2092

Боже, храни королеву!

В минувшие выходные на Центральном стадионе Алматы прошел XXVIII мемориал Гусмана Косанова. Как всегда, он подарил любителям Королевы спорта несколько рекордов. Но не исключено, что эта знаменитая футбольно-легкоатлетическая арена принимала традиционные международные соревнования в последний раз. В столетний юбилей легкой атлетики Казахстана...

О достижениях XXVIII мемориала Косанова, перспективах и проблемах нашей Королевы спорта газете “Время” поведал вице-президент федерации легкой атлетики казах­стана и Азиатской легкоатлетической ассоциации Алексей КОНДРАТ (на снимке).

- Как вам нынешний мемориал? Открыл ли он новые имена?
- Не скажу, что мы кого-то в этот раз открыли, но зато атлеты, которых мы давно знаем, показали высокие результаты. Так, в беге на 400 метров отличился 22-летний Михаил ЛИТВИН. Он установил новый рекорд Казахстана (45.50 сек. -
А. Т.), который простоял с 1984 года. Этот результат позволяет нам надеяться на успешное выступление Литвина на Азиатских играх в Индонезии и включение его в сборную Азии на Континентальный кубок мира в эстафетную команду. Хорошие секунды показала Виктория ЗЯБКИНА на 100 и 200 метрах. Она идет по восходящей. И тоже является кандидатом на участие в Кубке IAAF. Прилично выступила и Ирина ЭКТОВА в тройном прыжке.
- Эктова так радовалась, прыгнув на 14.07, как будто стала олимпийской чемпионкой. А ведь до лучшего результата Ольги РЫПАКОВОЙ - 15 метров 25 сантиметров - ей очень далеко...
- Когда это было... В этом сезоне за 15 метров вообще никто в мире не прыгал. А радость Ирины можно объяснить еще одним фактором. У нас в Казахстане три сильные прыгуньи тройным. А на Азиатские игры поедут две. Рыпакова вне конкуренции. А у Эктовой есть соперница - молодая и перспективная Мария ОВЧИННИКОВА. Правда, она не может занести себе в актив выступление на этом мемориале Косанова. Ирина была здесь сильнее. Но у Марии все впереди...
- Появление в Казахстане первого профессионального клуба по легкой атлетике Altay athletics даст толчок развитию королевы спорта у нас?
- Чем хорош этот клуб? Он достаточно мощно финансируется. Это дает возможность поддерживать лучших казахстанских спортсменов. Простой пример. Литвин, Зябкина, ШЫНАЗБЕКОВА только что вернулись с гастролей по Европе. Пусть это были не самые элитные соревнования, но тот же Литвин сделал несколько стартов, без которых этого рекорда в Алматы просто не было бы.
- А то, что в этом клубе есть легионеры из Кении, это хорошо или плохо?
- Сложный вопрос... В том числе и для меня. Другое дело, что кенийки, как и легионеры в футболе, баскетболе и велоспорте, получая поддержку от Казахстана, выступают за наши клубы, но не за страну.
- Но легионеры из Африки показывают очень высокие результаты. Может, стоит их натурализовать? Вот вам и медали Олимпиады...
- Сейчас в мировой легкой атлетике очень сложная ситуация. Меж­дународная федерация в прошлом году приняла решение о замораживании переходов спортсменов в другие страны. Была создана комиссия, которой поручено рассмотреть все нюансы этих дел, потому что Африканская ассоциация легкой атлетики заявила, что будет просто бойкотировать соревнования. Они требуют прекратить беспредельный вывоз африканских спорт­сменов в другие страны. Африка - это огромный континент, и не считаться с этим нельзя. Решение будет принято осенью этого года. И нас всех в любом случае ждет ужесточение по этому вопросу. Если раньше были лазейки типа заключения брака, то теперь карантин будет минимум три года, начиная от срока получения национального паспорта. При этом надо будет предоставить документы, что ты действительно являешься гражданином данной страны: проживаешь на ее территории, платишь налоги и прочее... Кроме того, будет запрещена натурализация молодых спортсменов. Если все это будет утверждено, то тогда содержание кенийских легкоатлетов в Казахстане станет бессмысленным.
- А как решается вопрос с легкоатлетической дорожкой Цент­рального стадиона Алматы?
- Как я слышал, осенью начнется реконструкция запасного поля Центрального стадиона. Туда перенесут наши дорожки, поставят трибуны. Как только все это будет сделано, Центральную арену закроют на ремонт. Беговых дорожек там не будет. Стадион станет чисто футбольным.
- Зато, говорят, у вашей федерации есть идея строить везде легкоатлетические манежи...
- И это идея воплощается в жизнь. Нулевой цикл уже сделан в Астане. Планируется строительство манежа в Павлодаре. Наш президент федерации (Даниал АХМЕТОВ. - А. Т.) объявил о том, что строится спортивный комплекс имени Абая в Семее, который будет включать в себя зимний легкоатлетический манеж. Идет разговор о том, что по дороге в Алматинский аэропорт начнется строительство манежа. В принципе, проблема с зимними спортивными сооружениями относительно решена. Другой вопрос, что с восемью дорожками у нас только два стадиона - алматинский и шымкентский. Но в Шымкенте, как бы это помягче сказать, трудно проводить даже детские соревнования.
- Получается, что после уничтожения беговых дорожек на Центральном у нас в стране вообще не будет легкоатлетического стадиона?
- Нет. Запасное поле Центрального хотят сделать с восемью дорожками. Надеюсь, они будут сертифицированы. И трибун на 5 тысяч мест нам будет достаточно. Мы не единственные такие. В Малайзии есть стадион на 80 тысяч. Но у них рядом расположена запасная арена, которая соответствует всем легкоатлетическим нормам, вплоть до проведения там чемпионата Азии. Мы с ними пытаемся договориться, чтобы проводить у них подготовку к Азиатским играм.
- Можно сказать, что вы пытаетесь сделать легкую атлетику массовым видом спорта, как во времена СССР?
- Безусловно, появление новых спортивных сооружений возрождает к жизни и тренеров, ведь им надо где-то тренировать детей. Кроме того, сейчас очень мощно вырос родительский фактор. Если раньше, лет 40 назад, ребенок сам шел в какой-то спорт, то теперь его приводят туда родители. И если они видят две полуразрушенные беговые дорожки, то у них возникает желание найти для своего чада другой вид спорта. Вы не поверите, но во времена Союза в детских спортивных школах легкой атлетикой занимались 30 тысяч человек, а работали с ними 800 тренеров. И каждого наставника мы знали в лицо.
- А теперь сколько у нас в стране детей-легкоатлетов и их тренеров?
- В 90-х годах количество занимающихся легкой атлетикой в Казах­стане упало до восьми тысяч. Сейчас поднялось до 11-12. Число тренеров в первые годы независимости уменьшилось до 130. Но сейчас их уже 800. До развала СССР только в Алматы работали шесть школ олимпийского резерва по легкой атлетике. Сейчас осталась одна, да и то комплексная, соседствующая с футболом. Для двухмиллионного города это крайне мало. Если мы собираемся строить манежи, то их надо кем-то заполнять. Легкая атлетика - один из самых медалеемких видов спорта. У нас неплохая история. И, думаю, неплохое будущее - при надлежащем к королеве отношении.
- Проблема допинга в легкой атлетике Казахстана по-прежнему актуальна?
- Безусловно. Она никогда и не снижалась. Легкоатлеты попадались и попадаются. За прошлый год у нас было четыре случая. Это много. Среди попавшихся были и те, кто выступал на Олимпиаде. Но, к моему величайшему сожалению и ужасу, сейчас мы сталкиваемся с новыми обстоятельствами этой проблемы. Доступ юных спортсменов к всемирной “помойке” позволяет им самим делать сумасшедшие коктейли. Сам по себе факт применения допинга отвратителен, но когда молодой спортсмен это делает осознанно и об этом не знают его тренер и врач, то это становится просто опасным для его жизни.

Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА и Михаила ЧЕКУРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть