5281

Асет Мамбетов: Допинг я не принимал

Есть ли шансы у казахстанской борьбы?

     В 2019 году в Казахстане впервые пройдет чемпионат мира по трем видам борьбы: греко-римской, вольной и женской. Это, безусловно, историческое событие для нашей страны, где борьба всегда считалась национальным видом спорта. 

Домашний чемпионат мира, конечно, хорошо. Беспокоит другое: давно наши палуаны ничего не выигрывали на крупных международных соревнованиях. Вот и на последних Азиатских играх в Индонезии и чемпионате мира в Венгрии сборная Казахстана осталась без золотых медалей. Становится даже интересно, как и каким способом мы хотим удивить в Астане борцовский мир.
Своим мнением на этот счет с газетой “Время” поделился известный в прошлом казахстанский борец греко-римского стиля, а ныне руководитель детско-юношеской спортивной школы №15 города Алматы Асет МАМБЕТОВ.

- Асет, как вы оцениваете сегодняшний уровень казахстанской борьбы? Не кажется ли вам, что мы растеряли все то, что имели в этом виде спорта?
- Вообще, у специалистов нашего вида спорта бытует несколько различных мнений на этот счет. Я считаю, что, конечно, некоторая обеспокоенность по итогам последних двух международных соревнований есть, но и хоронить борьбу нам пока рано. Действительно, в последнее время проблемы в развитии борьбы в Казахстане обострились, но они копились годами - не за один день. И поэтому разрешить их получится не сразу, а постепенно…
- Каким образом?
- Прежде всего за счет безболезненной смены поколений на основе непрерывной подготовки новой генерации борцов. Я, например, сейчас отвечаю за массовую подготовку юных спортсменов на бесплатной основе. В ДЮСШ №15 мы провели юношескую лигу. Команды из 18 наших арендованных залов участвовали в турнире “стенка на стенку”. И это было во всех весовых категориях и возрастных группах. Таким образом, мы смогли из трех с половиной тысяч наших воспитанников выявить наиболее перспективную группу детей с серьезными борцовскими природными данными. И с ними сразу начали вести усиленную подготовку. Именно для этой группы были организованы мастер-классы с известными, можно сказать легендарными, спортсменами. На днях, к примеру, мастер-класс давал Илья ИЛЬИН…
- Интересно, чему штангист мог научить борцов?
- Зря смеетесь. Он учил тому, как правильно поднимать штангу. Ведь и у штангистов, и у борцов одни и те же упражнения для улучшения “физики”. Ну и, конечно, многие борцы тоже давали ребятам мастер-классы. К примеру, к нам приезжал олимпийский чемпион россиянин Асламбек ХУШТОВ, которому я проиграл на Играх в Пекине. Он показал свой коронный прием “обратный пояс”…
- Это этим приемом он вас на Олимпиаде “сделал”?
- Не только меня. Всех, как морковку, выдергивал (смеется)… Наши тренеры тоже вместе с детьми мастер-классы прошли. Многому за эти два года научились. Стали думать, как лучше с детьми работать. Для начала проводить игровые тренировки, чтобы ребенку понравилась борьба. А если сразу его нагружать, то он просто убежит из зала… Надеюсь, что из этих детей в будущем, лет так через пять-десять, вырастет та новая генерация спортсменов, которая придет на смену нынешнему поколению наших ведущих борцов.
- Кстати, о ведущих. В 2019 году чемпионат мира по борьбе пройдет в Казахстане. Вы можете сделать прогноз по будущему выступлению нашей сборной?
- Прогнозы в спорте - дело неблагодарное. Тем более я не знаю, кто сегодня включен в состав сборной команды Казах­стана по борьбе. В 2008 году, сразу по окончании Олимпийских игр в Пекине, я получил травму, долго лечился, и в результате мне пришлось оставить большой спорт. Работал в бизнес-структурах, благо образование позволяло. Только в начале 2016 года я снова приобщился к борьбе в качестве директора ДЮСШ №15. Все это время и по сегодняшний день я практически не имел никакой возможности видеть вживую выступления спортсменов сборной страны на серьезных турнирах. Поэтому оценить их подготовку не могу. Однако считаю, что проведение чемпионата мира по борьбе - это большая честь и ответственность. Во-первых, это огромные затраты, колоссальная организаторская работа большого количества людей и служб города, где будет проходить чемпионат. Во-вторых, это напряженная работа всех подразделений Федерации борьбы Казахстана и Национального олимпийского комитета. Ведь в чемпионатах мира принимают участие не менее 50 команд! Кроме того, на домашний чемпионат болельщики делают сверхвысокую ставку, так как кроме медалей здесь будут разыг­рываться и первые лицензии на Олимпийские игры 2020 года в Токио.
- И все же вы не первый год в борьбе и все о ней знаете... Золото наконец-то будет?
- Думаю, что в родных стенах наши борцы должны взять не менее двух золотых медалей и соответствующее количество серебряных и бронзовых наград в каждом из олимпийских видов борьбы: греко-римской, вольной и женской. А если нет, то зачем тогда проводить домашний чемпионат мира с серьезными материальными затратами? И я, конечно, не могу принять слова одного спортивного деятеля (Ерлан КОЖАСБАЙ - вице-президент Федерации греко-римской, вольной и женской борьбы РК. - А.Т.), сказавшего, что спорт - это только личный социальный лифт и выигранные медали не улучшат жизнь в стране. И зарплаты, и пенсии у людей не повысятся, и здравоохранение не выйдет на другой уровень, и дороги не станут идеальными. Как такое можно было говорить? Ведь все мы представляем нашу страну. И если не ставить перед спорт­сменами задачу, не стимулировать их на медали, а говорить, что вы не для страны боретесь, а только ради себя, тогда зачем вообще держать таких деятелей, которые считают, что все равно улучшения не будет - с медалями или без. Это же, во-первых, непатриотично, а во-вторых, в мире культура и спорт существуют не только для личной наживы!
- Чемпионат мира пройдет в Астане, но многие борцы считают, что лучше бы он прошел в Алматы...
- Наверное, они правы. По крайней мере, медали легче было бы нам завоевывать именно в Алматы. Сборная тренируется здесь. Она привыкла к этому климату. А зарубежным спортсменам пришлось бы тяжело в Алматы с акклиматизацией. У них во время соревнований наступила бы кислородная недостаточность.
- Не могу не задать вам один щекотливый вопрос. В 2016 году дисциплинарная комиссия МОК за нарушение антидопинговых правил аннулировала вашу бронзовую медаль, завоеванную на Олимпиаде-2008. В связи с чем уже в 2018 году вице-президент Казахстанской федерации борьбы Ерлан Кожасбай требует с вас погасить штраф - 10 000 швейцарских франков, наложенный в свое время на федерацию, но якобы оплаченный им из своего кармана... Что вы на это скажите?
- Этот вопрос кого-то очень мучает, а я ничего не скрываю. Допинг я не принимал. Я проходил допинг-контроль несколько раз - до, во время и после Олимпиады. И ничего у меня тогда не нашли. А потом через восемь лет вдруг ни с того ни с сего... ВАДА - общественная организация, финансируемая большими фармацевтическими фирмами, и все ее заявления - это простые рекомендации. Это большая политика, вот и все... А в отношении средств, которые кто-то куда-то платил... Силой его никто делать это не заставлял. Почему-то другие спортивные федерации не требуют со своих спортсменов денег, не пишут им досудебные претензии с угрозами засудить и не обвиняют их во всех грехах. Да и на каком основании они собираются подавать на меня в суд? Во-первых, сегодня ни в уголовном, ни в административном, ни в гражданском праве закона о допинге нет. А во-вторых, штраф наложен на Федерацию борьбы Казахстана, а не на меня. Об этом ясно говорится в письме генерального секретаря United World Wrestling Мишеля ДЮССОНА.
- А с серебряного призера Олимпиады-2008 Таймураза ТИГИЕВА, также обвиненного в применении допинга, Кожасбай тоже требует деньги?
- Тигиев сейчас тренер сборной России. У него там крепкие позиции. Он сказал, что ему тоже звонил Кожасбай, и он его послал...
- Но наши борцы и сейчас попадаются на допинге. Поэтому Ерлан Кожасбай сказал в одном интервью, что федерация будет заключать с борцами и тренерами типовой договор, где написано, что они несут персональную ответственность за допинг.
- Я могу сказать одно: это незаконно...

Александр ТРОФИМОВ, фото Reuters и с сайта prosports.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть