3443

Своя игра

     Точка в спорах - кого считать легионером, а кого нет - до сих пор не поставлена. Национальные футбольные федерации стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не собираются исполнять решение суда.

В конце прошлого года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) попыталась наконец поставить точку в споре по поводу того, считать ли легионерами спортсменов пяти стран во внутренних соревнованиях. Что касается обычных евразийских трудящихся, то они уже несколько лет могут работать на территории союзных государств, не считаясь иностранной рабочей силой. Профессиональный спорт - это тоже работа. Однако с этим не согласны в национальных спортивных федерациях. Больше всего требованию открыть рынок труда противятся в игровых видах спорта.
В декабре ЕЭК официально заявила, что суд ЕАЭС по обращению Евразийской экономической комиссии 7 декабря вынес заключение о применении положений пункта 2 статьи 97 договора о ЕАЭС в отношении спортсменов, осуществляющих трудовую деятельность в спортивных клубах государств - членов союза. Разъяснив, что в соответствии с договором о ЕАЭС “страны союза не устанавливают и не применяют ограничения, предусмотренные их законодательством для защиты национального рынка труда, в отношении трудящихся государств-членов. Исключение составляют ограничения, установленные в целях обеспечения национальной безопасности и общественного порядка”.
“Суд ЕАЭС пришел к заключению, что неприменение государствами-членами пункта 2 статьи 97 договора о ЕАЭС в отношении осуществляемой профессиональными спортсменами трудовой деятельности является барьером, препятствующим достижению цели формирования единого рынка трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС”, - говорится в сообщении ЕЭК.
Прошло больше месяца. Но в футболе, например, почти ничего не изменилось. Хотя на дворе межсезонье. То есть самое удобное время для приведения регламентов внутренних чемпионатов в соответствие с требованиями законодательства или международных договоров.
Напомним, что у нас в стране, как известно, международные обязательства имеют приоритет над внутренними. Но футбол хоть и финансируется почти исключительно государством, все равно не допускает вмешательства государства в свои дела. Поэтому армяне, белорусы, казахстанцы и киргизы с россиянами по-прежнему в союзных первенствах чужие.
Почти ничего не изменилось, потому что в Киргизской футбольной федерации все-таки готовятся допустить к участию в своем национальном первенстве футболистов из союзных государств. Сейчас обсуждаются изменения в регламент чемпионата.
Вот и все, что сделано на этом фронте спустя полтора месяца после решения суда ЕАЭС.
Понятно, что киргизским клубам засилье хоть и братских, но иностранцев не грозит так, как, например, российским или казахстанским. У наших южных соседей нормальной считается зарплата игрока в 380 тысяч тенге. А в миллион - хорошей.
За такими окладами даже самые недооцененные казахстанские футболисты вряд ли поедут. Ведь таких, которым соседи готовы были бы платить по миллиону, у нас самих раз-два и обчелся. Их и дома неплохо кормят. О россиянах вообще говорить не приходится.
Поэтому Федерация футбола Киргизии ничем и не рискует. Более того, продемонстрировав лояльность в своих футбольных правилах, соседи могут в конце концов потребовать аналогичных шагов и от союзных федераций. Через тот же суд ЕАЭС. Пусть не в этом году, так в следующем.
Газета “Время” отправила запрос по сложившейся ситуации в Евразийскую экономическую комиссию. Пока же позиция ЕЭК такова: государства-члены обязаны исполнять принятые решения, а при несогласии с ними вправе обжаловать эти решения в установленном порядке. Информации о том, что кто-то обжаловал ликвидацию барьеров для спортивной рабочей силы, нет.
Напомню, что дольше всех сопротивляться нововведениям получится у Казахстана, где давно уже официально отсутствует само понятие “легионер”. У нас заблаговременно его заменили на “невоспитанников” казахстанского футбола. Что, впрочем, не мешает некоторым иностранцам считаться воспитанниками нашего футбола, не попадая под действие лимита. В нашей Премьер-лиге в заявке на матч могут находиться восемь “невоспитанников” (по сути, легионеров), причем одновременно на поле выходить вправе шесть из них. А в заявках команд могут быть и десять, если клуб оплатил по 35 миллионов тенге федерации за каждого внелимитного. В первой лиге клубам разрешено трудо­устраивать до трех “невоспитанников”.
Президент Профессиональной футбольной лиги Казахстана Олжас АБРАЕВ сказал “Времени”, что пока никаких рекомендаций или пожеланий от государственных или межгосударственных организаций ПФЛК не получала по данному вопросу. Более того, даже если они и поступят, то вряд ли могут быть рассмотрены и утверждены в сжатые сроки, чтобы внести изменения до начала чемпионата, который стартует 3 марта матчем за Суперкубок.
- Никаких официальных бумаг мы не получали. Что-то обсуждать на эту тему пока сложно. Но надо учитывать, что де-юре у нас легионеров нет. У нас и казахстанец может быть легионером, если он воспитывался в зарубежных футбольных центрах. Поэтому ситуация гораздо сложнее по поводу решений ЕЭК, - говорит президент ПФЛК.
Один из членов исполкома киргизской федерации на условиях анонимности рассказал “Времени”: главными противниками легализации футболистов в странах ЕАЭС являются россияне. Они боятся, что тогда места игроков сразу же займут непритязательные в денежном плане футболисты Киргизии, Армении, Белоруссии (наших никто не опасается, так как их зарплатные амбиции несколько уступают игровым качествам, из-за чего вряд ли они еще где-то массово могут быть востребованы).
Пока нет прецедента, все будут делать вид, что не знают ни о каком решении Евразийской комиссии. Но прецедент обязательно кто-то рано или поздно создаст. Не поможет тогда и футбольное правило, гласящее: государство не может вмешиваться в дела футбольных ассоциаций.
В свое время требования ФИФА и УЕФА в этом плане были куда жестче, но в итоге всесильные футбольные власти вынуждены были подчиниться решению гражданского суда, оспорившему лимит на легионеров. В Европе прецедент создал Жан-Марк БОСМАН, доказавший, что лимит на иностранных футболистов не может распространяться на граждан стран, входящих в ЕС, так как это противоречит статье 48 Римского договора о свободном перемещении работников внутри Евросоюза. То есть почти полная аналогия с тем, что складывается сейчас в Евразийском союзе.
Мне почему-то кажется, что за прецедентом дело не заржавеет. Скорее всего, его создадут футболисты из Армении или Киргизии. Там больше всего игроков, которые хотели бы перейти в российский или хотя бы в наш чемпионат из-за более высоких зарплат.
На днях казахстанский портал Sportinform проанализировал отчет УЕФА, в котором сравнивались расходы европейских клубов на зарплаты. Так вот, у нас в стране на это дело в прошлом году было потрачено 85 миллионов евро, или 36,6 миллиарда тенге по сегодняшнему курсу. Фонд заработной платы колебался от 70 до 80 процентов от общих расходов клубов! Понятно, что желающих поучаствовать в проедании бюджетного пирога (большинство наших команд финансируется государством) хоть пруд пруди.
Если отбросить все красивые слова о необходимости поддержки родных и неумелых, но подающих надежды отечественных спортсменов, то допуск на футбольный рынок малооплачиваемых союзников был бы больше благом, чем вредом. Если игроку из Киргизии можно платить миллион тенге за то же самое, что делает наш за четыре-пять миллионов тенге, то зачем платить больше? Не заинтересованных в этом не так уж и много. Главным образом это те, кто пилит футбольные бюджеты через агентов. Да родная федерация футбола, причем без всякой материальной заинтересованности. Казахстанская национальная ассоциация может говорить о том, что это ударит по интересам сборной, так как иностранцы справедливо на конкурентной основе выдавят большинство отечественных футболистов.
Но станет ли от этого хуже внутренний чемпионат? Вряд ли! Будут ли наши клубы с помощью спортсменов из стран ЕАЭС успешнее выступать в еврокубках? Скорее да.
А ведь когда владелец алматинского “Кайрата” (одной из немногих наших частных команд) Кайрат БОРАНБАЕВ в прошлом году предложил сократить лимит на “невоспитанников” с восьми до пяти, ему футбольные функционеры в один голос отвечали: “Сильный чемпионат - сильная сборная”, подразумевая, что сильным его делают как раз “невоспитанники”, а не воспитанники казахстанского футбола. Нетрудно догадаться, что последние делают его слабым, тратя на это нехитрое занятие миллиарды бюджетных тенге!
В общем, как говорится, Боранбаеву и карты в руки. Сейчас больше всего именно он заинтересован в удешевлении футбола, так как только “Кайрат” существует полностью на частные средства. А остальные заинтересованы лишь в накачивании клубов бюджетными деньгами, из которых 70-80 процентов потом вытащить зарплатами, а еще процентов 10 - агентскими и подъемными. Им, естественно, чем дороже, тем лучше. Хотя бы потому, что сумма агентского вознаграждения, как правило, процент от годовой зарплаты игрока.
Как создать прецедент? Очень просто по алгоритму, но непросто по времени. Понятно, что к марту уже не успеть. Но можно постараться к летнему трансферному окну. Для этого надо всего лишь найти игрока из одной из четырех союзных стран, который напишет заявление о приеме на работу в “Кайрат” в качестве футболиста, а кадровики его не удовлетворят из-за отсутствия у спортсмена казахстанского гражданства. Дальше в дело вступят юристы. Так удачно совпало, что сейчас у “Кайрата” главный тренер Алексей ШПИЛЕВСКИЙ как раз из Белоруссии, с обширными связями среди недорогих, но качественных игроков.
К слову, если встанет вопрос, куда же девать наших, то на него уже есть ответ. В 2019 году в первой лиге будет 15 команд, а не 12, как в прошлом. В каждой из них может быть 30 игроков, 27 из которых должны быть казахстанцами. С учетом добавившихся трех клубов уже сейчас есть 81 вакансия для воспитанников казахстанского футбола. Как довоспитываются до уровня киргизских или белорусских футболистов, так вытеснят их из клубов Премьер-лиги на честных и конкурентных условиях.

Игорь НЕВОЛИН, фото  с сайта ФК “Кайрат”, Алматы

Поделиться
Класснуть