3094

О, спорт, ты - спор...

Директор костанайской детско-юношеской спортивной школы футбола Азамат БЕГАЛИН сильно обиделся на своих подчиненных. В результате семеро бывших и действующих педагогов коллективно отвечают в суде по уголовному обвинению в клевете на шефа. Такого скандала в тренерско-педагогической среде Костаная еще не бывало.

Вот они, потенциальные уголовнички, выстроились по-спортивному стройным рядком рядом с судом № 2 г. Костаная в ожидании своей участи. Восьмой человек в этой шеренге - сочувствующая подсудимым экс-главбух ДЮСШ Олеся ДАЦИЕВА (на снимке третья слева), которая хочет выступить на этом процессе в роли свидетеля. Правда, Фемида в лице судьи Алтын БАЙЖУМАНОВОЙ, рассматривающей частную жалобу гр-на Бегалина, пока гражданку Дациеву ни видеть, ни слышать не хочет.
- Судья Байжуманова в самом начале разбирательств высказала свое мнение о том, что ничем хорошим для педагогов они не закончатся, - говорит адвокат Виктор ОВСЯННИКОВ. - Мы попросили выяснить, каким образом проводилась проверка по жалобам педагогов на директора, но судья в этом нам отказала. Попросили вызвать и выслушать свидетелей - вновь получили отказ. Вместо всего этого нам с ходу было предложено принести Бегалину извинения, а также сказано: иначе вы будете признаны виновными. Все это в зале заседаний очень откровенно происходит, несмотря на аудио- и видеофиксацию процесса. Как после всего этого не заявить отвод судье?
Однако коллега судьи, рассмот­ревший ходатайство об отводе, никакого криминала в поведении Байжумановой не усмотрел. Так и написал: “Приведенные обстоятельства не подпадают под перечень оснований для отвода судьи”.
- Самое обидное, что по закону это постановление не подлежит обжалованию, - говорит Овсянников. - Но ведь и оно вынесено формально: в преамбуле почему-то написано, что отвод судье заявила “частный обвинитель Быстрова Н.”. Но позвольте! Я не Быстрова Н., я адвокат Овсянников! Если и заявитель, и люди в мантиях цепляются к каждому слову моих клиентов, то и мы тогда будем действовать точно так же.
Но что же за кошка пробежала между директором школы и его подчиненными? Все началось вскоре после назначения в прошлом году Азамата Бегалина на эту должность. Судя по всему, коллектив и новый директор сразу не понравились друг другу. Что ж, такое бывает. Недовольство, конфликты, письма в вышестоящие инстанции - все в этой истории шло по знакомому практически всем сценарию. Однако в момент, когда в ДЮСШ начались увольнения, градус взаимоотношений начальника с педагогами резко повысился. Уход с работы завуча Натальи МАСЛЕНОВОЙ (на снимке первая слева), на чьих плечах долгое время лежала масса забот о школе, был воспринят в коллективе как одно из самых больших потрясений.
- Я была вынуждена уйти по собственному желанию, - рассказывает Масленова. - Предшествовавший этому решению год работы меня буквально вымотал. У нашей школы, несмотря на то что она выпустила многих высококлассных спортсменов, выступающих сейчас в лучших клубах Казахстана и России, своей базы нет. Мы вынуждены побираться, то есть договариваться с владельцами спортивных полей о том, чтобы наших детей пускали туда на тренировки. И очень часто, почти всегда, нам не только шли навстречу, но и предоставляли площадки либо за символическую плату, либо вообще даром. Однако новому директору это пришлось не по нраву. Он предпочел начать практику заключения договоров по завышенным ценам либо проводить тренировки в такое время, когда это неудобно ни детям, ни тренерам. Но это еще полбеды. Мне стало известно, что он забирал у педагогов часть денег, предназначенных для проведения соревнований. Находиться под началом этого человека я далее не смогла.
Эту информацию готовы подтвердить как бухгалтер О. Дациева, так и тренер Михаил КОСТЫГИН (на снимке второй справа).
- Однажды я получил в кассе деньги на питание детей во время соревнований, - говорит Михаил Александрович. - Там было примерно 50 тысяч тенге. Директор вызвал меня в кабинет и сказал, чтобы я купил на 12-13 тысяч медали, а остальное отдал ему. Я купил медали и еще булочки для детей, чтобы они хоть что-то поели. Сообщил обо всем этом коллегам и отдал оставшиеся деньги. После чего сказал ему, что этим больше не буду заниматься.
- Я знала обо всем этом, мне самой пришлось заносить директору в кабинет деньги по его распоряжению, - говорит Дациева. - Дело было в ноябре 2015-го, я отдала примерно сто тысяч тенге - полсуммы, предназначенной для нужд соревнований. Конечно, все это бурно обсуждалось в коллективе. Когда мы пригрозили директору заявлением в прокуратуру, ситуация изменилась: в следующий раз деньги на еду каждый ребенок получал лично…
В письмах коллектива, отправленных в различные инстанции, указывалось, что г-н Бегалин якобы “не обладает навыками менедж­мента… ведет себя нагло и по-хамски с сотрудниками… не знает основ законодательства, юридических норм, закона о государственных закупках, основ бухучета, законодательства в области физкультуры и спорта, запугивает сотрудников увольнением...” Интерес­но, что у жалобщика наи­большее возмущение вызвали именно эти сентенции, но не информация о якобы полученных им незаконно “детских деньгах”.
- Все, чему не рад директор-жалобщик, на самом деле не должно считаться клеветой, - говорит Виктор Овсянников. - Ну что делать, если люди считают его непрофессионалом! Если педагоги нелестно охарактеризовали уровень его культуры и образованности, он, конечно, мог счесть себя обиженным и оскорбленным. Но оклеветанным… Это смешно. Ну а эпизоды получения денег от тренеров, которые заявитель в своей жалобе проигнорировал, мы можем доказать показаниями многочисленных свидетелей.
- У нас директор сам с собой заключил договор и якобы занимался преподавательской деятельностью, получая за это прибавку к зарплате, - говорит О. Дациева. - Я начисляла ему зарплату и знаю обо всех дутых надбавках. Но когда он начал осуществлять тотальный контроль за тренерами и придираться к ним по мелочам, те возмутились: а покажите-ка нам качество вашей педагогической работы! И нашла коса на камень…
Нещадно критикуемый бывшими и пока еще действую­щими коллегами Азамат Бегалин ответил на мои вопросы после одного из последних судебных заседаний. Он с ходу отмел все обвинения в криминальной составляющей его действий на посту директора ДЮСШ по футболу.
- Я не хотел доводить до суда и предоставил им возможность извиниться за все, что они понаписали в различные инстанции, - говорит заявитель. - Но они отказались. И я вынужден теперь защищать свои честь и достоинство в суде.
- А правду люди говорят, что они вынуждены были отдавать вам деньги, предназначенные для проведения соревнований?
- Это неправда. Я не знаю, почему они так говорят. Суд во всем разберется. Могу сказать, что областная ревизионная комиссия обнаружила финансовые нарушения в школе на 21 миллион тенге и недостачу в сумме 9 миллионов. Все эти факты случились до моего прихода на должность.
В общем, ситуация в спортшколе аховая. Пока руководитель борется с коллективом в суде, антикоррупционная служба начала расследование итогов проверки ревкомиссии. А дети, посещающие эту ДЮСШ, по-прежнему ютятся на чужих тесных спортплощадках и наверняка понимают, что разборки взрослых ничего хорошего в их тренировки и занятия не привнесут. Если вообще те в скором времени станут возможны, ведь в случае получения судимости тренерам придется уйти из школы.

P.S. Между тем судья Байжуманова потребовала от подсудимых предоставить справки о психическом здоровье, а также из наркодиспансера. Сделать то же самое директору школы указаний от суда не поступало.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора,  Костанай

Поделиться
Класснуть