дать не менее 100 тысяч лояльной футбольной аудитории в каждой области, - считает Адлет Назарбаевич. - Если мы организуем такую аудиторию, то сразу придет инвестор. Будет сеть продаж, реклама и многое другое. Мы должны строить не футбол, а футбольную индустрию.

Еще один эффект от формирования лояльной футбольной аудитории - это так называемая социальная отдача проекта. То есть когда уровень преступности, наркомании и интернет-зависимости падает и улучшается физическое и психологическое здоровье населения. Ну и то, о чем в обществе говорят давно, - переход клубов с государственного на частное финансирование.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть