2466

Самый сильный

В свое время его называли самым сильным человеком планеты, а еще “карманным Геркулесом”, который при собственном весе 66 килограммов и росте 163 сантиметра мог поднять 860 кило! Не с одного раза, конечно, а в результате трех подходов к штанге, но все равно впечатляет... Речь идет о легендарном темиртауском богатыре Алексее СИВОКОНЕ - 20-кратном чемпионе мира по пауэрлифтингу, на счету которого 39 (!) мировых рекордов. Не зря его имя числится среди лауреатов Книги рекордов Гиннесса. Сегодня 40-летний “лифтер” работает в Алматы детско-юношеским тренером и силовым инструктором, готовя для страны новых богатырей. Во время чемпионата Казахстана по пауэрлифтингу корреспонденту газеты “Время” удалось пообщаться с человеком-легендой, чьи уникальные достижения навсегда останутся в истории “железного спорта”.

- В конце 90-х прошлого века тебя называли не иначе как самый сильный. С учетом, конечно, твоего небольшого веса и, соответственно, поднятых тобой килограммов. Сам-то ты себя таким феноменом считал?
- Да я как-то не обращал на это внимания. Была задача выиграть чемпионат мира в своем весе. Вот и все. А потом организаторы из 11 чемпионов выбирали одного - самого сильного в этом виде спорта. Его величали чемпионом чемпионов! Было приятно, что я носил это звание пять лет подряд. И ушел из пауэрлифтинга непобежденным. Из-за травм вынужден был перейти в соревнования только по жиму лежа. Здесь я был не так силен, как в сумме трех упражнений.
- На вид ты не Геракл. Признайся, чем ты питался, чтобы поднимать такие сумасшедшие веса?
- Меня американцы много лет назад об этом спрашивали. Я им сказал: сало, мясо, баня, протеин, витамин... А они все равно удивлялись: так откуда сила-то? От тренировок, конечно. Никто на постсоветском пространстве не тренировался так, как я.
- Сало - это хорошо. Но без специального спортивного питания в пауэрлифтинге не обойтись?
- Нет, конечно. “Лифтер” - как машина. Положено в нее заливать 98-й бензин - будь добр. Зальешь 80-й - будет чихать. К сожалению, в наших магазинах не все продукты содержат необходимые вещества. Поэтому нужно дополнительное спортивное питание. Раньше у нас было всего три вида: протеины, витамины, аминокислоты. А сейчас полки ломятся: белок такой, белок сякой. Не знаешь, какие таблетки для чего нужны.
- И сколько сейчас стоит спортивное питание в расчете на одного человека?
- Если взять по минимуму, то тысяч 50-60 в месяц. При таком питании за три года можно добиться высоких результатов. И это будет в три раза быстрее, чем без спецпитания.
- Многие специалисты говорят, что без допинга в пауэрлифтинге делать нечего?
- Почему? Многие ребята выступают без допинга. Сейчас смысла нет его применять. Это в 90-х еще можно было... Я, наоборот, борюсь с этим.
- А что за история с казах­станскими лифтерами, которых задержали в аэропорту Екатеринбурга с запрещенными препаратами?
- Думаю, это провокация. Помню, ездил в 1993 году на свой первый чемпионат мира в Швецию. Нас, казахстанцев, в аэропорту так шмонали! В комнате досмотра полностью раздевали. Оказывается, до нас россияне провозили таблетки...
- Но тебя ведь тоже в 2006 году пожизненно дисквалифицировала Международная федерация пауэрлифтинга IPF. Почему ты не прошел допинг-контроль?
- Даже не знаю... Всемирная антидопинговая лаборатория в том олимпийском году начала испытывать новые реактивы. Можно было даже на санорине засыпаться. Закапал нос - и все. Может, что-то в питании было. Непонятно. А может, причина в том, что я чуть позже поехал выступать на чемпионат мира среди профессионалов по версии WPO. И меня IPF тогда и дисквалифицировала - в отместку. Я уже давно хотел переходить в профессионалы. Меня один раз даже приглашали на “Арнольд классик”, где очень хороший призовой фонд. Хотел заработать. Но Международная любительская федерация пригрозила дисквалификацией, и я не поехал. Сейчас IPF все делает для того, чтобы пауэрлифтинг или хотя бы жим лежа включили в олимпийскую программу: ведь на Паралимпиадах он уже есть. Если такое случится, то это будет для нашего вида спорта большим плюсом.
- Как ты прокомментируешь пословицу “Сила есть - ума не надо”?
- Так могут думать только те, у кого нет ни ума, ни силы. Разве умный человек мог бы сказать сильному такую фразу?
- Ты в свое время установил более 30 мировых рекордов. Какие-то из них устояли?
- Сейчас в IPF поменяли весовые категории. Рекорды мира все поснимали. Но это спорт. Здесь все временно. А вот рекорды Азии остались. Даже нынешний рекорд в весе до 82 кг - 847 кило в сумме троеборья - меньше моего рекорда (860 кг), установленного в 2002 году на чемпионате Азии в категории до 75 килограммов.
- Кроме штанги ты в своей жизни что-то другое тяжелое поднимал?
- Вагоны разгружал с сахаром. Но это была одноразовая акция. Нужно было заработать. И я хорошо заработал. В первый день мы вчетвером один вагон разгрузили, а на следующий день еще два. Мозоли натерли...
- Я слышал, твой отец тоже был маленьким Гераклом?
- У отца был рост 138 сантиметров. Помню в детстве на турник запрыгнет, а я за ноги его держу. Так он раз пять на одной руке вместе со мной подтягивался. Вилку алюминиевую на части разрывал. Причем не был спортсменом. Но в детстве очень любил бороться. Над ним ведь мальчишки издевались из-за его маленького роста. Так он всех на лопатки укладывал. А как-то рассказывал, что даже ухо кому-то оторвал. Силы было немерено.
- А твои дети унаследовали от отца богатырскую силу?
- У трех моих сыновей, по крайней мере, есть сила и стремление к победе. А дочке всего девять месяцев. Она только на ногах стоять учится.
- С твоим именем ты мог спокойно уехать в США, где пауэрлифтинг очень популярен. Открыл бы свой зал, зарабатывал деньги...
- Какие-то разговоры на эту тему были, но ничего конкретного. Так, чтобы собрать вещи и рвануть - нет.
- А желание было?
- Конечно. Почему бы не поработать?! Даже если сейчас пригласят - поеду. Мне ведь после завершения карьеры трудно приходилось. В Темиртау в спортклубе я зарабатывал 41 тысячу тенге. Спасибо ребятам, которые три года назад пригласили меня в Алматы. Мне нравится здесь работать. Два моих ученика стали чемпионами Азии.
- Сам-то не хочешь тряхнуть стариной? Сейчас столько соревнований проводится, в том числе и ветеранских?
- Очень хочется. Ты не поверишь: до сих пор снится, как я выступаю. Увы, старые травмы не позволяют поднимать тяжелую штангу. Но если бы у меня появился выбор, то я бы ветеранские соревнования даже не рассматривал. Выступал бы только среди сильнейших. Там, где есть конкуренция и борьба.

Александр ТРОФИМОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта www.powerlifting.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть