1450

Не всё коту под хвост

Сноубордисты пока не знают, где будут состязаться в 2017 году.

“Баста, карапузики, кончилися танцы”… В Алматы с инспекцией побывало все руководство Меж­дународной федерации студенческого спорта (FISU) во главе с президентом этой организации Клодом-Луи ГАЛЛЬЕНОМ. Десант FISU, состоящий из 23 специалистов, представляющих 11 стран мира, проверил степень готовности Алматы к принятию зимней Универсиады-2017. Их очень интересовало, что Казахстан успел сделать за те два с половиной года, как получил право на проведение XXVIII студенческих игр. Ну и, конечно, что еще должен сделать, чтобы потом, накануне самих соревнований, не вышло, как у нас обычно случается: “Эх, помирать - так с музыкой, запевайте, братцы”…

Впрочем, как удалось выяснить “Времени” из разговора с директором государственного фонда “Исполнительная дирекция “Универсиады-2017” Ильей УРАЗАКОВЫМ (на снимке), делегация FISU осталась вполне удовлетворенной увиденным и скоро все это отразит в своем отчете. А пока были озвучены предварительные итоги визита технической комиссии Всемирной федерации университетского спорта.
- Были, конечно, замечания по городской инфраструктуре, качеству дорог. Хотя это больше касалось пригорода Алматы. В самом городе все, в принципе, делегатам понравилось и, по их мнению, соответствует необходимым требованиям, - говорит Илья Уразаков. - Единственное, нам сказали, что пора бы уже сформировать календарь соревнований как по месту, так и по времени стартов. Нужно точно решить, какой вид спорта на каком стадионе будет представлен. У нас по парочке объектов по-прежнему идут споры.
- Я даже догадываюсь, о каком объекте идет речь. Видимо, о лыжно-биатлонном комплексе “Алатау” в Солдатском ущелье?
- С Солдатским ущельем все более-менее прояснилось. Биатлон будем проводить в “Алатау”. Все-таки уже масса работы к Азиатским играм там была проделана. Конечно, многое надо доводить до ума. К примеру, остается открытым вопрос по гостинице: там недостаточно мест для размещения. Будем думать над этим… А что касается самих трасс и места расположения стадиона, то здесь все нормально. Конечно, далековато от города. Особенно учитывая тот факт, что другие спортивные объекты расположены очень компактно. И комиссия об этом нам намекнула. Хотя на той же Универсиаде в Италии, чтобы добраться до стадионов, мы преодолевали расстояние 180 километров. Так что это не проблема. У нас не решен другой вопрос: где будем проводить сноубординг? Одни специалисты считают, что ему можно найти место на Шымбулаке, другие говорят, что надо строить полноценную базу при спорткомплексе ЦСКА. Но в любом случае в течение ближайшего месяца мы должны разрешить эти разногласия.
- Интересно, понравились ли боссам FISU макеты двух будущих ледовых дворцов и атлетической деревни?
- Незначительные корректировочки они, конечно, внесли. Как же без этого? А в целом план понравился. Сказали, что наши архитекторы мыслят в правильном ключе.
- А наша экология их не испугала? Разве они не видели, какой у нас смог нависает над городом?
- Конечно, видели. Но мы не первые и не последние в этих вопросах. Все прекрасно понимают, что с этой проблемой глобально ничего уже не сделать. Но все равно представители FISU очень одобрительно относятся к нашим попыткам исправить ситуацию. Я имею в виду программу акима Алматы о переводе муниципального транспорта на газ, дополнительных развязках, ограничении на въезд иногородних авто, организации пригородных парковок…
- Комиссию не интересовало, во сколько обойдется Казахстану Универсиада?
- Этот вопрос вообще не подымался. Поймите меня правильно, это не их прерогатива. FISU какая разница, сколько мы денег потратим.
- И все же сколько?
- Сейчас говорить об этом рано. Вы знаете, что у нас регулярно фигурировали разные цифры. Так что не будем опять вносить дезинформацию. Я вам откровенно признаюсь, что сам пока ничего точно не знаю. После проверки FISU мы сделаем окончательную финальную корректировку наших проектов и через полтора месяца сможем озвучить все цифры.
- Не секрет, что на всех крупных стройках и мероприятиях у нас по традиции воруют…
- Я самый главный сторонник абсолютно прозрачной политики организаций. И мы сейчас в рабочем порядке рассматриваем вопрос о привлечении аудиторской компании с международным именем уровня “большой четверки”. И я как исполнительный директор комитета буду настаивать, чтобы аудит проводился. Не хочу, чтобы все наши усилия и затраты государства пошли коту под хвост. Нам в этом плане большим уроком послужили Азиатские игры 2011 года.
- Кстати, об Азиаде. У нас на Играх в Алматы и Астане просто ужасно работали наши волонтеры. Я сравниваю их работу с волонтерами на Олимпиаде в Сочи. Вы об этом вопросе задумывались?
- В 2011 году мы с этим проектом впервые крупно столкнулись и недооценили его. А волонтерское движение - это целая наука в XXI веке. Что произошло на Азиаде? Собрали одну команду - нужную команду. Обучали ее, казалось, правильно все делали. “Встали под ружье” полторы тысячи или 1700 человек, а до самой Азиады две трети из них разбежались. Ну скучно им было, неинтересно. А потом начали хаотично собирать всех, кто под руку попадется: недостаточно образованных ребят, ненатренированных… А здесь велосипед придумывать не надо. Необходимо перенимать нужные программы. В этот раз мы прибегнем к помощи одного британского агентства, которое полностью вытащило Лондон-2012. Там все расписано. Даже то, когда необходимо начинать подготовку волонтеров. Считаю, что за три года до начала Универсиады в большом масштабе собирать и учить волонтеров нецелесообразно. Когда наступит час Х, мы свистнем, отберем лучших и начнем с ними активно работать.
- Мы все очень гордимся, что выиграли право на проведение Универсиады, скромно умалчивая при этом, что Алматы стал столицей студенческих игр в связи с отсутствием конкурентов. Та же Италия сняла свою кандидатуру из-за экономического кризиса. Так в чем же наша победа?
- Если бы кандидатура Алматы мало-мальски вызывала сомнение у FISU с точки зрения надежности, имиджа или других параметров, то от нашей заявки бы отказались. Такое в истории Универсиад уже было. Сняли все кандидатуры и заново объявили конкурс. Поверьте мне, Международная федерация студенческого спорта по остаточному принципу не рассуждает. Если эффект от отсутствия конкурентов и был, то не более пятнадцати процентов.
- У нас часто любят менять руководителей больших спортивных мероприятий. К примеру, вы уже третий директор “Исполнительной дирекции “Универсиады-2017”. Не обидно будет, если вас в последний момент турнут с этой должности?
- Конечно, будет обидно. Потому что мне, поверьте, по-настоящему интересен этот проект. Чем я больше погружаюсь в него, тем больше хочу сделать его действительно на уровне. Не жалею для этого ни времени, ни сил. Хочу наконец растолкать этот паровоз под названием “Всемирная Универсиада”.

Александр ТРОФИМОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть