2210

Владимир Иванушкин: Спасибо, что живой!

Руководители “Кайрата” не вспоминают о нем уже два десятилетия. Ветераны алматинского клуба его давно похоронили. Казахстанские болельщики долгое время пытались разыскать могилу этого известного футболиста... А нашли живого и вполне здорового Владимира ИВАНУШКИНА. Это ему 17 августа 1958 года рукоплескал Центральный стадион Алматы, когда нападающий “Кайрата” забил победный мяч в ворота пермской “Звезды”. Это был первый исторический гол, забитый на только что открывшихся “Малых Лужниках”, как прозвали тогда новую алматинскую спортивную арену.

На днях Владимир Николаевич отметил свой 75-летний юбилей. По его словам, живет он скромно, но не бедствует. Пенсии ему и его супруге Тамаре Николаевне вполне хватает. А самая дорогая вещь в его доме - большая картина, на которой изображен момент исторической встречи 1959 года между казахстанскими и корейскими футболистами в Алматы. И как нетрудно догадаться, глядя на это произведение, в самом центре полотна - форвард “Кайрата” Владимир Иванушкин.
- Эту картину специально для меня нарисовал один художник-диссидент, отсидевший до этого за решеткой несколько лет, - вспоминает Владимир Николаевич. - За основу он взял фотографию известного фотографа Якова ЛИБЕРЧУКА, которая заняла призовое место на фотовыставке. Эту картину я не продам ни за какие деньги, даже за сто тысяч долларов. Память дороже. Я вот посмотрю на себя молодого и радуюсь. А знаешь, кто на заднем плане бегает? Это же Горбыль - Сережа КВОЧКИН. Сколько мне еще осталось? Бог знает. А эта картина вечная.
- “Кайрат” был первой казахстанской командой, которая совершила зарубежное турне. И вы участвовали в нем.
- Да, это было осенью 1959-го. Мы провели четыре игры в КНДР: две выиграли и две проиграли. Но мне запомнилось, как нас встречали. Три часа ночи. На перроне девчушки в красных галстуках и с цветами. Духовой оркестр. Мы не привыкли к этому. И просто ошалели! Ты не поверишь, как тогда любили в КНДР советских футболистов. Правда, перед поездкой нас предупреждали, что в Синыйджу к нам будут клеиться девчонки. Так что будьте бдительны. Но мы-то молодые: поэтому ходили, искали, но, увы, никого не нашли... Зато набрали домой женьшеневой водки со змейкой внутри бутылки. Потом хвостиком на Новый год закусывали...
- Говорят, что в ваше время многие футболисты “Кайрата” хорошо “поддавали”?
- Чепуха. С 58-го по 61-й год ни я, ни Степа (Вадим СТЕПАНОВ. - А.Т.), ни Горбыль даже за день до матча в рот спиртного не брали. Да как можно под градусами играть? Ты же “поплывешь”. После игры еще куда ни шло. А вот какие-то таблетки нам Николай Яковлевич ГЛЕБОВ один раз давал. Говорил, для энергии. Тренер сказал - закон. Мы по две выпили. А Владимир НИКОНОВ целую горсть хапнул. Потом в раздевалке весь покраснел и был отправлен в больницу. Тогда о допинге мы и не слышали.
- Помните свой знаменитый гол пермской “Звезде”?
- Против меня тогда играл какой-то амбал. Он меня и так и сяк по ногам бил. А я ему два раза головой в челюсть попал в верховой дуэли. Мне ничего, а ему больно. А потом Алик КРАСНОВ по правой бровке прошел, навесил, а я головой “чик - и в дамки”. Мы тогда боролись за выход в класс “А”. Но заняли второе место. А “Звезда” - третье.
- Какие сильные качества были у форварда Владимира Иванушкина?
- Я был по-хорошему наглый. Если меня кто-то локтем хоть чуть-чуть заденет, я его зубами загрызу. А иначе нельзя. Тренер в запас отправит. Если будешь только за счет техники обыгрывать, тебя быстро “скосят”.
- Но вас-то все-таки “скосили”, и эта травма, по существу, стоила вам успешной карьеры.
- Да, в 60-м в Вильнюсе меня хорошо рубанули. Мениск сразу полетел. Боль была адская. Я траву зубами грыз. Потом операция в Москве, восстановление, еще одна травма... А ведь нас с Юркой СТУЛОВЫМ в свое время приглашали даже в молодежную сборную Союза. И пусть мы за нее так и не сыграли, но это была такая честь. За майку с надписью “СССР” мы готовы были все отдать. Не то что нынешнее племя.
- За нынешним “Кайратом” следите?
- Как-то посмотрел по телику. Скукотища. Разве так играют? Я помню, как в поединке с “Хосилотом” пятерых таджиков во вратарской накрутил, обманул вратаря и закатил мяч в ворота. Мы тогда выиграли - 6:1. А я отметился хет-триком. Причем я не прыгал от счастья. Пошел спокойно к центру поля. А целоваться на поле вообще считалось позором.
- Как так получилось, что вас все считали давно ушедшим в мир иной?
- Даже не знаю. Кто-то сказал, что я умер. И это бумерангом разлетелось по свету. Лет двадцать никто не вспоминал. Последний раз к себе приглашал Тимур СЕГИЗБАЕВ, когда еще руководил федерацией футбола. Вам, ребята, спасибо, что еще живой...
- А если нынешнее руководство “Кайрата” пригласит вас на Центральный стадион. Придете?
- Нет. Не хочу, чтобы меня, Иванушкина, все увидели на костылях там, где я забивал победные голы. Я лучше выиграю в лотерею и поеду в Москву или Питер на чемпионат мира по футболу-2018. Ноги, конечно, болят. Но в руках сила еще есть. Кочергу могу сломать. Когда там будет Олимпиада в Алматы? В 2022-м? Я доживу, вот увидишь. Очень хочу посмотреть, какие будут цены на картошку...

Александр ТРОФИМОВ, фото Эдуарда ГАВРИША, Алматы



Поделиться
Класснуть