Нужна цель, а не деньги
Кто намеренно загоняет футбольные клубы в долги
Казахстанская федерация футбола (КФФ) не разделяет стремление команд, существующих за государственный счет, непременно попасть в пятерку лучших по итогам сезона. Есть куда более важные задачи.
Глава КФФ Адлет БАРМЕНКУЛОВ и его сторонники обсудили за круглым столом проблемы казахстанского футбола. Главный футбольный функционер страны не стал скрывать, что сейчас, при бюджете клубов в 1,2 миллиарда тенге для каждого, об эффективном развитии футбола речи не идет.
- Мы подняли все стратегии, какие задачи ставятся перед клубами, изучили, но у них только спортивная составляющая, да и то непонятная цель - войти в пятерку. Я не пойму эту задачу, где нет никакого акцента на развитие футбола, массового спорта, нет понятия футбольной аудитории, - заявил Барменкулов. - Поэтому происходит элементарное освоение средств без каких-либо задач. Цели про эффективное расходование бюджета не стоит. А мы хотим, чтобы каждый тенге имел эффект.
В качестве примера Барменкулов привел практику федерации по защите бюджета перед УЕФА и ФИФА. Как известно, эти организации ежегодно выделают КФФ сотни миллионов тенге на реализацию инвестиционных, целевых и прочих проектов. Защитил программу, провел детализацию расходов - получай деньги. А после этого жди, когда в течение полугода или года приедет аудит и убедится, насколько эффективно ты тратишь средства.
Такой же принцип теперь федерация предлагает и для футбольных клубов страны - пусть в подробностях обосновывают каждый народный тенге. В КФФ считают, что от акиматов должны быть четкие понятные задачи, в первую очередь - социальные. Плюс просчитанные и обоснованные бюджеты, а также контроль со стороны властей за фактическим исполнением планов и достижением результатов. А то мало того что нет защиты бюджета, так еще и отсутствуют критерии и система оценки, анализ подбора игроков.
- Клубы искусственно загоняют агенты и околофутбольные криминальные элементы в долги путем заведомо проигрышных в судах условий договора. Это также вопрос низкого качества менеджмента, на что мы делаем большой акцент. Сегодня бюджеты клубов составляют 1,2 миллиарда тенге. Но через суды в случае проигрыша государство выплачивает еще до миллиарда тенге. Кругом эта проблема есть, - отметил Адлет Барменкулов.
Однако решение этих вопросов еще не гарантия развития футбола. Куда важнее, как считают в КФФ, формирование так называемой лояльной футбольной аудитории. И это не только игроки и болельщики, это в том числе родители и другие, кто так или иначе имеет отношение к футболу. Их в федерации разделили на четыре условные группы. Это дети и молодежь в возрасте 5-17 лет, те, кто подпадает в возрастную категорию 18-35 лет, люди старше 36 лет и многодетные матери.
По словам Адлета Барменкулова, на сегодня федерация обучила по всей стране 2478 физруков, которые получили тренерскую категорию D. Это дает им право работать с детско-юношескими командами, раскрывая футбольно-игровой потенциал каждого ребенка. При этом для заметного результата достаточно вовлекать хотя бы десять процентов от общего количества обученных физруков.
Точно также изучены интересы и потребности остальных трех категорий.
- Но самая интересная и тонкая аудитория - женщины. Мы часто видим многодетных матерей, устраиваем их детей в футбольные секции. В обозримом будущем хотим довести количество таких женщин до 25 тысяч, а в перспективе - до 250 тысяч. Это как раз та часть, которая двигает идеологию, - отмечает Адлет Барменулов. - У них очень сильная эмоциональная вовлеченность в процесс.
Улучшив работу с каждой из категорий, в КФФ настроены не только увеличить аудиторию, но и привлечь за счет нее частные инвестиции в развитие футбольной инфраструктуры. Потому что любой инвестор приходит туда, где есть рынок. А в футболе это аудитория.
- Нужно менять задачу для регионов - не войти в пятерку лучших, а дать не менее 100 тысяч лояльной футбольной аудитории в каждой области, - считает Адлет Назарбаевич. - Если мы организуем такую аудиторию, то сразу придет инвестор. Будет сеть продаж, реклама и многое другое. Мы должны строить не футбол, а футбольную индустрию.
Еще один эффект от формирования лояльной футбольной аудитории - это так называемая социальная отдача проекта. То есть когда уровень преступности, наркомании и интернет-зависимости падает и улучшается физическое и психологическое здоровье населения. Ну и то, о чем в обществе говорят давно, - переход клубов с государственного на частное финансирование.
Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе